Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 19:38, реферат
Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно превышает предложение.
Введение……………………………………………………………………....3
1 Управленческие революции. Первая управленческая революция……...4
1.1 Вторая управленческая революция……………………………………..5
1.2 Третья управленческая революция……………………………………..6
1.3 Четвертая управленческая революция……………………………….…7
1.4 Пятая управленческая революция……………………………………..10
Заключение……………………………………………………………….....14
Список литературы……………………………………………………...….16
Итак, началом
четвертой революции в управлении явилась
буржуазная революция, символизировавшая
выход на историческую сцену новой фигуры
— капиталиста. Когда он обжился и понял,
что в одиночку ему не сыграть всю пьесу,
возникла новая фигура — наемный менеджер.
Стало быть, начало эпохи — появление
капиталиста, а ее конец — приход менеджера.
1.4 Пятая управленческая революция.
Промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Хотя многие, в том числе и Адам Смит, в этом сомневались: для них в середине XIX века главным героем оставался менеджер-фабрикант (капиталист). Уже К.Маркс, написавший «Капитал» в конце 60-х годов XIX века, не верил в историческую перспективу капиталиста, в его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством.
Однако со временем теоретики и практики начинают осознавать, что капиталист в управлении производством — фигура отнюдь не самая главная. По всей видимости, он должен уступить свой капитанский мостик. Но кому именно? Маркс полагал, что пролетариату, и не ошибся, поскольку именно пролетариат завоевал господствующие позиции в социалистических странах, включая СССР. Макс Вебер видел его преемником бюрократию, и тоже оказался прав, ибо бюрократия является мощным фактором развития во всех странах мира.
Различие взглядов социолога М.Вебера и экономиста К.Маркса весьма примечательно. И Маркс, и Энгельс видели, что капиталист — фигура преходящая. О том же самом говорил и Вебер. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным. Энгельс и Маркс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория социалистической революции. Вебер также предлагает капиталисту подать в отставку, но уступить место менеджерам и бюрократам. Вебер заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии.
Веберовская концепция бюрократии послужила теоретической платформой менеджерской революции. Хотя некоторые ее ключевые положения, по мнению видного американского социолога М.Цейтлина, восходят к идеям Гегеля и Маркса о сущности и роли корпораций в капиталистическом мире. В конце XIX — начале XX века, когда Вебер создавал социологию бюрократии, теоретики германской социал-демократии Э.Бернштейн и К.Шмидт выдвинули гипотезу о том, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса отчуждения сущности капитализма. Согласно этой теории, класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой противоположны интересам собственников.
К тому времени М.Вебер писал и об усилении роли администрации в государственном и частном секторах экономики. Администрация уже захватила господствующие высоты в общественной жизни и превратилась в самостоятельную социальную страту. Сословная сплоченность бюрократии покоится не только на субъективном ощущении принадлежности к данной группе, но и на вполне объективных процессах. В бюрократизированном обществе повышается социальная значимость «чина», своего рода пиетет должности, который защищается административно-правовыми нормами.
Рост
бюрократии на самом деле отражал
тот факт, что в капитализме XX
века управление производством перестало
служить прямой функцией собственности
на орудия труда. Да и сама собственность
теряет индивидуально-частный
Бюрократия несовместима с участием всех или большинства членов организации в принятии управленческих решений. Она считает только себя компетентной в таких действиях, полагая, что управление — функция профессионалов. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением всю жизнь.
Усложнение
управления производством приводит
к монопольному захвату ключевых
позиций «статусной группой», имеющей
свою идеологию и систему ценностей. Происходит
тотальная бюрократизация управленческого
аппарата. Бюрократия превращается в господствующий
элемент социальной структуры, и сверх
того — в столь жизнеспособный элемент,
что практически не поддается уничтожению.
Из всего многообразия социальных действий
на производстве единственно рациональными
и законными признаются те из них, которые
осуществляются самой бюрократией или
служат поддержанию ее статус-кво.
Заключение
Подготовка
современных менеджеров-
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного
опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе
собственных управленческих проблем.
Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Специфической
чертой российского менеджмента должна
стать опора на трудолюбие работника,
ориентация на старательность и пунктуальность.
Эти заложенные в народе качества необходимо
всячески поощрять. При воспитании данных
качеств, в процессе становления национальной
системы управления, мы можем осуществить
постепенный переход от жестких управленческих
решений к гибким. Сегодня жесткость является
необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая
перспектива русского менеджмента - движение
к более мягкому по форме, но и более эффективному
по содержанию управлению. Осторожный,
длительный подход к формированию российского
менеджмента, учитывающего особенности
русского менталитета, разнообразие и
широту российских условий, - важнейшая
стратегическая задача общества. От нее
во многом зависит не только переход к
рыночной экономике, но и место России
в мировом сообществе. Это движение к современным
формам и методам управления, которые
будут формироваться не слепо, а на основе
научно обоснованных мер.
Список литературы:
Информация о работе «Управленческие революции» как поворотные точки развития менеджмента