Технология культурных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. Продукты культурной деятельности — это опредмеченное воплощение (видение) идеала, овеществленный процесс человеческого стремления к совершенству, его “застывший” результат.

Оглавление

Введение 3
1. Значение и технология разработки культурных программ 4
2. Разработка проекта культурной программы «Музей
как текст культуры» 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

менеджмент культуры.к.р..doc

— 80.50 Кб (Скачать)

5) Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, — материалы игры после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже представляет собой во многом техническую процедуру.

Проекты (программы) выполняют ряд функций:

• представления о способе реального решения социально значимых проблем;

• обязательства участников решения этих проблем;

• убеждение возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проекте (программе). Они должны отвечать ряду требований:

• демонстрировать профессионализм разработчиков;

• демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этого проекта;

• быть конкретными, измеряемыми и реалистичными;

• давать ясное представление о конечном результате;

• учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления.

Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат:

1) титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; реквизиты; фамилия, имя, отчество и реквизиты руководителя организации; география проекта; срок реализации; общая сумма бюджета проекта;

2) краткую аннотацию: организаторы, аудитория, основное содержание;

3) обоснование актуальности проблем, идеи их решения;

4) цели и задачи проекта;

5) подробное описание проекта: стратегия, механизмы;

6) организационный план: рабочий план-график;

7) ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки;

8) дальнейшее развитие проекта (программы), перспективы дальнейшего финансирования и долгосрочный эффект от реализации;

9) бюджет (смету) проекта (программы).

К проекту (программе) могут прикладываться дополнительные материалы и документы:

• сопроводительное письмо;

• заверенные копии устава организации, регистрации, присвоенных кодов, бухгалтерского баланса за последний год, отчета об аудите;

• протокол создания творческого коллектива;

• резюме участников проекта;

• не менее двух рекомендаций (ФИО, должности, реквизиты рекомендателей);

• письма поддержки;

• прочие материалы (фотографии, видеозаписи, CD, DVD и т. п.).

Одним из важных результатов игры является не только получение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что зачастую решающим образом сказывается на ходе и результатах внедрения программ.

Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ.

Однако успех дела в реализации проекта или программы зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Разработка проекта культурной программы

«Музей как текст культуры»

 

Программа «Музей как текст культуры» является попыткой создания инновационной модели взаимодействия музея и школы, в рамках которой музей рассматривается как полноценный канал образования, способный оказать влияние на модернизацию традиционного школьного обучения. Уникальность музея заключается в том, что он дает навык работы с аутентичными текстами культуры, требующими интерпретации, обсуждения, наличия собственной точки зрения, в то время как в школе ребенок в основном общается с адаптированными текстами культуры и «чужими» комментариями к ним, не предполагающими своего мнения и интерпретации.

Программа рассматривает музей как уникальное пространство освоения умений и навыков, связанных с развитием способности читать и создавать культурные тексты. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты.

В ходе реализации программы учащимся предстоит пройти несколько стадий работы с текстом культуры – от умения считать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций в начальной школе, до ее интерпретации в основной школе, и, наконец, создания собственных культурных текстов старшеклассниками. В качестве таких текстов могут выступать гипотезы, суждения, полноценные эссе или невербальные композиции.

Цель программы: создание инновационной системы взаимодействия школы и музея, нацеленной на воспитание «грамотного музейного зрителя», воспринимающего музейное пространство как целостное «высказывание», сообщение, которое он принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры, создавая на этой основе собственные культурные тексты.

Задачи программы:

•              соединить разрозненные учебные знания при исследовании целостных культурных понятий (таких как семья, творцы, садово-парковый ансамбль и др.);

•              дать представление о механизме наследования традиций на примере исследования разнообразных объектов дворцово-паркового ансамбля;

•              помочь определить ценностные ориентиры и выстроить собственную иерархию ценностей на основе знакомства с мирвовззренческими моделями, сохраняемыми в музейном пространстве;

•              приобщить к культурно-символическому коду современности – набору  культурных универсалий и значений, который обеспечивает включенность человека в заданный современной ситуацией смысловой универсум;

•              дать умения и навыки работы в музейном пространстве;

•              научить считывать и интерпретировать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций.

•              создать условия для формирования готовности и способности создавать собственные культурные тексты.

Аудитория: данная программа охватывает все ступени обучения – с 1 по 11 класс.

По окончании курса учащиеся:

•              имеют представление о культурном пространстве музея-заповедника «Петергоф»;

•              обладают опытом музейного зрителя;

•              имеют навык самостоятельного исследования предметов окружающей среды, как обыденных вещей, так и музейных экспонатов;

•              владеют способностью семантического анализа, связанного с умением «читать» различные тексты культуры, «свертывать» и «развертывать» информацию, заложенную в них, а впоследствии создавать и собственные культурные тексты.

Системообразующие идеи, предлагаемые для каждой ступени образования, сформулированы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов.

Начальная школа – «Мир семейного очага».

Выбор данной темы осуществлялся в соответствии с естественными потребностями ребенка 7-9 лет, который осваивает окружающий мир, начиная со своего ближайшего окружения, прежде всего, семьи. В семье он обретает первый опыт взаимоотношений, постигает нравственные ценности и этические принципы, приобщается к миру культурных традиций, что и закладывает в дальнейшем основы его характера, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Музей дает уникальный опыт расширения представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщения к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания.

Основная школа – «Люди и судьбы».

Предлагаемая тема отвечает потребностям подростка разобраться в мире окружающих его людей, выстроить систему взаимоотношений, сформировать основные поведенческие модели, найти свое место в среде сверстников и взрослых, утвердиться как самостоятельная личность. Музей способен не только дать представление о спектре возможных жизненных стратегий, т. к. является сосредоточием судеб множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников, но и удовлетворить жажду подростка к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Старшая школа – «Послание к Человеку».

Перед старшеклассником стоит сложнейшая задача – определения собственной мировоззренческой позиции, своего места в жизни и предназначения. Музей может оказать в этом неоценимую услугу, так как является своеобразным «зеркалом» культуры, отражающим разнообразные ментальные модели, созданные человечеством на протяжении его существования. Зашифрованные в дворцово-парковых ансамблях «послания» – дают возможность старшим школьникам осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции.

Равноправным партнером школы в реализации данной программы выступает Государственный музей-заповедник «Петергоф», освоение которого позволяет расширить представления учащихся о культурном пространстве их окружения, соединить отвлеченные учебные знания с конкретными объектами культурного наследия, приобщить школьников к лучшим традициям русской культуры. При этом освоение новых для ребенка понятий и представлений проходит ненавязчиво и органично, т. к. позволяют это делать музейные формы познания. 

Цели и задачи программы реализуются посредством комплекса занятий, которые структурированы в соответствии с выделенными для каждой ступени обучения методической  и системообразующей (содержательной) темами.

Учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.

 

 

 

 

Заключение

 

Культура как результат представляет собой совокупность тради-ций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

Программный подход — характерная черта современного менеджмента.

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

Среди социокультурных институтов, рассматриваемых как наиболее перспективные партнеры школы в образовательной сфере, особое место принадлежит музею, благодаря насыщенности музейной среды и возможности использования иных, чем в школе методов познания окружающего мира. Образование становится одной из приоритетных функций современного музея и понимается не только как расширение спектра услуг, «иллюстрирование» школьных учебных дисциплин, а прежде всего, как организация процесса освоения культурного наследия, воплощенного в артефактах музейных коллекций и экспозиций.

Программа «Музей как текст культуры» является попыткой создания инновационной модели взаимодействия музея и школы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Бурков В.Н., Как управлять проектами: научно – практическое издание. Серия «Информация России на пороге 21века.» - М.: СИНТЕГ – ГЕО, 2003.

2. Воропаев В.И., Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения. Перспектива: Методическое пособие – М.: АЛАНС, 2007.

3. Попов В.Л.,  Управление инновационными проектами, М.: Инфра-м, 2009

4. http://www.projectmanagement.ru



Информация о работе Технология культурных программ