Теория поведения человека в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:48, лекция

Краткое описание

1. Основные проблемы организационного поведения и уровни их рассмотрения, предмет и объект изучения организационного поведения
2.Роль человека в организации, адаптивные организационные возможности,
3.Подходы к формированию и развитию личности

Файлы: 1 файл

Л1.docx

— 21.07 Кб (Скачать)

Лекция №1

Тема: Теория поведения человека в организации

Вопросы:

1. Основные проблемы организационного  поведения и уровни их рассмотрения, предмет и объект изучения  организационного поведения

2.Роль человека в организации,  адаптивные организационные возможности, 

3.Подходы к формированию и  развитию личности

 

1. Основные проблемы  организационного поведения и  уровни их рассмотрения, предмет  и объект изучения организационного  поведения 

 

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации, как поведение работников влияет на результаты работы организации.

Организация – существенная и определяющая часть внешней  среды человека, форма в которую  облекаются разные группы людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные).

«Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма и окружающей среды».

«Поведение – осуществляется как единство психических – побудительных регулирующих, отражающих звеньев и исполнительных внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определённых объектов, а так же преобразующих их».

(Психологический словарь  под ред. Зинченко).

 

«Организация – устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в строгую систему».

«Организация – группа людей, объединённых общей программой, общей целью или задачей; общественное объединение, государственное, партийное  и т.п.учреждение».

(Большой словарь иностранных  слов на русском языке).

 Определение закономерности  развития специфики управляемого  объекта можно осуществить в  рамках обыденного, художественного, религиозного или научного подхода к познанию.

Только научный подход в материальном мире приближает знания к объективным.

Научному знанию, как любому другому, недостаёт объективности  в силу субъективности самих учёных. Действует закон «объективности субъективизма» «… всё, что связано с субъектами не может быть объективным по определению и это считается объективным явлением».

Научный подход – подразумевает  комплексное исследование свойств  и особенностей объекта изучения фактов его поведения.



 

 

 

Современный метод познания предполагает применение системного подхода. Специфика системного подхода определяется его ориентацией на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов. Системный подход основан на здравом смысле.

Под объектом понимается конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели, задачи, правила исполнения работы, и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормативные, планирование, контроль).

 

Предмет - работник, способный к спонтанности и рефлексии в условиях производственной деятельности.

Научное практическое рассмотрение «работника» как субъекта труда  началось с конца ХIХ века. Вильгельм Вундт (W/Wundt 1839 -1920) открыл первую экспериментально-психологическую лабораторию.

Элтон Мэйо на заводах Western Elektric 1920 – 30 гг. провёл исследования по определению факторов влияющих на производительность труда.

В 60 – е годы ХХ века появился термин «Организационное поведение». Организационное поведение –  синтетический предмет, включающий психологические науки, социологические, управленческие науки, этики, правовые науки.

В России (Е.Г. Молл) существует социально-культурный фон, обуславливающий оздоравливающее действие, организационного поведения на современное производство.

Фон характеризуется:

    • Изменение связей и отношений,
    • Изменение старых организаций и появление новых.
    • Расширение международных связей
    • Выдвижение новых лидеров,
    • Выдвижение новых лидеров,
    • Повышение уровня неопределённости и риска,
    • Последствия криминальное происхождение риска .

Исследования проведённые М.Вебером. А. Файолем, Ф.У. Тейлором, Честером Барнард привели к появлению науки «Организационное поведение». Труды в области «ОП» созданы: Г. Хофстире, Г. Минцберг А.С. Таненбаумом, ФА. Хиллер;

Представители социотехнической школы: Фред Эмери, Эрик Трист, Е. Дж. Миллер, А.К. Райс.

Организационное поведение  как наука состоит из двух составляющих:

  1. Поведение организаций по отношению людям и группам внутри организации и субъектам внешней среды;
  2. Поведение людей в этих организациях в отношении друг к другу и к организации в целом.

Организационное поведение  проявляет себя в формах:

  1. Поведение индивидов как членов организации,
  2. Поведение групп, команд, группировок,
  3. Поведение организационных единиц (отделы, фирмы),
  4. Поведение взаимосвязанных групп (организаций),
  5. Поведение организации во внешней среде.

 

 

2.Роль человека в  организации, адаптивные организационные  возможности, 

Организации имеют схожие параметры, влияющие на поведение их работников

(В.Н. Гулмаков):

  • Цели организации,
  • Организационную структуру,
  • Внутреннюю и внешнюю среду,
  • Совокупность ресурсов,
  • Нормативная и правовая основа,
  • Организационную культуру.

Реакции на производственную ситуацию часто продиктованы  особенностями характерологического поведения работника – особенности характера, неприкрытая демонстрация эмоций. В период, когда у начальника « дурное настроение» подчинённые с ним пытаются не общаться.  «Дурное настроение», возможно, это попытка не работать, не общаться. Руководитель с неустойчивой психикой – профнепригодность.

Предпринимательское поведение (описано шведским учёным Б. Карлоф).

Предприниматель – человек, способный  понять структуру потребностей и  сочетать это понимание со знанием  в области управления производством  в целях создания благ. Предприниматель  способен творчески решать задачи согласования потребности с производственными  ресурсами, располагает капиталом, энергией и несёт расходы, необходимые  для организации дела.

 

Главное стремление предпринимателя  – успех. Предпринимательский успех  предполагает (Мак-Клелланд 1917):

  • Простое везение,
  • Активный поиск,
  • Компетентный расчёт,
  • Использование благоприятного времени, конфиденциальной информации, др. ресурсов,
  • Использование собственных уникальных возможностей.

 

  Главное достояние  любой организации – люди.

Организация стремится  максимально   эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Это является одной стороной взаимодействия человека и организации.

Другая сторона этого взаимодействия отражает то, как человек смотрит на организацию, на роль которую та играет в его жизни, персональные блага, смысл, который работник вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

 

Возможности включения человека в организационное  окружение или адаптация, социализация – зависят не только от характеристик  этого окружения, но и в равной мере от характеристик самого человека.

Группа  основных ожиданий субъекта труда составляют:

  • содержания, смысла и значимости работы;
  • оригинальности и творческого характера работы;
  • увлекательности и интенсивности работы;
  • степени независимости, прав и власти на работе;
  • степени ответственности и риска;
  • престижность статуса работы;
  • степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
  • безопасности и комфортности условий на работе;
  • признания и поощрения хорошей работы;
  • заработной платы и премий;
  • гарантий роста и развития.

 

Организация ожидает от человека профессионально-творческого подхода. Желанный работник для организации  это:

  • специалист, в определенной области обладающий определенными знаниями и квалификацией;
  • член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
  • человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
  • член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
  • член организации, разделяющий ее ценности;
  • работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
  • человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы.

 

Вхождение человека в организацию  всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют  этому процессу: 
- адаптация человека к новому окружению,

- коррекция или изменение  поведения человека,

- изменения и модификации  в организации.

 

Необходимым условием успешного  вхождения в организацию для  каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации.

  • Миссия и основные цели организации;
  • допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижений целей организации;
  • имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;
  • принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;
  • обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
  • поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек,
  • выполняя работником роль.

Информация о работе Теория поведения человека в организации