Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:54, реферат
Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - воли, авторитета, права, насилия…
Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
- деление организации
на укрупненные блоки по
- установление соотношения полномочий
должностей;
- определение должностных обязанностей
и поручение их выполнения конкретным
лицам.
Виды организационных структур:
- Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.
- Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары.
- Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции.
- Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны.
- Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
- Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта.
- Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип <двойного> подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта).
- Конгломератная. Она предполагает соединение различных отделов и подразделений, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях.
Важную
роль играет степень централизации
организационной структуры. В централизованной
организации все функции
Теория – ожиданий и теория справедливости
Процессуальные теории мотивации. Сущность процессуальных теорий поведения личности человека проявляется в том, что они рассматривают линию поведения не только как функцию его потребностей, но и как функцию его восприятия и ожидания, связанных с определенным процессом, ситуацией.
Т а б л и ц а 1
Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
Теория Маслоу |
1.
Потребности делятся на 2.
Поведение человека определяет
самая нижняя 3.
После того, как потребность удовлетворена, |
Теория МакКлелланда |
1.
Три потребности, мотивирующие
человека, - это потребность власти,
успеха и принадлежности.
2.
Сегодня особенно важны эти
потребности высшего порядка,
поскольку потребностям нижних
уровней, как правило, уже |
Теория Герцберга |
1.
Потребности делятся на 2.
Наличие гигиенических 3.
Мотивации, которые примерно 4.
Для того, чтобы эффективно мотивировать
подчиненных, руководитель |
Подход к мотивации с точки зрения процесса предполагает, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду или процесс, в котором работник трудится. К числу основных процессуальных теорий мотивации относятся теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Подход к мотивации с точки зрения процесса предполагает, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду или процесс, в котором работник трудится. К числу основных процессуальных теорий мотивации относятся теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий. Этот подход базируется на экспериментах русского физиолога Ивана Павлова. На этом же подходе базируется "теория предпочтения-ожидания", разработанная в 1964 году Виктором Врумом. В соответствии с этой теорией мотивация* зависит от трех факторов:
Схематично эту теорию можно представить формулой (рис.1.1).
Рис. 1. 1
Практический вывод из теории ожиданий сводится к тому, что менеджер должен представлять потребности работников и предполагать адекватное им вознаграждение. Причем для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
Теория справедливости. Теория справедливости, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляют сто с вознаграждением других людей. Если человек считает, что его коллега получил за ту же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение, что может привести к изменению уровня затрачиваемых усилий. Отсюда следует необходимость снять напряжение, восстановить справедливость, мотивировать этого сотрудника. Практический вывод из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремиться уменьшить интенсивность труда.
Модель Портера-Лоулера. Через три года после Врума Эдвард Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную теорию справедливости. Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Лоулер и Портер рассматривали вознаграждение и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высокого уровня, изображаются как более вероятная причина, удовлетворенности и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами.
Один из наиболее важных выводов из этой модели состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.
Мотивации
работников постоянно изменяются и развиваются.
Происходит перемещение от рынка покупателей
к рынку продавцов рабочей силы, где у
работников будет возможность поискать
наиболее подходящую для себя компанию,
а не наоборот. Уже сейчас у нас в России
накаляется конкуренция на талантливых
образованных служащих, и преуспевающие
организации используют широкий спектр
творческих стимулов, одним из которых
является гибкое рабочее время.
Практическая часть
Практическое задание будет рассмотрено на основе торговой организации: Гипермаркет Real,-. Данный магазин находится в г.Липецк. Сфера деятельности – торговля. В гипермаркете работает – 160 человек.
Пример конфликтной ситуации в кассовой зоне. Конфликт покупателя возник с кассиром: на ценнике в овощном отделе 1 кг томатов "краснодарских "стоил 80 руб, в чек же была пробита цена 120 руб за кг. Покупатель обратился к кассиру с требованием объяснить в чем причина такой разницы.
В данной ситуации есть несколько вариантов выхода из этой ситуации:
1 – кассир может сослаться на не знание всех цен в магазине и отправить покупателя к работникам отдела, чтобы там подтвердили что на самом деле цена томата 120 руб и продавец не успел поменять ценник, либо это сбой в системе кассы и томат на самом деле стоит 80 руб.
2 – кассир вызывает старшего кассира который возвращает разницу в цене составляющей 40 руб.
3 –
кассир вызывает дежурного
На мой взгляд наиболее рациональным решением в данной ситуации будет второй вариант, так как возвратив разницу в цене, покупатель будет удовлетворен что ему вернули сумму которую он не рассчитывал потратить. И на этом конфликт будет исчерпан.