Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:15, контрольная работа
В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. Продукты культурной деятельности — это опредмеченное воплощение (видение) идеала, овеществленный процесс человеческого стремления к совершенству, его “застывший” результат.
Введение 3
1. Значение и технология разработки культурных программ 4
2. Разработка проекта культурной программы «Музей
как текст культуры» 12
Заключение 16
Список литературы 17
5) Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, — материалы игры после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже представляет собой во многом техническую процедуру.
Проекты (программы) выполняют ряд функций:
• представления о способе реального решения социально значимых проблем;
• обязательства участников решения этих проблем;
• убеждение возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проекте (программе). Они должны отвечать ряду требований:
• демонстрировать профессионализм разработчиков;
• демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этого проекта;
• быть конкретными, измеряемыми и реалистичными;
• давать ясное представление о конечном результате;
• учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления.
Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат:
1) титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; реквизиты; фамилия, имя, отчество и реквизиты руководителя организации; география проекта; срок реализации; общая сумма бюджета проекта;
2) краткую аннотацию: организаторы, аудитория, основное содержание;
3) обоснование актуальности проблем, идеи их решения;
4) цели и задачи проекта;
5) подробное описание проекта: стратегия, механизмы;
6) организационный план: рабочий план-график;
7) ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки;
8) дальнейшее развитие проекта (программы), перспективы дальнейшего финансирования и долгосрочный эффект от реализации;
9) бюджет (смету) проекта (программы).
К проекту (программе) могут прикладываться дополнительные материалы и документы:
• сопроводительное письмо;
• заверенные копии устава организации, регистрации, присвоенных кодов, бухгалтерского баланса за последний год, отчета об аудите;
• протокол создания творческого коллектива;
• резюме участников проекта;
• не менее двух рекомендаций (ФИО, должности, реквизиты рекомендателей);
• письма поддержки;
• прочие материалы (фотографии, видеозаписи, CD, DVD и т. п.).
Одним из важных результатов игры является не только получение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что зачастую решающим образом сказывается на ходе и результатах внедрения программ.
Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ.
Однако успех дела в реализации проекта или программы зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.
2. Разработка проекта культурной программы
«Музей как текст культуры»
Программа «Музей как текст культуры» является попыткой создания инновационной модели взаимодействия музея и школы, в рамках которой музей рассматривается как полноценный канал образования, способный оказать влияние на модернизацию традиционного школьного обучения. Уникальность музея заключается в том, что он дает навык работы с аутентичными текстами культуры, требующими интерпретации, обсуждения, наличия собственной точки зрения, в то время как в школе ребенок в основном общается с адаптированными текстами культуры и «чужими» комментариями к ним, не предполагающими своего мнения и интерпретации.
Программа рассматривает музей как уникальное пространство освоения умений и навыков, связанных с развитием способности читать и создавать культурные тексты. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты.
В ходе реализации программы учащимся предстоит пройти несколько стадий работы с текстом культуры – от умения считать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций в начальной школе, до ее интерпретации в основной школе, и, наконец, создания собственных культурных текстов старшеклассниками. В качестве таких текстов могут выступать гипотезы, суждения, полноценные эссе или невербальные композиции.
Цель программы: создание инновационной системы взаимодействия школы и музея, нацеленной на воспитание «грамотного музейного зрителя», воспринимающего музейное пространство как целостное «высказывание», сообщение, которое он принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры, создавая на этой основе собственные культурные тексты.
Задачи программы:
• соединить разрозненные учебные знания при исследовании целостных культурных понятий (таких как семья, творцы, садово-парковый ансамбль и др.);
• дать представление о механизме наследования традиций на примере исследования разнообразных объектов дворцово-паркового ансамбля;
• помочь определить ценностные ориентиры и выстроить собственную иерархию ценностей на основе знакомства с мирвовззренческими моделями, сохраняемыми в музейном пространстве;
• приобщить к культурно-символическому коду современности – набору культурных универсалий и значений, который обеспечивает включенность человека в заданный современной ситуацией смысловой универсум;
• дать умения и навыки работы в музейном пространстве;
• научить считывать и интерпретировать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций.
• создать условия для формирования готовности и способности создавать собственные культурные тексты.
Аудитория: данная программа охватывает все ступени обучения – с 1 по 11 класс.
По окончании курса учащиеся:
• имеют представление о культурном пространстве музея-заповедника «Петергоф»;
• обладают опытом музейного зрителя;
• имеют навык самостоятельного исследования предметов окружающей среды, как обыденных вещей, так и музейных экспонатов;
• владеют способностью семантического анализа, связанного с умением «читать» различные тексты культуры, «свертывать» и «развертывать» информацию, заложенную в них, а впоследствии создавать и собственные культурные тексты.
Системообразующие идеи, предлагаемые для каждой ступени образования, сформулированы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов.
Начальная школа – «Мир семейного очага».
Выбор данной темы осуществлялся в соответствии с естественными потребностями ребенка 7-9 лет, который осваивает окружающий мир, начиная со своего ближайшего окружения, прежде всего, семьи. В семье он обретает первый опыт взаимоотношений, постигает нравственные ценности и этические принципы, приобщается к миру культурных традиций, что и закладывает в дальнейшем основы его характера, мировоззрения, ценностных ориентаций.
Музей дает уникальный опыт расширения представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщения к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания.
Основная школа – «Люди и судьбы».
Предлагаемая тема отвечает потребностям подростка разобраться в мире окружающих его людей, выстроить систему взаимоотношений, сформировать основные поведенческие модели, найти свое место в среде сверстников и взрослых, утвердиться как самостоятельная личность. Музей способен не только дать представление о спектре возможных жизненных стратегий, т. к. является сосредоточием судеб множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников, но и удовлетворить жажду подростка к активной самостоятельной познавательной деятельности.
Старшая школа – «Послание к Человеку».
Перед старшеклассником стоит сложнейшая задача – определения собственной мировоззренческой позиции, своего места в жизни и предназначения. Музей может оказать в этом неоценимую услугу, так как является своеобразным «зеркалом» культуры, отражающим разнообразные ментальные модели, созданные человечеством на протяжении его существования. Зашифрованные в дворцово-парковых ансамблях «послания» – дают возможность старшим школьникам осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции.
Равноправным партнером школы в реализации данной программы выступает Государственный музей-заповедник «Петергоф», освоение которого позволяет расширить представления учащихся о культурном пространстве их окружения, соединить отвлеченные учебные знания с конкретными объектами культурного наследия, приобщить школьников к лучшим традициям русской культуры. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания.
Цели и задачи программы реализуются посредством комплекса занятий, которые структурированы в соответствии с выделенными для каждой ступени обучения методической и системообразующей (содержательной) темами.
Учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.
Заключение
Культура как результат представляет собой совокупность тради-ций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.
Программный подход — характерная черта современного менеджмента.
Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Среди социокультурных институтов, рассматриваемых как наиболее перспективные партнеры школы в образовательной сфере, особое место принадлежит музею, благодаря насыщенности музейной среды и возможности использования иных, чем в школе методов познания окружающего мира. Образование становится одной из приоритетных функций современного музея и понимается не только как расширение спектра услуг, «иллюстрирование» школьных учебных дисциплин, а прежде всего, как организация процесса освоения культурного наследия, воплощенного в артефактах музейных коллекций и экспозиций.
Программа «Музей как текст культуры» является попыткой создания инновационной модели взаимодействия музея и школы.
Список литературы:
1. Бурков В.Н., Как управлять проектами: научно – практическое издание. Серия «Информация России на пороге 21века.» - М.: СИНТЕГ – ГЕО, 2003.
2. Воропаев В.И., Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения. Перспектива: Методическое пособие – М.: АЛАНС, 2007.
3. Попов В.Л., Управление инновационными проектами, М.: Инфра-м, 2009
4. http://www.projectmanagement.