Теории X и Y Дугласа МакГрегора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:04, доклад

Краткое описание

Дуглас МакГрегор (1906-1964) был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.
В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.

Файлы: 1 файл

Теории Х и У.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

ИМЕНИ ИВАНА  ФЁДОРОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

НА ТЕМУ:

 

«Теории X и Y

Дугласа МакГрегора »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФРиСО,

группы Др-3-2,

Сажина Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012


Введение 

 

Дуглас МакГрегор (1906-1964)  был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.

В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.

Наибольшую известность  ученому принесла разработанная  им Теория Y (основанная на предположениях “поддержки”), которую он противопоставлял Теории Х (основанной на предположениях “контроля”).

Д. Макгрегора нельзя отнести к  типичным интеллектуалам. Он использовал индуктивный подход, основанный на обобщении его собственных связей и взаимоотношений до уровня в высшей степени ясных утверждений, которые и сделали его знаменитым.

В сущности, Д. Макгрегор опередил свое время на несколько десятилетий. Он рассматривал рабочих и менеджеров в качестве учеников — взгляд, который стал получать признание сравнительно недавно, по мере постоянного усложнения бизнеса.

Ученый трактовал бизнес как способ самовыражения менеджеров и их подчиненных. За годы, прошедшие  после смерти Д. Макгрегора, он стал настоящим классиком. 
 
     Идеи управления в труде «Человеческая сторона предприятия» (1960г)

 

Немногие авторы книг по проблемам  бизнеса могут быть обязаны столь  многим, как Д. Макгрегор, всего одной  работе. Но его преждевременная смерть в возрасте 57 лет не позволила ученому оставить нам всего лишь один этот законченный труд и несколько незавершенных набросков статей.

Книга начинается с рассмотрения природы  социальной науки. Вся наука, утверждает Д, Макгрегор, представляет собой адаптацию к природе исследуемого феномена. Мы не можем заставить воду течь снизу вверх, так же как не можем сделать большинство осуществляемых людьми процессов достаточно предсказуемыми и управляемыми.

Мы способны контролировать лишь рутинные типы поведения — когда человек приходит на работу, на каких совещаниях он присутствует — но чем более важным становятся рассматриваемые аспекты его деятельности, тем меньше они поддаются контролю.

Все управленческое поведение основывается на “теории”, наборе свободно связанных предположений о человеческой природе, с которой нам приходится иметь дело. Поэтому нам следует тщательно исследовать используемые допущения, так как они отчасти создаются нами самими.

Человеческий аспект предприятия  учитывает широкий спектр инициатив, исходящих из в высшей степени непредсказуемых и неконтролируемых источников.

Роли людей не остаются неизменными. Менеджер может быть боссом, наблюдателем, консультантом, помощником, другом, источником ресурсов, учителем и т.д. Чем более  гибко он будет себя вести, тем лучше он приспособится к ситуации и тем менее предсказуемым окажется его поведение.

Однако эта способность играть разнообразные роли является жизненно важным элементом адаптации к  природе человеческого предпринимательства.

 

Теории  Х и У

 

Д. Макгрегор различает две основные “теории” — два реальных набора рабочих предположений — названные  им “Теорией Х” и “Теорией Y”.

Теория Х отражает традиционный взгляд на руководство и контроль. Именно Д. Макгрегор отчетливо выделил то, что было бы истинным, если бы такой стиль управления оказался необходим: 
 
Теория Х предполагает, что ... 
— Средний человек имеет врожденную нелюбовь к работе и при первой возможности стремится уклониться от ее выполнения. 
     Поэтому: 
   К большинству людей, для того, чтобы заставить их прилагать необходимые усилия следует применять меры принуждения и контроля, приказания, угрозы наказания ... 
    Поэтому человек ... 
   Предпочитает получать распоряжения, стремится избегать ответственности, имеет сравнительно невысокие амбиции и прежде всего хочет надежности.

 

  • Д. Макгрегор осторожно старается избегать утверждений о том, что руководители высших уровней действительно придерживаются подобных воззрений. Смысл его предположений состоит в том, что они действительно должны были бы придерживаться таких взглядов для осуществления тех мер, которые они реализуют на практике, например, сдельной системы оплаты труда, строгого контроля над пребыванием сотрудников на рабочих местах и т.п.
  • Ученый утверждает, что Теория Х, возможно, обусловлена не столько мизантропией, сколько просто стремлением придать себе научный вид. Если бы только она действовала наподобие ньютоновских законов движения, то “научная” природа управления была бы обеспечена.
  • Д. Макгрегор также уточняет, что его цели связаны с приданием административным санкциям односторонней направленности вне зависимости от того, связаны ли они с наказанием или вознаграждением работников.

 
    Теория Y не является выражением предпочтения к “мягкому” стилю управления.

 Д, Макгрегор не  согласен с утверждением представителей  школы человеческих отношений  о том, что “доброта приносит доход”. Скорее Теория Y содержит набор положений, контрастирующих с допущениями Теории Х: 
 
   Теория Y предполагает, что ... 
— Затраты физических и умственных усилий в процессе труда так же естественны, как при игре или отдыхе. 
— Меры внешнего контроля не являются единственными средствами мотивации, так как при выполнении порученных ему задач человек осуществляет саморегуляцию и самоконтроль. 
— Обязательство по отношению к целям является функцией вознаграждения за их достижение

— Средний человек учится в надлежащих условиях не только для того, чтобы принять на себя ответственность, но и для того, чтобы найти ее. 
— Способность использовать сравнительно высокую степень воображения, изобретательности и креативности при решении организационных проблем широко распространена среди населения. 
— В условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. 

Отсюда следует, что  основная задача организации заключается  в интеграции ее политики с индивидуальными целями ее членов.

 

Авторы, оказавшие влияние на идеи Д. Макрегора 

Приступив к исследованию проблем менеджмента в возрасте пятидесяти лет, Д. Макгрегор пытался найти людей, которые cмогли бы разъяснить ему суть полученного опыта.

Первым среди них оказался Абрахам Маслоу, концепция иерархии человеческих потребностей которого была изложена в книге “Мотивация и личность”. А. Маслоу утверждал, что люди имеют несколько уровней потребности:

1. физиологические потребности;

2. потребности в безопасности;

3. социальные потребности;

4. потребности в самоуважении;

5. потребности в самоактуализации.

Теория Y ясно указывает на потребности в уважении и самоактуализации, в то время как Теория Х предполагает наличие у человека лишь физиологической потребности в безопасности от босса, в зависимости от которого он находится.

  • Вторым важным источником влияния, на который указывал сам Д. Макгрегор, был Питер Друкер, “управление по целям” которого могло осуществляться лишь таким образом, чтобы поощрять развитие человеческой личности при условии возможности интеграции целей организации и целей отдельного менеджера.
  • Третьим важным источником влияния был Крис Арджирис и его книга “Личность и организация”, в которой он доказывал, что развитие личности может быть обеспечено посредством развития организации.
  • Взгляды Д. Макгрегора были также близки ко взглядам научной школы «человеческих отношений» (Элиот Мейо).

 

Заключение

 

    Дуглас МакГрегор  считал, что мы не можем заставить других людей вести себя определенным образом или другими словами, “мотивировать” их. Мы способны лишь выявить и активировать их собственные возможности, которые будут реализовываться по их собственным правилам.

    Д. Макгрегор был одним из первых, кто настаивал на подобных представлениях и побуждал нас искать потенциальные возможности в человеческой предприимчивости, предупреждая, что в противном случае они могут остаться нереализованными. 
 




Информация о работе Теории X и Y Дугласа МакГрегора