Сущность, предмет и содержание менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Английский термин «менеджмент» (management) в последние годы заменил россиянам привычное слово «управление», что, по мнению некоторых авторов, связано с необходимостью подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, заключающийся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. effectys – исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы и не забывая об ответственности.

Оглавление

1. Основные понятия менеджмента.
2. Место менеджмента среди научных дисциплин.
2.1 Менеджмент как практика, наука, искусство.
2.2 Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления.
3. Природа управления. Цели и задачи менеджмента.
4. Направления управленческой деятельности.
5. Полный цикл процесса управления.
6. Уровни управления.

Файлы: 1 файл

сущность, предмет и содержание мен.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и в конечном счете мы можем представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ:

 

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.)

2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)

4. Школа поведенческих наук - бихейвиоризм (1950 г. - по наст. вр.)

5. Школа науки управления (1950 г. - по наст. вр.)

 

Различные авторы дают неодинаковые временные периоды, объединяют или дифференцируют 3-ю и 4-ую школы.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г., когда Ф.У.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традици­онно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией нужно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать ее целей, не возникло по мановению волшебной палочки, в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века нынешнего. Основной силой, которая первоначально вызвала интерес к управлению, была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США.

Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты Америки были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы, состоящий из трудолюбивых людей. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех, желающих получить его. Образование способствовало увеличению числа людей, способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Интересно, что в то время практически не существовало государственного регулирования бизнеса. Это позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, настолько крупных, что они требовали формализованных способов управления.

Появление и оформление управления как науки, как особой области научных исследований частично было ответом на потребность крупного бизнеса, частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично - достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.

Эволюция управления как научной дисциплины. Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, положения которых часто совпадали. Объекты управления - это и техника и люди. Следовательно, успехи в развитии теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях знания (математика, инженерные науки, психология, социология и даже антропология). По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же время в мире происходят быстрые перемены. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения, и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые методологии, подходы.

В табл. 1 представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.

 

Следует подчеркнуть, что школы пересекаются в некоторых вопросах теории и практики и что в рамках одной организации можно найти элементы всех этих подходов.

 

Таблица 1 - Вклад различных направлений в развитие менеджмента

 

 

3. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства. Труд по управлению предполагает выполнение общественно необходимых задач по регулированию, организации, координации и контролю социально-экономических процессов.

При этом системы мер по надзору и контролю охватывают как капитал, так и приводящую его в движение рабочую силу. Как функция собственности управление выступает в качестве «командования» над трудом, ибо собственность – материальная основа жизни общества – реально обеспечивает право управления социально-экономическими процессами классу собственников (капиталовладельцев).

Еще в начале промышленной революции управление приобрело характер производительной деятельности, вне которой сколько-нибудь упорядоченное функционирование общественного производства практически невозможно. Благодаря ему удовлетворяется потребность в единой административной воле на предприятии, необходимой для результативности производственного процесса.

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала владельцы средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифици­рованным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры, во всяком случае первоначально, являются исполнителями, проводниками воли владельца на предприятии. Однако впоследствии, в ходе процессов специализации и профессионализации, деятельность по управлению обособляется в виде самостоятельной функции. Этот процесс был подмечен уже классиками буржуазной социологической теории. Еще Макс Вебер1 пытался обосновать тезис о том, что по мере развития капиталистичес­кого общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Также рассуждает и современный американский социолог Д.Белл2: «Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым “пролетариатом”. Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает». Цель этой аргументации состоит в том, чтобы дать анализ противоречий капитализма в аспекте верховенства отношений управленческих, функциональных. Следует вывод, будто совершенствование управленческих отношений со временем даст толчок к реализации некой «рациональной модели общества», организованной на сугубо научных началах.

Начиная новое дело, создавая коммерческое предприятие, предпринима­тель, естественно, хочет получить определенную прибыль. Однако выбирая область своего бизнеса, необходимо ориентироваться на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных покупателей, потребителей и клиентов. Функционируя в условиях непрекращающейся конкуренции, фирма должна заботиться о постоянном наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества. В связи с этим логично говорить как о результативности, так и об эффективности предприятия, т.е. в первом случае мы можем оценивать результаты деятельности, а во втором - степень выгодности предприятия (например, как отношение результата к издержкам). Повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собствен­но руководство и управление. При этом необходимо различать эти два поня­тия. Если управление есть элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ, то руководство можно определить как процесс более высокого порядка, главной составляющей которого является определение миссии и цели организации. Другими словами, руководство - это направление действий на выполнение плана, ответ на вопрос: «Что делать?», а управление - обеспечение выполнения плана, т.е. ответ на вопрос: «Как делать?» и реализация плана с помощью подчиненных. Классический пример дифференци­ации этих понятий - двое в автомобиле. Один - за рулем, другой - рядом. Тот, кто рядом с водителем, ставит цель: «Поедем в ресторан “Прага”». Он не указывает, по каким улицам и с какой скоростью ехать. Автомобилем управляет тот, кто за рулем - водитель. Конечно, при работе с персоналом приходится отвечать и на более сложный вопрос: кем достаточно только руководить, а кем и руководить, и управлять. А это уже зависит от квалификации ваших сотрудников, опыта работы, сложности задания и других факторов.

Другая цель менеджмента - обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой – как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

Из вышесказанного вытекают задачи процесса управления любой организации - повышение прибыльности, снижение издержек и элиминиро­ва­ние (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той или иной долей риска.

 

4. НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Рассматривая менеджмент как процесс и принимая во внимание его цели и задачи, следует подчеркнуть необходимость управления всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. в идеале управленческая работа на предприятии должна охватывать следующие области:

              1) материально-техническое снабжение;

              2) технологию (подготовка производства и собственно производство);

              3) кадры;

              4) финансы;

              5) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР);

              6) маркетинг.

В связи с этим возникает необходимость функциональных видов менеджмента: технологического (производственного), финансового, кадрового, инновационного и др.

С некоторых пор возникла необходимость выделения еще одного вида менеджмента - логистики, т.е. комплексного управления материальными потоками, которые отслеживаются на этапах снабжения, производства и сбыта.

 

5. ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

 

В своей работе «Стратегическое управление» (пер. с англ., М., 1989) И.Ансофф интерпретирует цикл процесса управления следующим образом.

Управление - это деятельность, направленная на решение проблем, которую также можно рассматривать как сложный информационный процесс. Роль руководителя характеризуется следующей цепочкой действий:

              1)              формулирование целей для данной организации;

              2)              выявление проблем и возможных вариантов их решения как внутри данной организации, так и вне ее, т.е. выявление настоящих и будущих возможных отклонений от принятого курса, а также настоящих и будущих перспектив усложнения целей;

              3)              анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы;

              4)              разработка подходов к решению проблем и выбору вариантов;

              5)              анализ возможных последствий планируемой деятельности;

              6)              выбор предпочтительной альтернативы;

              7)              программирование и разработка бюджета выбранной альтернативы;

              8)              руководство осуществлением программ, включая коммуникации и мотивацию;

              9)              оценка степени достижения целей;

Информация о работе Сущность, предмет и содержание менеджмента