Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:04, доклад
Дуглас МакГрегор (1906-1964) был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.
В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИВАНА ФЁДОРОВА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Теории X и Y
Дугласа МакГрегора »
Выполнила:
студентка ФРиСО,
группы Др-3-2,
Сажина Виктория
Москва 2012
Введение
Дуглас МакГрегор (1906-1964) был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.
В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.
Наибольшую известность ученому принесла разработанная им Теория Y (основанная на предположениях “поддержки”), которую он противопоставлял Теории Х (основанной на предположениях “контроля”).
Д. Макгрегора нельзя отнести к типичным интеллектуалам. Он использовал индуктивный подход, основанный на обобщении его собственных связей и взаимоотношений до уровня в высшей степени ясных утверждений, которые и сделали его знаменитым.
В сущности, Д. Макгрегор опередил свое время на несколько десятилетий. Он рассматривал рабочих и менеджеров в качестве учеников — взгляд, который стал получать признание сравнительно недавно, по мере постоянного усложнения бизнеса.
Ученый трактовал бизнес
как способ самовыражения менеджеров
и их подчиненных. За годы, прошедшие
после смерти Д. Макгрегора, он стал настоящим классиком.
Идеи управления в труде «Человеческая
сторона предприятия» (1960г)
Немногие авторы книг по проблемам бизнеса могут быть обязаны столь многим, как Д. Макгрегор, всего одной работе. Но его преждевременная смерть в возрасте 57 лет не позволила ученому оставить нам всего лишь один этот законченный труд и несколько незавершенных набросков статей.
Книга начинается с рассмотрения природы социальной науки. Вся наука, утверждает Д, Макгрегор, представляет собой адаптацию к природе исследуемого феномена. Мы не можем заставить воду течь снизу вверх, так же как не можем сделать большинство осуществляемых людьми процессов достаточно предсказуемыми и управляемыми.
Мы способны контролировать лишь рутинные типы поведения — когда человек приходит на работу, на каких совещаниях он присутствует — но чем более важным становятся рассматриваемые аспекты его деятельности, тем меньше они поддаются контролю.
Все управленческое поведение основывается на “теории”, наборе свободно связанных предположений о человеческой природе, с которой нам приходится иметь дело. Поэтому нам следует тщательно исследовать используемые допущения, так как они отчасти создаются нами самими.
Человеческий аспект предприятия учитывает широкий спектр инициатив, исходящих из в высшей степени непредсказуемых и неконтролируемых источников.
Роли людей не остаются неизменными. Менеджер может быть боссом, наблюдателем, консультантом, помощником, другом, источником ресурсов, учителем и т.д. Чем более гибко он будет себя вести, тем лучше он приспособится к ситуации и тем менее предсказуемым окажется его поведение.
Однако эта способность играть
разнообразные роли является жизненно
важным элементом адаптации к
природе человеческого
Теории Х и У
Д. Макгрегор различает две
Теория Х отражает традиционный взгляд
на руководство и контроль. Именно Д. Макгрегор
отчетливо выделил то, что было бы истинным,
если бы такой стиль управления оказался
необходим:
Теория
Х предполагает, что ...
— Средний человек имеет врожденную нелюбовь
к работе и при первой возможности стремится
уклониться от ее выполнения.
Поэтому:
К большинству людей, для того,
чтобы заставить их прилагать необходимые
усилия следует применять меры принуждения
и контроля, приказания, угрозы наказания
...
Поэтому человек
...
Предпочитает получать распоряжения,
стремится избегать ответственности,
имеет сравнительно невысокие амбиции
и прежде всего хочет надежности.
Теория Y не является выражением предпочтения
к “мягкому” стилю управления.
Д, Макгрегор не
согласен с утверждением
Теория Y предполагает,
что ...
— Затраты физических и умственных усилий
в процессе труда так же естественны, как
при игре или отдыхе.
— Меры внешнего контроля не являются
единственными средствами мотивации,
так как при выполнении порученных ему
задач человек осуществляет саморегуляцию
и самоконтроль.
— Обязательство по отношению к целям
является функцией вознаграждения за
их достижение
— Средний человек учится в надлежащих
условиях не только для того, чтобы принять
на себя ответственность, но и для того,
чтобы найти ее.
— Способность использовать сравнительно
высокую степень воображения, изобретательности
и креативности при решении организационных
проблем широко распространена среди
населения.
— В условиях современного индустриального
общества интеллектуальный потенциал
среднего человека используется лишь
частично.
Отсюда следует, что основная задача организации заключается в интеграции ее политики с индивидуальными целями ее членов.
Авторы, оказавшие влияние на идеи
Д. Макрегора
Приступив к исследованию проблем менеджмента в возрасте пятидесяти лет, Д. Макгрегор пытался найти людей, которые cмогли бы разъяснить ему суть полученного опыта.
Первым среди них оказался Абрахам Маслоу, концепция иерархии человеческих потребностей которого была изложена в книге “Мотивация и личность”. А. Маслоу утверждал, что люди имеют несколько уровней потребности:
1. физиологические потребности;
2. потребности в безопасности;
3. социальные потребности;
4. потребности в самоуважении;
5. потребности в самоактуализации.
Теория Y ясно указывает на потребности в уважении и самоактуализации, в то время как Теория Х предполагает наличие у человека лишь физиологической потребности в безопасности от босса, в зависимости от которого он находится.
Заключение
Дуглас МакГрегор считал, что мы не можем заставить других людей вести себя определенным образом или другими словами, “мотивировать” их. Мы способны лишь выявить и активировать их собственные возможности, которые будут реализовываться по их собственным правилам.
Д. Макгрегор был одним из первых, кто
настаивал на подобных представлениях
и побуждал нас искать потенциальные
возможности в человеческой предприимчивости,
предупреждая, что в противном случае
они могут остаться нереализованными.