Теоретический этап исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, контрольная работа

Краткое описание

Исследование – это процесс научного изучения какого-либо объекта, предмета, явления с целью выявления его закономерностей.
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Оглавление

Введение
Понятие метода
Виды исследований
Этапы теоретического исследования
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ТехнологНаучИсслед(контрольная2).doc

— 95.50 Кб (Скачать)

         Тема контрольной работы № 4:

    Теоретический этап исследования. 

 

         

     Содержание

Введение

  1. Понятие метода
  2. Виды исследований
  3. Этапы теоретического исследования

Заключение

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

     Введение 

     Исследование  – это процесс научного изучения какого-либо объекта, предмета, явления с целью выявления его закономерностей.

     Социологическое исследование - это система логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

     Методология исследования определяет логику интерпретации  результатов, анализа полученных данных и представляет технику получения  знания. Методы исследования - это конкретные, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании для изучения социального мира.

     Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему  более совершенному, разработанному теоретически, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

     Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о  задачах научного исследования:

     «Изучать  – значит:

     – не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

     – измерять все, что подлежит измерению;

     – определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

     – находить закон;

     – составлять гипотезы о причинной  связи между изучаемыми явлениями;

     – проверять гипотезы опытом;

     – составлять теорию изучаемого.

     Планирование  научно-исследовательской работы имеет  важное значение для ее рациональной организации.

     Научно-исследовательские  организации и образовательные  учреждения разрабатывают планы  работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения.

     Научное теоретическое познание является разновидностью рационального познания, т.е. деятельности мышления. Поэтому оно в полной мере опирается на всеобщие методы мышления: абстракцию, идеализацию, экстраполяцию. Результатом их применения оказываются понятия и суждения, отражающие сущность познаваемых явлений.

     В научном познании всеобщие методы мышления конкретизируются общенаучными методами теоретического познания: сравнением и аналогией, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, детализацией и конструированием и т.д. Каждый из этих методов обладает достоинствами и недостатками, т.е. позволяет достичь одного и не позволяет достичь другого. Например, сравнение позволяет установить достоверное соотношение сходного и различного, но не позволяет вскрыть причину и сущность сходства и различия, в то время как использование аналогий позволяет вскрыть сущность или выдвинуть догадку о ней, но аналогия сама по себе не удостоверяема, так как извлекается не из рассматриваемого явления, а из ранее известных.

     Зная  ограниченность каждого из указанных  методов, следует руководствоваться  диалектикой их взаимоотношений: не превозносить одни из них за счет других, а использовать каждый сообразно  его возможностям в различных познавательных целях, добиваясь всестороннего познания явлений. Обычно эти общенаучные методы теоретического познания рассматриваются в студенческих курсах философии и поэтому их подробное рассмотрение здесь не оправдано. Здесь уместно сосредоточиться на более специфических методах и средствах научного теоретического познания: на постановке проблемы, выдвижении гипотез, дедукции проверяемых следствий, теоретическом моделировании и мысленном экспериментировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие метода 

     Метод (греч. Metohodos – буквально «путь  к чему-либо») - в самом общем  значении - способ движения к цели, определенным образом, упорядоченная деятельность. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.

     Методология науки исследует структуру и  развитие научного знания, средства и  методы научного исследования, способы  обоснования его результатов, механизмы  и формы реализации знания в практике. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.

     В современной науке вполне успешно  работает многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

     1. Философские методы. Сюда относятся диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.

     2. Общенаучные подходы и методы исследования.

     3. Частно-научные методы.

     4. Дисциплинарные методы.

     5. Методы междисциплинарного исследования. 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды исследований 

     Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три  большие группы

     1)естественные,

     2)гуманитарные,

     3)технические  науки, различающиеся по своим  предметам и методам. Резкой  грани между этими подсистемами  нет - ряд научных дисциплин  занимает промежуточное положение.

     Наряду  с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы.

     В науке различаются два уровня исследований

     1)эмпирический.

     2)теоретический.

     Эмпирическое  исследование направлено непосредственно  на изучаемый объект и реализуется  посредством наблюдения и эксперимента. На уровне эмпирического познания происходит отбор и описание фактов, осуществляется такое их обобщение, при котором факты представляются в виде системы, показываются их зависимости.

     Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез. Теоретическое познание характеризуется абстракцией, определением и т.п. С их помощью устанавливаются закономерности, сущность явлений и процессов. Процесс эмпирического и теоретического познания - это не только логическая проблема, но в равной степени методологическая проблема. Проблематика отношений между эмпирическим и теоретическим познании особенно актуальна в области методологии. Переход от фактов к теоретическим выводам, процесс освещения новых фактов и проблем приводят к возникновению следующих четырех основных ситуаций:

     Новые факты могут быть объяснены в  рамках уже существующей системы  понятий. Для описания и объяснения новых фактов требуется введение новых терминов и понятий. Новые  факты и проблемы требуют, чтобы  для их объяснения. была разработана  специальная теория. Новые факты и новые проблемы требуют кардинального пересмотра исходных принципов прежней системы взглядов.

     По  своей направленности, по непосредственному  отношению к практике отдельные  науки принято подразделять на фундаментальные  и прикладные.

     Деление на фундаментальные и прикладные исследования носит условный характер. Вне зависимости от характера  целей результатом и фундаментальных  и прикладных работ являются новые  знания. Под фундаментальными исследованиями понимаются экспериментальные и теоретические работы, которые ставят своей целью найти и описать новые, неизвестные явления и процессы в природе, вскрыть их механизм и законы, управляющие ими. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический раздел.

     Фундаментальные исследования, приоритетом которых  является выработка новых научных  знаний, имеющих доминирующее, главенствующее значение в фундаментальных отраслях знаний. Это исследования поискового характера, тематика которых определяется общим развитием науки, т.е. из одной работы вытекает как цепная реакция последующая проблема, подлежащая исследованию.

     Под прикладными исследованиями подразумевается  практическое использование полученных знаний, т.е. научные работы, цель которых  использовать полученное в результате фундаментальных исследований для практической деятельности человека.

     Непосредственная  цель прикладных наук - применение результатов  фундаментальных наук для решения  не только познавательных, но и социально-практических проблем. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.

     Внутренняя  структура научных исследований состоит из следующих звеньев:

     1. Стратегические исследования это  исследования для получения новых  знаний в ведущих, определяющих  общественное развитие областях. Здесь имеются в виду исследования, рассчитанные на долгосрочную  перспективу.

     2. Целевые исследования - это исследования, направленные на достижение установленных целей, задач, результаты которых используются на практике. Например, радиация как одна из причин заболевания раком, изучение озоновых дыр в верхних слоях атмосферы. Учитывается утилитарный мотив, применение итогов исследований на практике.

     3. Технологические прикладные исследования - это исследования, направленные  на разрешение практических, в  основном кратковременных задач.  Их питательная среда фундаментальные  исследования, теоретические итоги которых используются для разработки новых технологий и их использования на практике.

     Технологические работы по развитию опытные, проектные, конструкторские работы, которые  подводят итоги предыдущего исследовательского цикла для массового технологического использования и применения.

     Интердисциплинарные и междисциплинарные исследования характеризуются следующими признаками:

     1) работа направлена на разрешение  отдельно взятой комплексной  проблемы;

     2) работают представители разных  научных отраслей, итоги одной работы воздействуют на другие;

     3) используются различные методы  исследования в зависимости от  специфики той или иной отрасли  (наблюдение, экспериментирование и  т.д.);

Информация о работе Теоретический этап исследования