Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:11, реферат
Условием развития и устойчивой жизнедеятельности любой организации является эффективность вложения инвестиций в определенные инвестиционные проекты. Проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.
1. Сможем
ли мы продать продукт,
проекта?
2. Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли,
оправдывающий инвестиционный
По статистике последних лет степень разорения фирм в нашей стране около
80%. Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг.
Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.
1. На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?
2. Предполагает ли
проект баланс между
3. Если проект нацелен
на международный рынок,
принципиальными
политическими решениями
4. Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели
внутренней государственной политике?
5. Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его
рассматривать дальше?
Так как проекты
проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ
должен также включать анализ потребителей и конкурентов.[3] Анализ
потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные
сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта
должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо
провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и
институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов
маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны
быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения
товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть
объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее
выгодное конкурентное положение на рынке.
Рис. 1 Общая последовательность анализа проекта
Маркетинговый план должен также учитывать наличие других
продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные,
финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В
рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов
и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее
значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную
информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто
случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на
осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только
ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за
плохого маркетингового анализа.
3.2. Технический анализ
Задачей технического анализа
инвестиционного проекта
. определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей
проекта,
. анализ местных
условий, в том числе
энергии, рабочей силы,
. проверка наличия потенциальных возможностей планирования и
осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных
экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов.
Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных
существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими
критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то
есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на
импортное оборудование и сырье. Если оказывается невозможным использовать
собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения
зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:
. совместное предприятие
с иностранной фирмой —
и полное
обеспечение всеми
. покупка оборудования,
которое реализует
. "turn-key" — покупка оборудования, постройка завода, наладка
технологического процесса;
. "product-in-hand" — "turn-key" плюс обучение персонала до тех пор,
пока предприятие
не произведет необходимый
. покупка лицензий на производство;
. техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правило выбора технологии
некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе
какого-либо агрегированного критерия.
Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу
следующих аспектов использования технологий.
1. Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах
(масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).
2. Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их
производственные мощности, качество сырья, каково количество других
потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск
в отношении окружающей среды).
3. Коммунальные услуги и коммуникации.
4. Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию,
имеет на нее патент или лицензию.
5. По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом
технологии.
6. Приспособленность технологии к местным условиям (температура,
влажность и т.п.).
7. Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям
проекта)
и время для выхода на
полной производительности.
8. Безопасность и экология.
9. Капитальные и производственные затраты.
В табл.1 приведен пример такого многоальтернативного выбора, в котором
каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.
Пример выбора лучшего
|Ключевые факторы |Вес |Альтернативы |
| |критерия |А |В |С |D |
|Прежнее использование |3 |6 |3 |2 |0 |
|Доступность сырья |5 |3 |4 |6 |9 |
|Коммунальные услуги и |2 |5 |3 |2 |6 |
|коммуникация | | | | | |
|Наличие патента или |1 |0 |0 |10 |10 |
|лицензии | | | | | |
|Приспособленность |2 |7 |5 |4 |7 |
|технологии к местным | | | | | |
|условиям | | | | | |
|Загрузочный фактор |3 |7 |4 |6 |8 |
|Безопасность и экология |4 |10 |8 |5 |3 |
|Капитальные и |5 |5 |4 |8 |6 |
|производственные затраты | | | | | |
|Величина взвешенного | |143 |109 |136 |147 |
|критерия | | | | | |
Расчет обобщенного критерия производится по формуле:
[pic]
где w — вес частного критерия, Gk — величина частного критерия.
Наилучшим принимается технический проект, который имеет наибольшее значение
критерия. В частности, в
рассмотренном примере
D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.
3.3. Финансовый анализ
Данный раздел инвестиционного проектного анализа является наиболее объемным
и трудоемким. Обстоятельному изложению этого вопроса будет посвящено
несколько отдельных глав. Сейчас мы очертим лишь комплекс вопросов
финансового анализа с их взаимной увязкой. Общая схема финансового раздела
инвестиционного проекта
следует простой
1. Анализ финансового
состояния предприятия в
предыдущих лет работы предприятия.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки
инвестиционного проекта.
3. Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации
инвестиционного проекта.
5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Остановимся кратко на
инвестиционного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и
его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных
финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность,
прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не
вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную
финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные
показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения
западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует
преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается
привлечь инвестора.
Анализ безубыточности
по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов
продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с
изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются
неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа
безубыточности — определить точку безубыточности, т.е. объема продаж
товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа
безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки
в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и
последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия. Наиболее
ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его
инвестиционная часть, которая включает
. определение
инвестиционных потребностей
. установление (и последующий поиск) источников финансирования
инвестиционных потребностей,
. оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации