Сущность и роль управленческих решений, их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 13:56, реферат

Краткое описание

Управленческое решение— это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.

Оглавление

Введение. 3
1. Управленческие решения в менеджменте 5
2. Виды управленческих решений и их классификация 10
Заключение. 16
Библиографический список литературы 18
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная по мен-ту.doc

— 283.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Основы менеджмента» на тему: 

Сущность и роль управленческих решений, их классификация. 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

 

    Содержание:

                   

 Приложение  
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Управленческое решение— это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.

    Менеджмент - эта форма управленческой деятельности, которая должна обеспечивать упорядоченною работу соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.    

              Современный менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе.                                                                                     

         Очень важна такая черта менеджера,  принимающего управленческие решения, как профессионализм. В обычной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решения – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки, знания техпроцесса, используемого в производстве, опыта.1 Совсем не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать управленческие решения.

         В современный период, особенно  в связи с работой в условиях  рыночной экономики складываются объективные факторы, ведущие к усложнению задач принятия управленческих решении. Расширяются масштабы и разнообразие экономического и социально-культурного общения между странами всего мира. Более сложными и разветвленными становятся финансовые, экономические, социальные, технические, организационные связи.   Ускоряется темп общественно-политических процессов, увеличивается объем информации, которую нужно переработать и использовать. Стремительно развивается наука и техника. В этих условиях необходимо учитывать ограниченность природных и трудовых ресурсов, усложнение объектов управления, повышение  сложности решаемых задач. 

        Все это предъявляет повышенные  требования к качеству управленческих  решений и к оперативности  их принятия и реализации. Современные методы кооперации труда и организации комбинированного производства и управления требуют исключительно высокой трудовой и производственной дисциплины, формирования сплоченного коллектива, большой творческой отдачи работников в процессе труда, системного подхода к решению проблем управления производством. В связи с этим возникает проблема развития демократических форм подготовки и принятия управленческих решений, рационального сочетания принципа единоначалия  с коллегиальностью и коллективностью в выработке и принятии управленческих решений.      

В данной работе я рассматриваю сущность управленческих решений, характерные особенности  управленческих решений, факторы, определяющие их качество и эффективность. В этой работе я использовала научные труды таких авторов: Майкл Х. Мескон, В.Р.Веснина,  О.С.Виханского, А.И. Наумова, журналы «Менеджмент в Росси и за рубежом», Интернет.

    

 

1. Управленческие решения в менеджменте

      Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем. Любому поступку человека или всего коллектива предшествует принятие решения. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений их приятием процессе управления организацией или предприятием существенно отличается от решений, принимаемых в обычной, частной жизни.3  

        Что отличает управленческое  решение, принимаемое менеджером  от решения обычного человека? Менеджер принимает решения исходя  не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблемы конкретной организаций и его решения, последствие этих решений могут существенно повлиять на жизнь многих людей, сотрудников, клиентов, партнеров.2

         Менеджер готовит и принимает  решения в рамках своей служебной  деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения или организует работу сотрудников по подготовке, распределению решений по уровням системы управления (см. приложение № 3) и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев (стандартов, правил, кодексов).

      В теории принятия управленческих  решении используются термин - «лицо, предпринимающее решения» (ЛПР)- это может быть один человек - индивидуальное ЛПР или группа людей - групповое ЛПР. Например, совет директоров, учредителей, акционеров словом группа людей, определяющая цели и пути развития организации или предприятия.

              Технология менеджмента рассматривает  управленческое решение как процесс,  состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

             На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации,  а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

Информация  часто бывает избыточной или просто не нужной, следовательно, необходимо уметь выделять нужную информацию, она называется релевантная информация – информация, имеющая непосредственное отношение к проблеме. Подобная информация становится базовой при принятии управленческого решения, по этому должна быть максимально точной.

             На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных  решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор  критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

         В процессе принятия решения  всегда найдутся множество разнообразных  вариантов решения проблемы. Например, как в старинных русских сказаньях, про добрых молодцев ищущих счастья и стоящих на распутье около камня, на котором написано «направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - мечту свою найдешь», такое множество вариантов предлагаемых для решения проблем называется альтернативой.

           Выбор альтернативы – это выбор наилучшего варианта решения. Причем варианты могут быть направлены как на изменения ситуации, таки на сохранения существующего положения.

            На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и  доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.1

               Управленческое решение – это выбор альтернатив, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетентности  и направленный на достижение целей организации. Если нет альтернатив то нет и выбора, а следовательно - нет решения. Например, «О подготовке к отопительному сезону» не является принятием решения, хотя иногда так и называется.12

         Наилучший вариант действий принято  называть оптимальным. Решение  называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора.

         Решение называется рациональным (допустимым), если оно удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Это варианты действий, эффективность которых может удовлетворить ЛПР, которое всегда стремится найти оптимальный или хотя бы рациональный вариант.

      Можно понятие «принятие решения»  трактовать в узком и широком  смысле:

       В узком смысле – это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным ЛПР или групповым ЛПР с помощью определенных правил.

В этой связи, например, говорят: «Руководитель  принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.) осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов.

       В широком смысле – это процесс, протекающий во времени, стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

       Принимаемые решения должны основываться  на достоверной, текущей и прогнозируемой  информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

      Существует ряд обстоятельств,  которые снижают успешность решения  проблем. К ним относятся: 

  • ориентация только на сиюминутный экономический результат и недооценка возможных последствий;
  • неоправданное разделение субъектов, принимающих и реализующих решения (лучше, когда это делает одно и то же лицо);
  • отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения, порождающее отторжение;
  • неорганизованность, непоследовательность процесса разработки решения; принятие по одной и той же проблеме нескольких решений, мало связанных друг с другом, не учитывающих имеющийся опыт; медлительность из-за неуверенности в своих силах или излишней самоуверенности;
  • субъективизм разработчиков решения, ориентация их исключительно на личный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-то или чему-то, преследование, прежде всего собственной выгоды, стремление к неоправданному риску.
  • Избыточность или недостаточность информации о проблеме, наличии вариантов решения, имеющихся ресурсов и т. д.

   К методам реализации решения предъявляется ряд требований:

    1. практическую применимость, соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей. Лучше вообще не начинать дела, нежели применять негодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.
    2. экономичность, подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет связан с уменьшением затрат;
    3. точность, обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;
    4. надежность, гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;
    5. простота, но стоит иметь в виду что сложные проблемы не решают простыми методами, например сменой руководства.

  При  принятии управленческого решения  менеджер должен понимать, что  на эффективность решения оказывают  влияния следующие факторы: 

    1.Понятность  проблемы и причинно – следственных  связей между ней и ситуацией,  в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решениями, которые не всегда лучше).

    2.Характер  взаимоотношений внутри организации. 

    3.Занимаемая  должность автора.

    4.Личностные  моменты. 

    5.Наличие  времени для принятия и реализации  управленческого решения. 

    6.Четкое  распределение подготовительной  работы и возложение персональной  ответственности на конкретных  лиц, вовремя и четко доводить  до исполнителей поставленную  перед ними задачу, цель или  план мероприятии. 

    7.Наличие  четких правил, планов, уставов, инструкции.

    8.Учет  требуемых для реализации решения  ресурсов.

    9.Степень  влияния решения на другие  функции и сферы деятельности  организации, ее партнеров. 

Информация о работе Сущность и роль управленческих решений, их классификация