Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:40, реферат
Каким должен быть успешный, эффективный менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, уметь управлять, уметь ставить цели и добиваться их. Но все эти качества бесполезны, если руководитель не умеет правильно организовать свое рабочее время. Нереально добиться успеха, если человек не может планировать свое время. Это относится не только к менеджерам, но и к людям любой другой профессии, но для людей, управляющих другими работниками, этот навык особенно важен, ведь он распоряжается не только своим временем, но и через четкую систему передачи выполнения задач своим подчиненным, еще и планирует их время. Время – это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Но оно безвозвратно – его нельзя накопить, передать или взять в кредит, поэтому важно научиться использовать его с максимальной выгодой.
Введение
1 Причины дефицита времени
2 Анализ использования рабочего времени
3 Самоменеджмент
3.1 постановка целей
3.2 Планирование
3.3 Принятие решений
3.4 Реализация и организация
4 Особенности тайм менеджмента в России 17
Заключение 18
Список литературы 19
Очевидно, затраты
времени на планирование не могут
бесконечно увеличиваться, существует
оптимум, после которого дальнейшее
увеличение времени на планирование
становится неэффективным. От общего планового
периода (год, месяц, неделя, день) надо
максимально 1% времени тратить на планирование.
ПРИНЦИПЫ
И ПРАВИЛА ПЛАНИРОВАНИЯ
ВРЕМЕНИ
Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, чтобы перепоручать менее важные дела, уменьшать их число или отодвигать на более поздние сроки, менеджер должен ясно представлять свой временной бюджет и совокупность задач. Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.
Основные
правила планирования времени:
1. Соотношение (60:40).
Опыт показывает ,что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (на 60%).
События, которые
трудно предусмотреть, отвлекающие
моменты (“поглотители” времени) не
могут быть запланированы целиком без
остатка
2. Сведение задач воедино – план действий.
Чтобы составить
хороший план расхода времени, важно
всегда иметь представление о
предстоящих делах. Целесообразно
разделить их на долго-, средне- и
краткосрочные задачи, установить их приоритетность
и действовать в соответствии с нею.
3. Регулярность – системность – последовательность.
Над планами
времени нужно работать
4. Реалистичное планирование.
Т.е. планировать
нужно только такой объем задач,
с которым менеджер реально может
справиться.
5. Восполнение потерь времени.
Восполнять
потери времени лучше по возможности
сразу, например лучше один раз дольше
поработать вечером, чем в течение
следующего целого дня нагонять утраченное
накануне.
6. Фиксация результатов вместо действий.
Фиксировать
в планах нужно результаты или
цели , а не просто какие-либо действия,
чтобы усилия были изначально направлены
непосредственно на достижение цели.
Это поможет избежать внеплановой
деятельности.
7. Установление временных норм.
Опыт показывает,
что на работу, как правило, тратится столько
времени, сколько его имеется в распоряжении.
Поэтому следует задавать точные временные
нормы, предусматривать в плане ровно
столько времени на то или иное дело, сколько
оно действительно требует.
8. Срок исполнения.
Чтобы избежать промедления
и откладывания дел, следует устанавливать
точные сроки исполнения для всех
видов деятельности.
9. Переработка – перепроверка.
План нужно
постоянно перерабатывать и перепроверять
с точки зрения того, могут ли
те или иные задачи быть выполнены полностью.
10. Согласование временных планов.
Чтобы успешнее претворять свои планы в жизнь, менеджеру необходимо согласовывать их с планами других людей (секретарши, начальника, подчиненных, коллег).
предполагает составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей. Организация своего рабочего дня должна соответствовать основному принципу: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”. Существует 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.
Правила начала дня:
Правила основной части дня:
Правила завершения рабочего дня:
Помимо этих правил также важно соблюдать естественный дневной ритм.
У разных
людей разная психология и организм.
Вследствие этого работоспособность
людей различна в различные периоды времени.
Некоторые люди продуктивнее работают
утром, некоторые днём, а некоторые вечером.
Но при этом нельзя сказать, что одни из
них работают лучше, а другие хуже. Просто
пик работоспособности у этих людей приходится
на разные периоды дня. Абсолютные значения
пика и спада продуктивности индивидуально
различаются, но что одинаково для всех
людей – так это относительные, ритмичные
колебания. Все это необходимо учитывать
в своей работе.
ОСОБЕННОСТИ
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
В РОССИИ
Менеджмент в России, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.
В силу исторических особенностей экономика нашей страны развивается скачкообразно, т.е. все процессы у нас происходят в более сжатые временные интервалы. В советский период истории России отсутствовала частная собственность, в то время как наука управления получила основной всплеск развития по всему миру. Поэтому сейчас менеджеры вынуждены работать больше и эффективнее, и не удивительно, что у большинства из них проблемы с использованием и планированием времени. Все российские экономисты признают, что рациональное использование времени является непременным условием всякого процесса труда, и управленческого тоже, но, несмотря на это, по настоящее время проблема эффективного использования времени в большинстве исследований, и особенно касающихся вопросов управления, либо игнорируется, либо освещается очень слабо. Отечественные руководители вынуждены пользоваться разработками иностранных специалистов.
В настоящее время руководителей можно условно разделить на две группы:
Российская экономика переживает сейчас переходный период. При плановой и рыночной экономике внешняя среда относительно стабильна, а сегодня предприятия действуют в постоянно меняющихся условиях. Такая ситуация усложняет процесс принятия решений. Планы приходится постоянно пересматривать. Цели, стоящие перед менеджером не всегда ясны и последовательны. Множественность целей в сочетании с существованием разных групп и интересов часто приводит к противоречиям. Невозможность постановки ясных и непротиворечивых целей приводит к нарушению на самой первой ступени самоменеджмента. Следовательно, затрудняются процессы планирования и принятия решений ( возникают неожиданные задачи, невозможно однозначно расставить приоритеты ).
Как уже отмечалось, применение принципов тайм-менеджмента связано не только с экономическими, но и с общественно психологическими факторами.
В нашей стране велик удельный вес затрат времени на выполнение рутинной работы в бюджете времени руководителей. Это говорит о проблемах с делегированием у российских менеджеров. Многие из них не делегируют рутинную работу либо из-за того, что подчиненные и так загружены работой, либо из-за того, что считают, что сами выполнят эту работу лучшею В результате менеджеру не хватает времени на действительно важные, перспективные задачи.
Еще одна особенность в использовании рабочего времени заключается в том, что в российских компаниях более распространены дружеские отношения между коллегами. Многие предпочитают начинать рабочий день с неформального общения с коллегами, а не с важнейших дел; обсуждение условий контракта может плавно перейти в дружескую беседу.
В Росси сложился образ руководителя, как человека, у которого постоянно нет времени, и чем больше ему недостает времени, тем значительнее он кажется. Некоторые руководители с восторгом заявляют, что они работают по 12-13 часов в сутки, выражая этим преданность своему делу. Объективно же, это говорит лишь о том, что человек не может расставить приоритеты и правильно организовать свое время.
В основном
то, насколько эффективно менеджер
распоряжается своим временем, зависит
от его личности, от того, хочет ли
он упорядочить свою деятельность,
последовательно внедряя в работу правила
и принципы самоменеджмента, т.к. для этого
не требуется никаких сверхъестественных
усилий ни для русского менеджера, ни для
человека любой другой страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно
сделать вывод о том, что управление
временем касается в большей степени
организации рабочего времени, чем его
экономии. Менеджер должен стремиться
к правильному распределению времени,
исходя из личных интересов и интересов
бизнеса. Нужно так использовать время,
чтобы обеспечить выполнение максимального
числа задач, которые в свою очередь обуславливают
выполнение промежуточных задач, ведущих
к реализации основной цели. Свои собственные
планы времени менеджер должен согласовывать
с планами подчиненных и непосредственного
руководителя, чтобы достичь максимального
эффекта. То, насколько успешно менеджер
будет претворять в свою работу принципы
эффективного использования времени,
зависит в первую очередь от него самого
и от его желания работать рационально,
т. к. для того, чтобы путем постановки
ясных целей, правильного выбора приоритетов
и планирования своего времени, добиться
большей эффективности в работе, нужно
приложить определенные усилия и затратить
немного времени.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995
2 “Организация рабочего времени”, учебник М: ”ДеКА”, 1994
3 Гамидуллаев Б.Н. “Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием” Пенза, 1997