Сущьность понятий кправление и менеджмент, отличительные особенности современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Краткое описание

В экономической литературе менеджмент (от англ. management управление) трактуется как процесс управления хозяйственной деятельностью организации; процесс управления производством (продажами) товаров и услуг; функции и методы управления организацией; персонал (аппарат) управления организацией.

Файлы: 1 файл

вопросы на 3.doc

— 54.00 Кб (Скачать)
  1. Сущьность понятий кправление и менеджмент, отличительные особенности современного менеджмента
 

1.1. Содержание  и сущность понятий «менеджмент»  и «управление» 

В экономической  литературе менеджмент (от англ. management управление) трактуется как процесс  управления хозяйственной деятельностью организации; процесс управления производством (продажами) товаров и услуг; функции и методы управления организацией; персонал (аппарат) управления организацией. 

Кроме того, если рассматривать менеджмент в аспекте  исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления. 

Аргументацией в пользу каждой из сторон категории  «менеджмент» может служить следующий  экскурс в раскрытие его содержания. 

Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами. 

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации. 

Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного  использования ресурсов организации  в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами. 

Менеджеры в  организации взаимодействуют между  собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации. 

Менеджмент выступает  одновременно и как наука, и как искусство. В предисловии к книге «Основы менеджмента» по этому поводу сказано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством…» [13, с. 11]. 

В оценке менеджмента  как науки аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет  свой предмет, сумму накопленных  за тысячелетия человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения. 

Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого  труда, причинно-следственные связи, факторы  и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей. 

Понимание менеджмента  как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация – это сложная, как правило открытая, система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс. В результате этого процесса появляется качественно новый специалист – менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями. 

Итак, сделаем  попытку дать обобщенное определение понятия «менеджмент», включив в него следующее содержание. 

Менеджмент –  это система, обеспечивающая комплексный  процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для  этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды. 

Менеджмент как  междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах: 

• управление производственными  операциями раскрывает технический  аспект менеджмента в организации; 

• управление трудовыми  операциями – социальный аспект; 

• управление маркетингом  – рыночный аспект; 

• управление коммуникациями – информационный аспект; 

• управление собственностью раскрывает имущественный аспект. 

В организации  указанные аспекты менеджмента  системно связаны между собой и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различных сочетаниях перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его адекватность понятию «управление», что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых. 
 
 
 

  1. Функции менеджмента 
 

Функцией в  менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь-ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных  

на достижение целей социально – экономической  системы. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид  управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом  управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. 

  1. Типовые виды менеджмента 
 

    Организационный менеджмент. Производственный менеджмент.

Инновационный менеджмент. Маркетинг – менеджмент. Персонал – менеджмент. Финансовый менеджмент. Инвестиционный менеджмент. Стратегический менеджмент. 

4 типовые принципы  менеджмента 
 
 

Принципыменеджмента – основополагающие идеи и правила  поведения руководителей по осуществлению  своих управленческих функций. 

Ведущий принцип  менеджмента – оптимальное сочетание  централизации и децентрализации  управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем  управления закрепляются вопросы стратегического  характера, а за низовыми звеньями –  оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. 
 

5 понятие результативности и эффективности управления  
 

 Эффективность  управления – это относительная  характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). 

6 содержание  и виды управленческих решений  . требования предъявляемые к управленческим решениям. 

для менеджера  принятие решений - это постоянная и  весьма ответственная работа. Необходимость  принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям. 

Требования:  

-        минимальное число корректировок; 

-        сбалансированность прав и обязанностей  менеджера, принимающего решения,  т.е. ответственность должна быть  равна его полномочиям; 

-        обоснованность, т.е. научность подтверждаемых действий (принятие на базе полной и достоверной информации. Знание особенностей, путей развития управленческой системы  и окружающей среды; тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, эконом., соц., перспектив развития, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность требует поиска новых форм и путей обработки науч.- технич. и соц.- эконом. информации.); 

-        единство распорядительства, т.е.  решение и указание действий  по нему должны исходить от  одного руководителя; 

-        реальность, поставленных задач  и сроков принятое решение  не должно ни отставать ни  опережать потребности и задачи  соц.-экономич. системы; 

-        УР должны отвечать требованиям  повышенной эффективности производства; 

-        экономичность, т.е. УР должно быть материально выгодным; 

-        гибкость, т.е. любое УР должно  соответствовать духу времени  и обладать способностью изменения  в соответствии с окружающими  изменениями; 

-        конкретность и адресность - должны  быть определены его исполнителем, место и время, сроки; 

-        непротиворечимость, т.е. должно  быть согласованно с другими  производственными решениями; 

-        полнота содержания - решение должно  охватывать весь управляемый  объект, все сферы деятельности, все направления развития (цель функционирования и развития системы, средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей; сроки достижения; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах). 

7 требования предъявляемые к управленческим решениям. !  ЭФФЕКТИвность управленческих решений.  

В общем плане  под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая  является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. 

К основным условиям обеспечения высокого качества и  эффективности управленческого  решения относятся:

• применение к  разработке управленческого решения  научных подходов менеджмента;

 • изучение  влияния экономических законов  на эффективность управленческого  решения; 

 • обеспечение  лица, принимающего решение, качественной  информацией, характеризующей параметры  выхода, входа, "внешней среды"  и процесса системы разработки решения;

•  применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования каждого  решения;

 • структуризация  проблемы и построение дерева  целей; 

• обеспечение  сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

 •  обеспечение  многовариантности решений; 

 •  правовая  обоснованность принимаемого решения; 

Информация о работе Сущьность понятий кправление и менеджмент, отличительные особенности современного менеджмента