Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:27, доклад

Краткое описание

Теория человеческого фактора, предложенная Дугласом Мак-Грегором в работе "Человеческая сторона предприятия" в 1960, исходит из того, что существует два типа отношений руководителя к подчиненному:
1) тип властного руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией X;
2) тип либерального руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией Y.

Файлы: 1 файл

Мак-Грегор.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

 

Теория человеческого фактора  Дугласа Мак-Грегора

Теория  человеческого фактора, предложенная Дугласом Мак-Грегором в работе "Человеческая сторона предприятия" в 1960, исходит  из того, что существует два типа отношений руководителя к подчиненному:

1) тип  властного руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией X;

2) тип  либерального руководителя, который  относится к подчиненному в  соответствии с теорией Y.

Сущность  теории X может быть выражена в следующих положениях:

1) средним  по способностям людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и, если возможно, они стараются от нее отделаться;

2) в  следствии нежелания людей работать, их нужно к этому принуждать, контролировать и держать под  угрозой наказания; только так  их можно заставить выполнять какую-либо работу, направленную на достижение целей организации;

3) средние  по способностям люди предпочитают, чтобы ими руководили, они стремятся  избегать ответственности, у них  сравнительно слабо развито честолюбие  и превыше всего им хочется стабильности.

Сущность  теории Y может быть выражена в следующих положениях:

1) для  человека расходовать умственные  и физические! усилия при выполнении  какой-либо работы так же естественно,  как играть или отдыхать;

2) контроль  со стороны руководства и угроза наказания - далеко не единственные средства, позволяющие добиться от людей желаемых результатов. Если люди осознают необходимость достижения какой-либо цели, то они проявят и самоконтроль и саморуководство;

3) средние  по своим способностям люди в соответствующих условиях привыкают не только брать на себя ответственность, но и стремятся к этой ответственности;

4) способность  к яркому воображению и творчеству  в решении организационных проблем  - черта       очень распространенная  у людей;

5) в  условиях современной научно-технической революции интеллектуальный потенциал среднего по своим способностям человека используется далеко не полностью.

Теория человеческого фактора  Дугласа Мак-Грегора основана на использовании метода крайностей, что  позволяет выделить главное в отношениях "руководитель-подчиненный", определяет границы некоторого пространства, на котором происходит реальная жизнь. При ее применении следует учитывать, что руководитель имеет дело не со средними людьми, а с живыми личностями. И чем выше уровень ответственности и творческий потенциал работника, тем выше его требования к руководителю.

 

Теория  Дугласа Мак-Грегора

В опубликованной в 1960 году книге  «Человеческая сторона предприятия», в которой он писал: «мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешный, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств». Д.Мак-Грегор высказывал мнение, что формирование менеджеров лишь в малой толике является следствием формальных усилий менеджмента в его управленческом саморазвитии. В значительно большей степени это результат осознания менеджментом природы своих задач, всей своей политики и практики. Поэтому встают на ложный путь те, кто пытается изучить развитие менеджмента только в терминах формального функционирования управленческих программ. В настоящих условиях, продолжал Д.Мак-Грегор, практическая отдача даже от хорошо подготовленных менеджеров невелика. Мы не научились еще эффективно использовать талант, создавать организационный климат, способствующий человеческому росту, и в целом далеко отстоим от правильного понимания того потенциала, который представляют человеческие ресурсы.

С точки зрения Д.Мак-I регора, на протяжении истории можно выделить два главных поворота применительно к средствам контроля за поведением людей в организациях. Первый состоял в переходе от применения физического насилия к опоре на формальную власть. Этот процесс занял целые века. Второй поворот происходит в течение, по меньшей мере, последнего столетия, хотя начало его лежит в далеком прошлом; это поворот от формальной власти к лидерству2. Но и сегодня этот процесс далек от своего завершения. Лидерство - определенное социальное отношение. В него следует включить по меньшей мере четыре переменные:

•      Характеристики лидера;

•      Позиции, потребности и прочие характеристики его последователей;

•      Характеристики организации, как, например, ее цель, структура, природа задач, подлежащих к выполнению;

•      Социальная, экономическая и политическая среда.

В основу своей  концепции Д.Мак-Грегор положил дихотомию  теорий, условно обозначив их символами «X» и «Y». Первая из них соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая трактовала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа.

Главные положения  теории «X»;

•      Обычному человеку присуши внутренние неприятия труда, и он старается  избежать его любым путем;

•      Поэтому подавляющее большинство  людей должны быть принуждаемы и  направляемы, с тем чтобы побудить их к соответствующим усилиям для достижения целей организации;

•      Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности;

•      Ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите. Предпосылки теории «Y», которые, собственно, и отстаивает Мак-Грегор, прямо противоположны:

•      Затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны, как  в игре или даже в отдыхе;

•      Внешний контроль или угроза наказания  не является единственным средством для достижения организационных целей;

•      Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль порученных ему задач;

•      Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;

•      Обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее;

•      Способность   показать   сравнительно   высокую   степень   воображения,   оригинальности   и   творчества   при   решении организационных  проблем получает все большее распространение среди людей;

•      В настоящих обстоятельствах  индустриальной жизни интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично.

Центральный принцип, составляющий ось теории «X», то есть традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек является лишь инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, то есть создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия.

 

 

 

Дуглас Мак-Грегор

Одним из видных представителей школы поведенческих наук является Дуглас Мак-Грегор, разработавший теории «X» и «Y». В соответствии с его концепцией существуют два типа управления, отражающих два типа взглядов на работников. Мак-Грегор сделал вывод, что управление типа «Y» более эффективно, и рекомендовал менеджерам создавать условия, при которых рабочий, достигая целей организации, одновременно добивался бы и своих личных целей.

Теория «X» описывает взгляды на работника доиндустриальной эпохи. В соответствии с ней среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому требуется принуждать большинство людей различными методами вплоть до наказаний к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия. Все это в свете данной теории усугубляется еще и тем, что большинство работников не стремятся ни к чему, избегают брать на себя ответственность и желают, чтобы ими руководили. Однако Мак-Грегор отмечает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, при которых людям приходится жить и трудиться. Такие условия до середины XX в. были весьма далеки от идеала даже в наиболее развитых странах: на предприятиях зачастую преобладал тяжелый неквалифицированный физический труд, продолжительность рабочей недели намного превышала 40 часов, поэтому иного отношения к работе трудно было ожидать.

Современный этап НТР во многом изменил ситуацию. Большинство видов  физического труда стали выполнять  машины, что, по мнению Мак-Грегора, неминуемо  приводит к изменению отношения  людей к своей работе, которое  отражается во второй его теории — теории «Y», являющейся противовесом теории «X». В основе второй теории лежит восприятие работника как человека, обладающего интеллектуальными способностями, что связано, по мысли Мак-Грегора, с ростом НТП и переосмыслением по этой причине отношения людей к работе.

Согласно теории «Y»:

—затраты физических и  интеллектуальных сил человека в  труде совершенно естественны; принуждение  к труду, угроза наказаний не является единственным средством достижения целей;

—если люди приобщены к  организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль в процессе деятельности;

—приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением  цели;

—обычный человек при  соответствующих условиях не только способен принимать на себя ответственность, но и ищет возможности проявлять свои способности.

Менеджмент в теории «Y» играет качественную роль: его задача — объединять (интегрировать), создавать условия, способствующие развитию актуальных способностей человека. Децентрализация управления — гарантия эффективности его труда. Большинство людей обладают сравнительно высокой степенью изобретательности и творчества, которые можно применить в интересах организации.

 

 

Д углас Мак-Грегор родился  в 1906 г. Он получил степень / \ лпк-тпрд философии в Гарвардском университете и впоследствии в течение нескольких лет работал там же преподавателем, а в 1937 г. перешел в Массачусетский технологический институт (МТИ). В МТИ он стал одним из организаторов отделения производственных отношений и работал до 1948 г., когда стал ректором Antioch College и занимал эту должность до 1954 г. В этом году он вернулся в МТИ в качестве первого профессора-стипендиата Слоуна и работал там до самой смерти в 1964 г. В начале 50-х гг. Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 г. были опубликованы в его главном труде «Человеческая сторона предприятия». Скончался в 1964 году.

Основные работы:

♦ «Человеческая сторона  предприятия»

♦ «Профессиональный  менеджер»

Дуглас Мак-Грегор был  специалистом по социальной психологии, приобретшим после (Зторой мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.

Исследователь Дуглас Мак-Грегор известен, в первую очередь благодаря  тому, что он сформулировал два предположения относительно природы человека — Теорию X и Теорию Y. Все очень просто: Теория X отображает в основном негативное представление о людях. Согласно этой посылке, все они обладают маленьким честолюбием, не любят работать, стремятся избегать ответственности, а работать эффективно способны только под строжайшим надзором. Теория Y предполагает положительное представление. Согласно ей, люди способны самоорганизовываться, принимать на себя ответственность и воспринимают работу столь же естественно, как отдых или игру. Д. Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

♦ задания, которые получает подчиненный;

♦ качество выполнения задания;

♦ время получения  задания;

♦ ожидаемое время выполнения задания;

♦ средства, имеющиеся  для выполнения задания;

♦ коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

♦ инструкции, полученные подчиненным;

♦  убеждение подчиненного в посильности задания;

♦ убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

♦  размер вознаграждения за проведенную работу;

♦ уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных  с работой.

Мак-Грегор считал, что  положения Теории

Y правильнее отражают истинную природу работников и именно на них должна основываться управленческая практика. Основные положения Теории X и Теории Y описаны в таблице. Каким образом анализ Мак-Грегора согласуется с теорией мотивации? Ответ на этот вопрос очень хорошо выражен в структуре, представленной А. Маслоу. Теория X предполагала, что для человека доминируют потребности низшего порядка, а согласно Теории

Y доминируют потребности высшего порядка. Сам Мак-Грегор придерживался той точки зрения, что Теория Y жизнеспособнее, чем Теория X. На этом основании он делал вывод, что участие в процессе принятия решений, выполнение ответственной и интересной работы, а также хорошие отношения в коллективе способны максимально повысить мотивацию работника к эффективному труду. Мак-Грегор утверждает, что положения «Теории X» в литературе об организациях являются наиболее широко представленными, при этом они неявным образом присутствуют в существующей управленческой политике и практике.

Первое выявленное им предположение состоит в том, что «средний индивид обладает врожденной неприязнью к работе». Мак-Грегор прослеживает историю этого предположения и доводит ее до библейских времен, утверждая, что именно с ним связан тот акцент, который управленцы делают на производительности труда, а также та тревога, которую они выражают по поводу возможного ограничения объемов производства. Особая роль системы индивидуальной оплаты труда как раз и отражает «заложенную в ее основание убежденность в том, что руководство должно неким образом совладать с врожденной человеческой склонностью уклоняться от работы».

Второе предположение, согласно Мак-Грегору, является следствием первого и состоит в следующем: «Поскольку люди не любят работать, необходимо принуждать, контролировать, направлять и запугивать большую их часть, что вынудит их внести свой посильный вклад в достижение целей организации». Таким образом, наличие системы поощрений не гарантирует выполнения работником выданного задания. Их может понудить на это лишь угроза наказания, что вытекает из уверенности в том, что «заставить работать людей может лишь внешнее принуждение и контроль».

Третье предположение, выявленное Мак-Грегором, состоит в  том, что «средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он страшится ответственности, не обладает особыми амбициями и ищет, прежде всего, защищенности». Хотя лицемерно провозглашаемые американские политические и социальные ценности говорят нам, как замечает Мак-Грегор, о неких «идеальных достоинствах, которыми обладает средний человек», большинство менеджеров на самом деле убеждены в «бездарности масс». Как он пишет, «патернализм обратился в достаточно мерзкое словцо, но это никоим образом не означает того, что он исчез как управленческая философия». Определив три основных положения «Теории X», Мак-Грегор пытается доказать, что это не абстрактная интеллектуальная конструкция, а система) широко представленная в современной управленческой практике. Он пишет: «Теория X — это не соломенное пугало, нацеленное на разрушение; наделе это реальная теория, оказывающая непосредственное влияние на управленческую стратегию в широком секторе современной американской индустрии. Более того, организационные принципы, предлагаемые литературой по проблемам менеджмента; обычно выводятся из предположений, аналогичных «Теории X». Иное отношение к природе человека имело бы следствием совершенно иные организационные принципы». Разумеется, Мак-Грегору хотелось, чтобы «Теория X» могла объяснить поведение хотя бы части работников производства. Однако в более общей смысле он все же считает ее неадекватной, особенно в свете последних достижений в изучении проблемы человеческой мотивации.

Информация о работе Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора