Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, доклад
В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами. Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.
В процессе образования
и развития Соединенных Штатов Америки
формировался американский стиль управления.
Особенности этого стиля
Научно-технический
прогресс приводит к глубоким изменениям
методов труда, что, в свою очередь,
требует новых форм организации
и управления персоналом, направления
на повышение эффективности
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев. В последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам, «человеческому» фактору управления резко возрос.
Анализ американского
стиля управления персоналом представляет
особый интерес. Во-первых, это та область
менеджмента, где наиболее разительно
проявляются отличия
Целью работы является выявление особенностей и характерных черт американского стиля управления персоналом. Для достижения цели ставятся следующие задачи: проанализировать систему отбора персонала в США; выявить особенности системы оплаты и стимулирования труда; рассмотреть систему подготовки и повышения квалификации персонала; раскрыть особенности службы высших руководителей в США.
Система отбора персонала в США: кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям. Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских фирмах
при приеме на работу потенциальные
кандидаты проходят тестирование для
выявления профессиональной подготовки.
Обычно каждая фирма разрабатывает
свои критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями в
В большинстве
американских фирм прием на работу
предполагает прохождение следующих
этапов: знакомство работника с описанием
предлагаемых рабочих функций, прав
и ответственности, которые он будет
иметь. Если конкретная работа, на которую
принимается работник, не включена
в годовой план, то необходимо ее
обоснование, в соответствии с которым
предлагаемая должность должна быть
квалифицирована отделом кадров
с целью ее включения в существующую
систему оплаты труда. Подбор кадров
начинается после того, как предложения
по новой должности утверждены высшим
руководством. Отдел кадров помогает
руководителю подразделения, где объявлена
вакансия, подобрать кандидатуры
работников. Обычно он подготавливает
короткий список кандидатов, которые
подходят по своей квалификации к
данной должности. В некоторых фирмах
обязательным считается включение
в список кандидатов работников других
подразделений своей фирмы. Набор
кандидатов со стороны осуществляется
через рекламу, личные связи, профессиональные
фирмы по найму, имеющие электронные
базы данных. Кандидаты, включенные в
список, обычно проходят через серию
интервью со своими будущими руководителями
(на два-три уровня вверх), коллегами
и при необходимости с
В американских фирмах
увольнение персонала, включая менеджеров,
всегда сопровождается длительной серией
оценочных и воспитательных приемов,
за исключением экстремальных
Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.
Система оплаты и стимулирования труда: в США система оплаты труда предусматривает следующее:
В большинстве
американских фирм системы оплаты труда
отличаются негибкостью, не обладают достаточным
мотивационным эффектом и слабо
стимулируют повышение
Премии руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании. Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов производственной деятельности. По некоторым оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления. Считается, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20:1 (в автомобильной промышленности 36:1), то в Японии - 8:1. Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов. В США используются различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.
Система распределения
доходов предполагает создание определенного
механизма распределения
Система подготовки и повышения квалификации персонала: в современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм. Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно. Данная черта американского стиля управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии ее обучающих технологий. В эту систему входят четыре вида организаций - школы управления (школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы. Главная задача всех форм и видов подготовки и повышения квалификации - это «сделать знания производительными».
Школы
управления (школы бизнеса) занимаются вопросами
подготовки и повышения квалификации
специалистов и менеджеров по различным
направлениям. В настоящее время насчитывается
свыше трехсот школ бизнеса, школ администрации
и экономики, школ промышленного управления,
в которых используется двух- и четырехгодичное
обучение, имеются доктурантура и краткосрочные
курсы совершенствования. Старейшей школой
управления в США является Школа Уортона
при Пенсильванском университете, основанная
в 1881 году Джозефом Уортоном, финансистом
и промышленником из Филадельфии. Школа
начала подготовку специалистов в области
финансов и коммерции. С 1921 года выпускникам
этой школы присваивается степень МВА
(магистра делового администрирования).
В настоящее время на факультетах финансов,
маркетинга, менеджмента, бухгалтерского
учета и отчетности, многонациональных
корпораций, наук о решениях и других обучается
около пяти тысяч человек. Факультеты и отделения
в высших учебных заведениях. США были
первой страной, в которой началось обучение
руководителей в системе высшего образования.
Первые факультеты по управлению при вузах
появились здесь в конце ХIХ века. В настоящее
время имеется несколько сот факультетов
и отделений делового администрирования
и коммерции, десятки отделений по управлению
предприятием при технических факультетах,
которые выпускают дипломированных специалистов
по развитию производства и труда. Здесь
также используются двух- и четырехгодичное
обучение, а также доктурантура, в рамках
которой ведется подготовка научных работников
и преподавателей по дисциплинам, связанным
с управлением. В начале 70-х годов ХХ века
получили распространение курсы
Американская
ассоциация менеджмента (АМА) - одна
из крупнейших организаций, занимающихся
популяризацией проблем организации и
управления. АМА организует многочисленные
курсы, семинары и конференции, обеспечивает
информационное обслуживание и издает
собственные журналы.
Ассоциация
развития менеджмента (SАМ) организует
конференции, семинары, дискуссии и курсы
для персонала небольших предприятий.
Она оказывает также и консультативные
услуги.
Национальный
совет по вопросам НИР и использованию
их результатов (NIСВ) занимается вопросами
НИР в институтах, являющихся членами
этого общества, а также информирует своих
членов - промышленные предприятия, вузы,
торговые фирмы, государственные органы
и профсоюзы - о новейших достижениях и
методах в области организации и управления.