Управление системой образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………. 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………..

8
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………

11
ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………... 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

реферат_Управление системой образования в РФ.docx

— 39.36 Кб (Скачать)
    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
  • Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
  • Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов). 
  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

     Государственная политика в области  образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
 
  1. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ 

    ОБРАЗОВАНИЯ

     Управление  системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

     Первые  два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной  деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и  высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

     Министерство  образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

     Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в области образования и науки  является Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

     В каждом из субъектов Российской Федерации  имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере  образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

     Контрольно-надзорные  функции в рамках полномочий, предоставленных  субъектам Российской Федерации  действующим законодательством, могут  осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

     В муниципальных районах и городских  округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

     Отдельные вопросы управления находятся в  компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

     Как уже было указано, каждый из уровней  обладает своими полномочиями в части  управления системой образования.

     Полномочия - это право на осуществление тех  или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

     При этом очень важно понимать, что  полномочия - это еще и право  финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

     Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень  управления не может определять порядок  и правила реализации указанных  полномочий, а только рекомендовать  их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим  законодательством.

     Учитывая  наличие большого числа дотационных  территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

     В настоящем подразделе приведены  основные полномочия всех трех уровней  управления системой образования в  Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам  Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления. 

  1. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

     Учредителем образовательного учреждения могут  быть органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

     Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в  ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных  организаций (объединений)).

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения могут быть бюджетными или  автономными.

     Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.

     Недвижимое  имущество и особо ценное движимое имущество автономного государственного или муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем  или приобретенное автономным учреждением  за счет средств, выделенных ему учредителем  на приобретение этого имущества, находится  у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным  имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством.

     Бюджетные государственные и муниципальные  образовательные учреждения полностью  или частично финансируются из бюджетов соответствующих уровней, а также  могут иметь иные источники поступления  финансовых средств, предусмотренные законодательством.

     Основой финансирования автономных образовательных  учреждений являются задания, устанавливаемые  учредителем с учетом разрешенной  уставом учреждения деятельностью.

     Финансирование  федеральных государственных образовательных  учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

     Негосударственные образовательные учреждения могут  получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.

     Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный  баланс и лицевой счет.

     Оплата  труда работников государственных  и муниципальных образовательных учреждений может производиться как на основе Единой тарифной сетки, так и на основе новых систем оплаты труда.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Образование является важнейшей сферой, которая  создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.

     В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

     В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано  на решение следующих проблем: организация  такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

     В Российской Федерации управление образованием – компетенция следующих органов:

  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • министерств образования республик в составе Российской Федерации;
  • управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей и автономных образований;
  • комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе).

     Большое значение имеет вопрос разграничение  компетенции вышеуказанных органов  управления, а также контроля за выполнением возложенных на них  полномочий.

     Одной из задач в совершенствовании  действующей системы образования  Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.

Информация о работе Управление системой образования в РФ