Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Управление появилось вместе с обществом. При объединении даже двух человек для достижения общей цели, возникала необходимость в координации и их совместной деятельности, и одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, а другому становиться подчиненным и исполнять распоряжения.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Ресурсы организации…………………………………….5
Глава 2. Управление человеческими ресурсами………………...12
Заключение………………………………………………………...26
Литература…………………………………………………………28
Согласно "Теории Y" любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов, в том числе таких, как степени личной ответственности, отношений с начальником и т.д., у работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это, как правило, бывает вызвано следующими причинами:
Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.
Процесс
потери интереса к труду можно
рассмотреть как состоящий из шести стадии.
Стадия 1: Растерянность
Здесь
замечаются симптомы стрессового состояния,
которое начинает испытывать новый
работник. Они являются следствием
растерянности. Работник перестает
понимать, что ему нужно делать
и почему работа у него не ладится.
Он задает себе вопрос о том, связано ли
это с ним самим, с начальником, с работой.
Нервные усилия работника пока не сказываются
на производительности. Он легко контактирует
с сослуживцами, а иногда даже пытается
справиться с трудностями за счет более
интенсивной работы, что, в свою очередь
может только усилить стресс.
Стадия 2: Раздражение
Разноречивые
указания руководителя, неопределенность
ситуации вскоре вызывают раздражение
работника, связанное с ощущением
собственного бессилия.
Поведение работника приобретает демонстративные
черты. Он подчеркивает свое недовольство
в сочетании с повышенной производительностью.
Тут он преследует две цели - зарекомендовать
себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть
на своем фоне бездеятельность руководства.
Стадия 3: Подсознательные надежды
Вскоре
подчиненный перестает
Это выражается в утаивании служебной
информации, необходимой для решения задач
данного подразделения. Подчиненный начинает
избегать начальника. Производительность
и качество труда остаются в норме.
Стадия 4: Разочарование
На
этой стадии восстановить подорванный
интерес к работе гораздо труднее.
Производительность труда снижается до
минимально допустимой нормы. Но на этой
стадии работник еще не потерял последней
надежды.
Его поведение напоминает маленького
ребенка, он полагает, что если будет "вести
себя плохо", начальник обратит на него
внимание. В этот период страдают такие
чувства работника, как уверенность в
уважении со стороны подчиненных, сознание
своего авторитета, привычка к хорошему
отношению со стороны других сотрудников.
Стадия 5: Потеря готовности к сотрудничеству
Симптомом этой стадии является подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.
Стадия 6: Заключительная
Окончательно
разочаровавшись в своей
Получение нового места работы, а так же
изменение привычных условий деятельности
стимулируют работника, вызывают в нем
желание проявить себя с лучшей стороны.
Не получив возможности почувствовать
себя необходимым, самостоятельным работником,
которому доверяют и которого уважают,
он разочаровывается в своей работе.
При этом, даже просто с экономической
точки зрения, люди являются чрезвычайно
дорогим ресурсом, а следовательно, должны
использоваться с максимальной эффективностью.
Руководитель так же обязан понимать,
что тут существует и моральный фактор.
Осознание этой проблемы ставит перед
руководителем новую задачу: какой должна
быть идеальная для подчиненных работа?
Отвечая на этот вопрос, не следует стремиться
к чрезмерной специфичности и оригинальности.
Все равно учесть различие во вкусах и
личных мнениях каждого удается редко,
поэтому руководитель, как правило, стремится
к повышению интегральной производительности.
С приведенными ниже факторами у руководителя
есть шанс получить согласие максимального
количества своих подчиненных. Итак, идеальная
работа должна:
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же по закону возвышения потребностей стимулирует к выполнению более сложной работы. На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма.
Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что они значат и как влияют на "психологическое состояние", которое определяет отношение людей к работе.
1. Разнообразие умений и навыков
Этот
термин характеризует степень, в
которой работа требует разнообразных
действий при ее выполнении и которая
предусматривает использование
различных навыков и талантов персонала.
Если работник чувствует, что кто-то еще
может сделать эту работу так же хорошо,
то она вряд ли будет представлять для
него ценность и маловероятно, что он будет
испытывать чувство гордости от выполнения
задания. Работа, не использующая ценных
навыков работника, не вызывает и потребности
в дальнейшем обучении. Существует так
же оптимальный уровень разнообразия.
Он индивидуален для каждого работника.
Так одинаковая работа одним может рассматриваться
как скучная, а для другого кажется, что
она имеет неустойчивый и прерывистый
характер, в связи, с чем невозможно установить
какой-то определенный режим ее выполнения.
2. Целостность работы
Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.
3. Важность работы
Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета, расценивают свою работу как очень важную в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков. Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
4. Автономия
Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства "собственности" на работу. При отсутствии (по каким-либо причинам - например, применению конвейера) целостности невозможна и автономия, так как может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий. Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.
5. Обратная связь
Обратная
связь обеспечивает получение работниками
информации о качестве выполняемой
ими работы. Эффективность обратной
связи зависит от целостности
работы. Гораздо легче обеспечить обратную
связь по результатам "законченной
работы", чем на отдельном ее фрагменте.
Принято считать, расширяя фронт каждой
работы, чтобы работник отвечал сразу
за несколько взаимосвязанных операций,
мы повышаем автономию этого работника.
В то же время это увеличивает целостность
работы, а значит - обеспечивает быструю
и эффективную обратную связь. При этом
работник интенсивно использует самопроверку,
т.е. личную обратную связь. У него появляется
возможность обнаруживать недостатки
самому, что воспринимается гораздо легче,
чем, если бы ему кто-то другой указал на
эту ошибку. Важность обратной связи очевидна.
Люди должны знать, насколько хорошо они
выполняют свою работу. Менеджеры являются
важным источником подобной обратной
связи. Однако наилучшая обратная связь
имеет место тогда, когда работники сами
контролируют качество собственной работы.
Рассмотренные выше три первых фактора
вносят свой вклад в оценку работы с точки
зрения ее сложности, ценности и необходимости.
Если работа не обладает такими параметрами,
то она не будет внутренне мотивируемой.
Хорошее качество ее выполнения не будет
создавать ни чувства выполненного долга,
ни ощущения новизны или приобретения
чего-либо полезного. Работа, удовлетворяющая
всем описанным факторам, внутренне мотивирует
работников, обеспечивает хорошее качество
выполненного задания, доставляет удовлетворение.
Она создает ощущение личного вклада в
выпускаемую продукцию или оказываемые
услуги, дает работникам чувство сопричастности.
Только такая работа дает возможность
человеку к самовыражению, заложенному
в него социальностью.
Рассмотрим теперь возможные изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных и вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Методы усовершенствования параметров работы основаны на принципах, изложенных в предыдущей главе.
Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе, является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества. Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия и - разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы. Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.
Как
уже отмечалось, работники испытывают
большее удовлетворение от работы,
которая имеет некоторый