Управление инновационным процессом в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:
* признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;
* создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
* максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
* эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1.Задачи планирования инноваций
1.2. Принципы планирования инноваций
2. СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
2.1. Виды планирования инноваций на предприятии
2.2. Процессы внутрифирменного планирования инноваций
2.3Организация планирования инноваций на предприятии
3. МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕНООГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
3.1.Научно-техническое прогнозирование
3.2. Продуктово-тематическое планирование инноваций
3.3. Календарное планирование инноваций на предприятии
3.4. Производственное планирование инноваций
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макаров.docx

— 44.63 Кб (Скачать)

 

• наличия на ИП эффективной и динамичной информационной системы обеспечения маркетинга научно-технического прогнозирования и Планирования инноваций;

 

• использования научных методов оценки и экономического обоснования инновационных предложений и проектов.6

 

Процесс продуктово-тематического планирования инноваций.

Продуктово-тематическое планирование представляет собой сложный, многоуровневый итерационный процесс, в котором принимают участие менеджеры, плановые службы, аналитические, исследовательские и разрабатывающие подразделения ИП. Он включает в себя информационное обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснования и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обоснования управленческих решений. Общий процесс продуктово-тематического планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов: формирование продуктово-тематических предложений, оценка предложений и отбор тематики, выполнение плана.

Первая стадия — формирование продуктово-тематических предложений — имеет своей задачей подготовку возможно большего числа перспективных инновационных идей относительно состава инновационного продукта, изменения структуры рынков или технического развития ИП. Основными источниками инновационных предложений на этой стадии выступают результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-технических прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики ИП. Маркетинговые исследования в рыночных условиях составляют важнейший источник и необходимое условие научного подхода к продуктово-тематическому планированию на ИП. Маркетинговые исследования в рамках продуктово-те-матического планирования ориентированы на формирование продуктово-рыночного портфеля ИП.

Использование разнообразных методов и приемов поиска инновационных идей наряду с постоянным анализом портфельных матриц и стратегическим планированием продуктовой политики позволяет ИП формировать большое число альтернативных инновационных предложений к тематическому плану, конкурирующих между собой по имеющимся ресурсам ИП и ожидаемым результатам. По данным консалтинговых фирм, для одного успешного инновационного продукта в среднем необходимо 58 разнообразных новых идей. При этом требуется рассмотреть не менее 300 различных вариантов и предложений. Поэтому наиболее ответственной стадией продуктово-тематического планирования инноваций является стадия оценки предложений и отбора наиболее актуальной тематики.7

В отечественной и зарубежной практике для решения этой ответственной задачи используются, как правило, разнообразные методы селекции конкурирующих предложений, основанные на многокритериальной оценке и двухступенчатом отборе перспективной тематики. На первой ступени оценка предложений и грубая селекция их производится по совокупности критериев, отражающих рыночную ситуацию с предлагаемым инновационным продуктом. В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться следующие параметры рыночной ситуации: динамика спроса на инновационный продукт, ожидаемая доля рынка, оценка рыночного риска, наличие рыночных барьеров, состояние конкуренции, гибкость цен,

ожидаемая рентабельность, требуемые инвестиции, обеспеченность ресурсами, ожидаемый объем производства инновационного продукта.

Отбор предложений на первой ступени селекции производится в соответствии с обобщенным показателем путем ранжирования предложений и нормативного ограничения по минимально допустимому уровню значения обобщенного показателя. Ограничение устанавливается ИП исходя из располагаемых ресурсов и возможностей развития инновационного потенциала в планируемом периоде. На этой ступени селекции состав предложений, допускаемых к дальнейшему рассмотрению, должен превышать инновационные возможности ИП. На второй ступени осуществляется детальная селекция допущенных к разработке предложений по совокупности критериев, характеризующих научно-технический уровень и стратегическую привлекательность предложений.

В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться следующие параметры: относительная доля рынка, качество продукта (по международным стандартам), уровень технологии, экономическая эффективность, патенто - и лицензеспособность, компетентность руководства, квалификация кадров. Механизм оценки предложений на второй ступени селекции может быть тем же, что и на первой ступени, но с учетом специфической расстановки приоритетов по критериям отбора инновационных предложений. Изложенную схему селекции инновационных предложений следует рассматривать не обособленно, а как часть общей системы формирования продуктово-тематического портфеля ИП. Только при таком системном рассмотрении она может обеспечить активный поиск плодотворных инновационных идей и объективный отбор перспективных предложений с учетом рыночной ситуации, общих тенденций развития инновационной сферы и реальных возможностей и интересов ИП.8

 

3.3. Календарное планирование  инноваций на предприятии

Календарное планирование имеет своей целью установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по каждой теме с учетом имеющихся ресурсов. В процессе достижения этой цели на стадии календарного планирования решаются следующие основные задачи:

детализация заданий объемных планов путем установления состава и технологической последовательности выполнения работ по каждой теме;

составление календарных планов-графиков работ по выполнению каждой темы;

разработка сводных календарных планов работы подразделений и ИП в целом;

составление календарных графиков работы отдельных исполнителей на планируемый период.

При большой номенклатуре одновременно выполняемых тем, характерной для многих ИП, высокой сложности разрабатываемой техники и технологии, требующей привлечения большого числа исполнителей, линейные графики не обеспечивают эффективного решения задач календарного планирования

Постоянное и быстрое усложнение проектируемой техники, возрастание масштабов, стоимости работ, необходимость всемерного сокращения длительности процесса создания и освоения производства новой техники потребовали разработки новых, более совершенных методов календарного планирования сложных комплексов работ. Таким методом стало сетевое планирование — метод, основанный на использовании сетевых моделей планируемого комплекса работ. Сетевая модель — это формализованное описание комплекса работ в логической последовательности их выполнения с документальным фиксированием всех выявленных взаимосвязей.

3.4.Производственное планирование  инноваций

Производственное планирование инноваций связано с завершающими стадиями инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение имеющегося спроса. Выполнение этого комплекса работ осуществляется опытно-экспериментальными производствами в виде самостоятельных ИП или цехов, участков ИП. Состав опытно-производственных работ предусматривается в каждом отдельном инновационном проекте. Производственное планирование инноваций имеет задачей распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за определенными рабочими местами. 9К нему предъявляются требования равномерного и комплексного выполнения производственной программы опытных работ и возможно полного использования трудовых ресурсов и основных фондов ИП.Оперативно-производственное планирование осуществляется в три последовательных этапа. Первый — объемное планирование сводится к расчету производственных программ ИП, цехов и участков в соответствии с их производственными возможностями. Второй – календарное планирование заключается в построении календарных планов-графиков выполнения опытных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению производственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и регулирования хода производства. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах регионов, государства и с внешним миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Прогнозирование и планирование  экономики : учебник / Г.А.Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А.Кандауровой, В.И.Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2005. - 476с.

2. Владимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 400 с.

3. Методы управления инновационной  деятельностью: учебное пособие / Л.Н.Васильева, Е.А.Муравьева. М.: КНОРУС, 2005. - 320с.

4. Прогнозирование и планирование  в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2000

5. Алексеева М. М. Планирование  деятельности фирмы: (Учебно-методическое  пособие). – М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2006

7. Владимирова Л. Л. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка: учеб. Пособие. – М., 2005г.

8. Горемыкин В. А. и др. Планирование на предприятии: учебник  для студентов ВУЗов – М., 2000г.

9. Ильин А. И. Планирование  на предприятии: учеб. Пособие для  ВУЗов. – Минск, 2005.

10. Прогнозирование и планирование  экономики – под редакцией  Борисевича В. М. -   Минск: Экоперспектива, 2000.

1 Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: (Учебно-методическое пособие). – М.: Финансы и статистика, 2000.

2 Прогнозирование и планирование экономики : учебник / Г.А.Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А.Кандауровой, В.И.Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2005. - 476с.

3 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2000

4 Горемыкин В. А. и др. Планирование на предприятии: учебник для студентов ВУЗов – М., 2000г.

5 Прогнозирование и планирование экономики – под редакцией Борисевича В. М. -   Минск: Экоперспектива, 2000.

6 . Владимирова Л. Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. Пособие. – М., 2005г.

 

7 Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. Пособие для ВУЗов. – Минск, 2005.

 

8 Методы управления инновационной деятельностью: учебное пособие / Л.Н.Васильева, Е.А.Муравьева. М.: КНОРУС, 2005. - 320с.

9 . Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2006

10 . Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 400 с.

 


Информация о работе Управление инновационным процессом в условиях рынка