Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:25, реферат
В условиях интернационализации экономики разных стран, когда несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника, на которое обращается взыскание кредиторов, находится в разных странах, различия национальных систем правового регулирования несостоятельности являются серьезным препятствием для урегулирования отношений, связанных с признанием должника банкротом и удовлетворением требований кредиторов. Возникает проблема трансграничной или международной несостоятельности (банкротства).
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Что такое трансграничное банкротство?.......................................................4
2 Особенности трансграничного банкротства
2.1 Принципы института трансграничной несостоятельности……………....7
2.2 Акты о несостоятельности международных организаций………………11
3 Проблема трансграничного банкротства в российском законодательстве.21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников………………………………………….26
Типовой закон до сих пор не вступил в силу, хотя многие страны (в основном страны системы общего права) такую возможность рассматривают.
Регламент Европейского парламента о процедурах несостоятельности №1346/2000 от 29 мая 2000 г. регулирует отношения трансграничного банкротства. При этом предусмотренная процедура применяется только к тем должникам, основное местонахождения которых находится на территории ЕС. Регламент предусматривает конкретные правила в отношении подведомственности дел о банкротстве, подлежащего применению права, признания решений иностранных судов. Кроме того, Регламент содержит правила по координации мер, принимаемых в отношении имущества должника, находящегося на территории другого государства.
Главное правило заключается в том, что основная судебная процедура возбуждается там, где находится центр интересов должника, т.е. по месту его основного местонахождения. Предусмотрена возможность возбуждения дополнительной процедуры в том государстве, где у должника есть филиалы. Кредитор может обратиться с ходатайством об участии, как в основной, так и в дополнительной процедуре.
Регламент регулирует вопросы признания решений иностранного суда. В отношении решений судов тех стран, которые не являются членами ЕС, применяется национальный закон страны - члена ЕС.
Модель регулирования трансграничной несостоятельности в СНГ. В 1997 г. в г. Тбилиси состоялся научно-практический семинар, на котором обсуждался вопрос о подготовке модельного закона о банкротстве для стран СНГ. Был выработан проект модельного закона, который одобрило большинство участников семинара из всех стран СНГ. Это позволяет рассчитывать, что концепции национальных законодательств о банкротстве в странах СНГ не будут сильно различаться.
Учитывая тесные экономические, политические и культурные связи государств - бывших республик СССР, достаточно совместимые системы их национальных законодательств, опыт наработки модельных законов (например, Гражданского кодекса СНГ) и т.п., вполне разумно было бы при разработке модели регулирования трансграничной несостоятельности в СНГ использовать более прогрессивный метод единого производства.
При достижении соглашения между странами СНГ о трансграничной несостоятельности, в котором был бы полностью воплощен метод единого производства, можно было бы достичь такой степени унификации законодательства о банкротстве в СНГ, какую демонстрирует, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров для стран участниц этой Конвенции.
В то же время нельзя исключать, что в регулировании трансграничной несостоятельности в СНГ будет использовано в том или ином соотношении комбинирование методов единого производства и параллельных производств. Разработчики соответствующего соглашения стран СНГ в таком случае должны будут активно использовать мировой и региональный опыт регулирования трансграничной несостоятельности.
3 Проблема трансграничного банкротства в российском законодательстве
В настоящее время Минэкономразвития РФ пытается ввести понятие трансграничного банкротства. Министерство экономического развития представило ряд законопроектов, регулирующих связанные с банкротством процедуры. Главное новшество – введение понятия "трансграничное банкротство".
Действующее законодательство о несостоятельности не регулирует отношения, осложненные иностранным элементом (иностранные кредиторы, наличие имущества должника за рубежом). Возникает правовая неопределенность в ситуации, когда в отношении должника, ведущего деятельность или имеющего активы в нескольких государствах, в одном из них или сразу в нескольких возбуждается производство по делу о банкротстве.
В пояснительной записке к проекту закона "О трансграничной несостоятельности (банкротстве)" подчеркивается: «Сущность принципа параллельных производств в соответствии законопроектом заключается в наличии основного и неосновного производств по делу о банкротстве. При этом место рассмотрения дела о банкротстве в суде основного производства должно определяться в зависимости от "центра основных интересов" должника».
Согласно законопроекту дела о трансграничном банкротстве рассматриваются в зависимости от центра основных интересов должника, который определяется местом регистрации должника и иных обстоятельств, таких как местонахождение основного имущества должника; местонахождение основной части кредиторов должника; местонахождение производственных ресурсов должника и др. При этом рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по праву страны, в которой находится центр основных интересов должника. Основное производство будет охватывать все имущество должника, вне зависимости от места его нахождения.
Кроме того, наряду с основным производством может быть открыто неосновное производство в стране, где находится часть бизнеса должника. В этом случае производство будет распространяться лишь на имущество, находящееся в такой стране, и будет определяться правом этой страны.
В случае если установлено, что центр основных интересов должника находится на территории российской Федерации, производство по делу о банкротстве возбуждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, арбитражные суды в таком случае применяют российское право по таким вопросам как основания возбуждения дела о банкротстве, включение имущества должника в конкурную массу, порядок удовлетворения требований кредиторов и другие существенные вопросы, связанные с несостоятельностью должника.
Законопроектом предусматривается, что к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела о трансграничной несостоятельности (банкротстве), если центр основных интересов должника находится в Российской Федерации. Кроме того, арбитражные суды Российской Федерации будут рассматривать дела о признании и приведении в исполнение актов иностранных судов по делам о банкротстве. При этом по заявлению управляющего иностранным производством, кредиторов, иных заинтересованных лиц может быть возбуждено неосновное производство по делу о банкротстве на территории Российской Федерации.
Инициатива Минэкономразвития предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов. Среди них законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "Об исполнительном производстве".
Вместе с основным законопроектом о трансграничном банкротстве представлено еще несколько проектов сопутствующих правовых актов.
1. Проект закона о трансграничной несостоятельности;
2. Проект изменений в законодательство в связи с законом о трансграничной несостоятельности;
3. Проект закона о совершенствовании процедур банкротства финансовых организаций и усиления ответственности;
4. Проект закона об особенностях банкротства предпринимательских групп.
Действующий закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными в соответствии с Гражданским кодексом. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, также регулируются законом.
Однако, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Заключение
Определяя правила регулирования трансграничного банкротства, российскому законодателю необходимо закрепить в них разные подходы.
Очень важно, чтобы регулирование отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью осуществлялось путем принятия отдельного федерального закона на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности. Это позволило бы урегулировать указанные отношения с определенной группой стран, в частности странами системы общего права, при условии инкорпорирования ими правил Типового закона в национальное законодательство.
Необходимо также вести работу по поиску условий присоединения к Европейской конвенции о некоторых международных аспектах банкротства 1990 г., что позволит урегулировать отношения по трансграничному банкротству со странами - участницами названной Конвенции при условии вступления ее в силу.
На основе принципов и подходов, содержащихся в Конвенции Европейского Союза о трансграничной несостоятельности 1995 г., Регламента Европейского парламента о процедурах несостоятельности 2000 г., Модели регулирования трансграничной несостоятельности в СНГ необходимо разработать Соглашение о трансграничной несостоятельности для стран - членов СНГ.
Возможна также подготовка и заключение двусторонних соглашений между Россией и другими странами, в особенности имеющими интенсивные экономические отношения с Россией. В таких случаях уместно использовать опыт стран, имеющих такого рода соглашения. Например, между Францией и Италией заключена Конвенция об исполнении решений в области гражданского и торгового права от 3 июня 1930 г., которая предусматривает, что судебная процедура, возбужденная в государстве по месту основного местонахождения должника, распространяется и на территорию другой страны - участницы Конвенции, но запрещает возбуждение в этой стране другой процедуры.
Нужно более детально урегулировать отношения трансграничного банкротства в Гражданском кодексе РФ (в разделе VI «Международное частное право» определить право, подлежащее применению к отношениям трансграничного банкротства) и Законе о банкротстве (определить исключения из правила о взаимности; установить возможность и условия открытия отдельного производства по делу о банкротстве, затрагивающее только находящееся внутри страны имущество иностранного должника; предусмотреть меры обеспечения требований российских кредиторов при банкротстве иностранного должника за счет его имущества, находящегося в России и др.).
В заключение следует констатировать, что попытки международно-правового регулирования отношений трансграничной несостоятельности, предпринимаемые в течение длительного времени, до сих пор не увенчались успехом. Даже в тех случаях, когда международные соглашения построены на сочетании методов единого производства и территориальных производств, ни одно из них не вступило в силу.
В области трансграничной несостоятельности в гораздо большей степени, чем в иных сферах международного частного права, присутствует стремление к защите каждым государством своих публичных интересов. Публичные же интересы разных государств различны. Законодательство о банкротстве одних государств является прокредиторским (превалирует цель ликвидации должника и удовлетворения требований кредиторов), других - продолжниковским (превалирует цель восстановления платежеспособности должника). Следовательно, для разрешения проблем трансграничной несостоятельности необходимо повышение уровня доверия между странами, сближение национальных законодательств о банкротстве и на этой основе - достижение международно-правовой унификации регулирования трансграничной несостоятельности.
Список использованных источников
1. http://www.kadis.ru/news/93129
2. Конституция РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». - М.: Эксмо, 2008 - 192с. - (Российское законодательство).
5. Попондопуло В.Ф. Трансграничная несостоятельность Международное коммерческое право. Учебное пособие. М., 2004. С.52-60;
6. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С.171-202;
7. Телюкина М.В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002. С.79-82.
8. Германское право. Часть 111. М., 1999.
9. Яркова В.В. конкурсное производство. Учебно - практический курс. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та., Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та. 2006. - 568с.
21