Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:34, контрольная работа
Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.
Услуги -это виды деятельности, необходимые для обеспечения программ или выполнения операции. Типичными услугами ( S1, S2,. . . , Sn ) являются работы, выполняемые такими подразделениями, как бухгалтерия, отдел обработки данных, отдел технического обслуживания, отдел урегулирования трудовых конфликтов, финансовый отдел, отдел кадров, юридические службы.
Виды деятельности, осуществляемые в рамках программы и в рамках действий по ее выполнению, могут быть представлены как на рис. 7 и 8. Результаты каждого отдельного вида деятельности могут быть использованы непосредственно этим же видом деятельности, программами и другими видами деятельности, а также исполнительным органом и внешним потребителем.
Общие программы могут быть подразделены на частные, например, по типу потребителя ( промышленный или индивидуальный ), снабжаемого или обслуживаемого географического района, по видам продукции и т. д. Частные программы в свою очередь также могут быть подвергнуты дальнейшему разделению.
Программы / Виды деятельности | Р1 | Р2 | . . . | Рк |
Операция Q1 | ||||
Операция Q2 | ||||
. . . . | ||||
Операция Qm | ||||
Услуга S1 | ||||
Услуга S2 | ||||
. . . . | ||||
Услуга Sm |
Рис.7. Схема взаимодействия видов деятельности и программ
Подразделения-потребители / подразделения-потребители | Операция Q1 |
Операция Q2 |
. . . . | Операция Qm |
Услуга S1 |
S2 | . . . . | Sn |
Операция Q1 | ||||||||
Операция Q2 | ||||||||
Операция Qm | ||||||||
Услуга S1 | ||||||||
Услуга S2 | ||||||||
. . . . | ||||||||
Услуга Sn |
Рис. 8. Схема взаимодействия видов деятельности
Аналогичным образом можно провести детализацию видов деятельности видов деятельности. Например, операции по изготовлению изделия могут включать производство деталей, узлов и сборку, причем каждая из этих операций может быть разбита на более мелкие операции.
Если число программ, а также основных и вспомогательных видов деятельности (операций и услуг) настолько велико, что руководитель не в состоянии эффективно осуществлять координацию, то может возникнуть необходимость в координаторах в рамках конкретных управленческих функций ( рис. 9 ). Для каждого направления деятельности может потребоваться более одного координатора или координационного подразделения. В тех случаях, когда число координаторов оказывается слишком большим, не исключено использование вышестоящих координаторов или координационных подразделений ( в данном контексте " координация " означает именно координацию, а не руководство ). Для осуществления координации вполне достаточно группы, состоящей из начальников координирующих подразделений и руководителей.
Рис.9. Структура координации в
крупных организациях
К программам
как и к функциональным подразделениям
предъявляются определенные требования.
Программы и функциональные подразделения
могут быть сгруппированы по видам продукции,
типам потребителей, географическим районам
и т. д. Если потребителей продукции программы
оказывается слишком много и они сильно
рассредоточены, то возможно нетрадиционное исполь
Однако географическое
положение не единственный критерий
организации деятельности внешних
посредников; могут быть использованы
и другие критерии. Например, организации,
снабжающая различные отрасли
Рис.10. Трехмерная организационная
структура
Разделение
ответственности. Рассмотренная "
многомерная " организация имеет нечто
общее с так называемыми " матричными
организациями ". Однако последние обычно
являются двумерными и не обладают многими
важными чертами рассмотренных организационных
структур, особенно в вопросах финансирования.
Кроме того, всем им присущ один общий
недостаток : сотрудники функциональных
подразделений находятся в двойном подчинении,
что, как правило, приводит к нежелательным
результатам. Именно этот наиболее часто
отмечаемый недостаток матричных организаций
является причиной так называемой "
профессиональной шизофрении ".
Многомерная организационная структура
не порождает трудностей, свойственных
матричной организации. В многомерной
организации персонал функционального
подразделения, результаты деятельности
которого покупает руководитель программ,
относится к нему как к внешнему клиенту
и подотчетен только руководителю функционального
подразделения. Однако, при оценке деятельности
своих подчиненных руководитель функционального
подразделения, естественно, должен использовать
оценки качества их работы, данные руководителем
программы. Положение лица, возглавлявшего
группу функционального подразделения,
которая выполняет работу в интересах
программы, во многом напоминает положение
руководителя проекта в строительной
и консультативной фирме; у него нет неопределенности
относительно того, кто является хозяином,
но ему приходится иметь с ним дело, как
с клиентом.
Многомерная организационная структура и финансирование программ.Обычно практикуемое (или традиционное) финансирование программ является лишь способом подготовки сметы расходов функционал подразделений и программ. Оно не связано с предоставлением ресурсов и обеспечением возможности выбора для подразделений, работающих по программам, или с требованием к функциональным подразделением к функциональным подразделениям самостоятельно завоевывать рынки сбыта внутри организации и за ее пределами. Короче говоря, финансирование программ, как правило, не учитывает особенностей организационной структуры и не влияет на ее гибкость. Подобный способ распределения средств между функциональными подразделениями гарантирует только выполнение программ, обеспечивая при этом более эффективное, чем обычно, определение стоимости их реализации. Многомерная организационная структура позволяет сохранить все преимущества традиционного способа финансирования и, кроме того, обладает рядом других.
Преимущества многомерной организационной структуры
Многомерная
организационная структура
Многомерная структура препятствует развитию бюрократии благодаря тому, что функциональные подразделения или программы не могут стать жертвой обслуживающих подразделений, процедуры которых порой превращаются в самоцель и становятся препятствием к достижению целей, намеченных организацией. Потребители внутри и вне организации контролируют внутренних поставщиков продукции и услуг; поставщики же никогда не контролируют потребителей. Такая организация ориентирована на цели, а не на средства, в то время как для бюрократии характерно подчинение целей средствам.
Недостатки многомерной организационной структуры
Однако многомерная организационная структура хотя и лишена некоторых существенных недостатков, присущих организациям обычного типа, тем не менее не может уст ранить все недостатки полностью. Сама по себе такая структурная организация не гарантирует содержательной и интересной работы на нижних уровнях, но она облегчает применение новых идей, способствующих ее совершенствованию.
Введение
на предприятии многомерной
Информация о работе Типовые организационные структуры предприятия