Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:39, доклад
Описание типов взаимоотношений в системе руководитель- подчиненный.
Не претендуя
на специальное рассмотрение проблемы
руководства, обратим внимание на интересную
классификацию типов
1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Однако
эта модель не является универсальной,
так как конкретные ситуации могут
существенно отличаться друг от друга.
Не менее интересное исследование динамики
межличностных отношений в
В рамках
этого подхода предполагается, что
степень руководства
Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе "руководитель — подчиненный": приказание, внушение, участие и делегирование.
Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.
Участие
наиболее эффективно на уровне зрелости
от среднего до высокого. Сотрудник
уже способен к самостоятельному
выполнению задания и в такой
ситуации требуется не столько руководство,
сколько психологическая
Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю — делегирование что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет "кабинетного" решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения руководителя. У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
- за ошибки
одного отвечает другой;
- решение принимается без участия сотрудника;
- разнос, разбирательство устраиваются
при третьих лицах или в отсутствие работника;
- руководитель не способен признать свою
ошибку, пытается найти виновного среди
подчиненных;
- от исполнителя скрывается важная для
него информация;
- работник, профессионально пригодный
занять более высокую должность, не продвигается
по службе;
- руководитель жалуется на подчиненного
вышестоящему начальнику;
- поощрения за труд одного работника достаются
другому;
- уровень требовательности не одинаков
для всех сотрудников, в коллективе есть
любимчики и отверженные и т.д.
Информация о работе Типы взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный