Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 17:27, доклад
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила важнейшим направлением государственной политики «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», которое включает в себя как создание условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, так и противодействие нелегальной миграции, что способствует реализации стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года обозначила важнейшим направлением
государственной политики «управление
миграционными процессами в целях снижения
дефицита трудовых ресурсов», которое
включает в себя как создание условий
для повышения миграционной привлекательности
нашей страны, так и противодействие нелегальной
миграции, что способствует реализации
стратегического курса Правительства
Российской Федерации в части стабилизации
общей численности населения и содействия
становлению инновационной социально
ориентированной экономики. Основными
целями миграционной политики выступают:
1 а) обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации, максимальная защищенность,
комфортность и благополучие населения
Российской Федерации; б) стабилизация
и увеличение численности постоянного
населения Российской Федерации; в) содействие
обеспечению потребности экономики Российской
Федерации в рабочей силе, модернизации,
инновационном развитии и повышении конкурентоспособности
ее отраслей. Миграционная политика является
важной частью социальной политики и способствует
достижению таких общественных целей,
как развитие рыночных отношений, обеспечение
демографическими ресурсами рынка труда,
соблюдение прав и свобод человека. Однако
миграционная политика в России обладает
достаточно серьезными проблемами. На
данный момент миграционные процессы
носят стихийный характер. Это обуславливает
возрастание диспропорции региональных
рынков труда, увеличение социальной напряженности,
формирование условий для распространения
среди населения нашей страны идей национальной
нетерпимости. Сегодня миграционная привлекательность
России по сравнению с другими странами
невысока и распространяется в основном
на граждан государств постсоветского
пространства. При этом в 2013 году большинство
мигрантов приезжали из стран СНГ: Узбекистан,
Украина, Казахстан, Таджикистан, Армения
и др. Как правило, для мигрантов, прибывающих
на территорию нашей страны из государств
- участников Содружества Независимых
Государств, характерен более низкий уровень
образования, знания русского языка и
профессионально-
–Рассмотрим опыт регулирования миграционных потоков и развития миграционной политики в зарубежных странах. В Великобритании существуют определенные механизмы дифференцированного привлечения и отбора иностранных граждан. Так, в 2008 г. были приняты Иммиграционные правила, в соответствии с которыми все иностранные граждане, не являющиеся гражданами государств - членов Евросоюза, подразделяются на пять категорий: · высококвалифицированные мигранты, обладающие исключительными знаниями; · квалифицированные работники; · низкоквалифицированные работники, используемые для выполнения временной работы; · студенты; · молодежь. Иностранный гражданин, который изъявил желание работать в Великобритании, в соответствии с одной из пяти категорий должен получить определенное количество баллов для того, чтобы ему был разрешен въезд в Великобританию и было выдано разрешение на работу. Баллы для каждой из категорий иностранных граждан исчисляются исходя из образования, профессии (специальности), опыта работы и других деловых качеств иностранного гражданина - потенциального работника в Великобритании. Например, если иностранный гражданин хочет въехать в Великобританию в качестве высококвалифицированного специалиста, то, если у него есть степень бакалавра, он получает 30 баллов, если степень магистра - 35 баллов, а если степень доктора наук - 50 баллов. Достаточно интересен опыт Швеции в регулировании миграционных процессов. В разработку миграционной политики широко привлекаются бизнес-структуры. На совместных конференциях представители властей и бизнес-сообщества обсуждают план по интеграции иностранных работников на местах. Бизнес в первую очередь заинтересован в получении прибыли от наемного труда, в том числе иностранного, а поэтому и в создании условий, способствующих более быстрой адаптации мигрантов, что будет напрямую отражаться на их эмоциональном состоянии, а следовательно, и на качестве труда. Также в стране издается информационный буклет для мигрантов, который содержит ответы на все основные вопросы, связанные с интеграцией в принимающее общество. Буклет является не просто очередной рекламной брошюрой, а полноценным изданием, которое распространяется в странах, откуда приезжают мигранты, а также доступно в сети. В ближайшие несколько лет особое внимание будет уделяться эффективному рассмотрению прошений о предоставлении убежища. В качестве ответа на последние тенденции по увеличению притока беженцев. Данный вопрос назван одним из приоритетов, в то время как традиционно Швейцария делала упор на привлечение трудовой миграции (в частности, высококвалифицированной). С 1 июля 2012 года вступил в силу новый план по регулированию предоставления убежища. Документы мигрантов из безвизовых европейских стран рассматриваются теперь в течение 48 часов, что сильно ускорило процедуру. При этом депортация нелегальных иммигрантов приобрела более централизованный характер: она была перенесена исключительно в аэропорты Цюриха и Женевы. В целом, согласно статистическим данным, количество мигрантов в стране (тех, кто получил легальный статус) сейчас составляет 1,82 миллиона, т. е. более 23% от общего числа населения. За последний год 26 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении убежища (среди стран лидируют Эритрея, Нигерия, Танзания, Сербия и Афганистан). По сравнению с отчетом за 2011 год, в 2012-м доля выходцев из неевропейских государств выросла на 0,9%, из европейских — на 4,1%. В 2012 года 64% мигрантов прибыло в Швейцарию из стран ЕС (104 350 человек) по линии трудоустройства. В целях сдерживания потоков прибывающих работников в 2012 году действовала квота — не более 5000 краткосрочных разрешений на работу и не более 3500 долгосрочных (для граждан третьих стран). 85% всех прибывших по линии трудоустройства обладали высокой квалификацией.8 Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России.