Сущность и принципы кадровой политики современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в анализе кадровой политики и разработке предложений для реализации кадровой политики организации. Общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:
1. Раскрыть сущность и принципы кадровой политики современной организации
2. Изучить процесс формирование кадровой политики предприятия.
3. Охарактеризовать особенности реализации кадровой политики на современном предприятии.

Оглавление

Введение
Сущность и принципы кадровой политики современной организации
Формирование кадровой политики предприятия
Типизация подходов к разработке кадровой политики предприятия
Функциональный аспект кадровой политики
Роль линейного и функционального менеджмента в разработке и реализации кадровой политики
Разработка предложений по реализации кадровой политики организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Разработка кадровой политики предприятия.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

  1. Сущность и принципы кадровой политики современной организации
  2. Формирование кадровой политики предприятия
    1. Типизация подходов к разработке кадровой политики предприятия
    2. Функциональный аспект кадровой политики
    3. Роль линейного и функционального менеджмента в разработке и реализации кадровой политики
  3. Разработка предложений по реализации кадровой политики организации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход России на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия. Современная концепция управления персоналом на предприятии предполагает выработку и реализацию кадровой политики. В этой связи проблемы, связанные с кадровой политикой организаций, приобретают особую значимость. Как показывает многовековой российский опыт хозяйствования человек всегда рассматривался как вспомогательный, второстепенный фактор производства. А современная концепция управления персоналом определяет работника как важнейший, главный ресурс и ценность предприятия. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к персоналу.

Сегодня отделам кадров важно уже добиваться не просто своевременного заполнения вакансий, чтобы поддерживать на должном уровне объем производства. Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении.

Актуальность темы обосновывается тем, что от правильного составления кадровой политики будет зависеть необходимый набор персонала рациональность подбора и план кадровой стратегии, необходимое количество персонала, чтобы в дальнейшем она смогла бы проводить кадровую политику, не допуская сокращение или увольнение кадров. От того, насколько эффективно разработана кадровая политика в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Объектом курсовой работы является кадровая политика ОАО "Сбербанк России".

Предметом исследования данной работы является реализуемая в организации кадровая политика.

Цель исследования состоит в анализе кадровой политики и разработке предложений для реализации кадровой политики организации. Общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

1. Раскрыть  сущность и принципы кадровой  политики современной организации

2. Изучить  процесс формирование кадровой  политики предприятия.

3. Охарактеризовать  особенности реализации кадровой  политики на современном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Под политикой организации обычно понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшей составной частью стратегически ориентированной политики организации является ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Термин "кадровая политика" имеет несколько толкований.

В широком смысле кадровая политика – это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией фирмы. При таком понимании кадровой политики часто необходимо обращать внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Это находит свое отражение в правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре и, конечно же, в философии организации. Отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями и текущими задачами организации. [1]

В узком смысле кадровая политика – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующихся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом.

В настоящее время кадровая политика - это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

 

Основным содержанием кадровой политики является:

1.Обеспечение организации рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор найм, высвобождение работников.

2.Развитие работников (профориентация, переподготовка, проведение аттестаций  и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе);

3.Совершенствование организации, совершенствование стимулирование  труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты.

Цели кадровой политики:

1.Выполнение предусмотренных Конституцией  прав и обязанностей граждан  в трудовой области, соблюдение  положений законов о труде, соблюдение  типовых правил внутреннего распорядка;

2.Бесперебойное и качественное  обеспечение организации необходимым  числом работников соответствующей  профессии и квалификации;

3. Рациональное использование кадрового  состава;

4.формирование и поддержание  работоспособности дружных производственных  коллективов;

5.Развитие внутрипроизводственной  демократии;

6. Разработка критериев и методики  подбора, отбора, обучения и расстановки  квалифицированных кадров, повышение  квалификации работников.

            Кадровая политика формирует: - требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.); - отношение к "капиталовложениям" в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы; - концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников в свете намеченной стратегии бизнеса; - выбор путей привлечения, использования, сохранения и высвобождения кадров, помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях; - пути развития кадров, обучения, переобучения, повышения их квалификации или массовой переподготовки в связи с переходом к новым технологиям, продвижения, омоложения, стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не соответствующих изменившимся требованиям и не способных освоить новые направления и методы работы; - отношение к внутриорганизационному движению кадров.

В зависимости от стадии формирования кадровой политики предприятия выделяются различные принципы кадровой политики. (см.табл.1.)

 
Таблица 1.

Характеристика важнейших принципов отдельных направлений кадровой политики организации

Направления

Принципы

Характеристика

1.Управление персоналом

организации

Принцип необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.

Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации.

2.Подбор и расстановка персонала

Принцип соответствия

Принцип профессиональной компетенции

Принцип практических достижений

Принцип индивидуальности

Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

Уровень знаний, соответствующий требованиям должности

Требуемый опыт, руководящие способности.

Облик, уровень развития интеллекта, характер, намерения.

3.Оценка и аттестация персонала

Принцип отбора показателей оценки

Принцип оценки квалификации

Принцип оценки осуществления заданий

Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок

Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности

Оценка результатов деятельности

4.Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

Принцип конкурентности

Принцип ротации

Принцип индивидуальной подготовки

Принцип проверки делом

Принцип соответствия должности

Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств.

Отбор кандидатов на конкурсной основе

Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали

Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе

Эффективная стажировка на руководящих должностях

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п.

5. Развитие персонала

Принцип повышения квалификации

Принцип самовыражения

Принцип саморазвития

Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения. Способность и возможность саморазвития

6.Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда

Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы. Принцип равномерного сочетания стимулов

Принцип мотивации

Эффективная система оплаты труда

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда


 

Следование этим принципам кадровой политики в их совокупности обеспечивает успех организации. Но эти принципы являются лишь отправными идеями для деятельности руководителей, их умения и способности творчески применить эти основные правила в управлении персоналом организации.

Исходя из этих принципов, вытекают следующие требования, предъявляемые к кадровой политике в современных условиях: 1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии. 2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой стороны динамичной, то есть в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.

3. Поскольку формирование квалифицированной  рабочей силы связано с определенными  издержками для предприятия, кадровая  политика должна быть экономически  обоснованной, то есть, исходить  из его реальных финансовых  возможностей. 4. Кадровая политика  должна обеспечить индивидуальный  подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в современных условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. Последние, как отражение государственной политики в отношении воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через регулирование ситуации на рынке труда, а также через требования к обеспечению надлежащей социальной защиты работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Типизация подходов к разработке  кадровой политики предприятия

На основе анализа существующих в конкретных организациях кадровых политик выделяют два основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации.

По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: [2]

- пассивная;

- реактивная;

- превентивная;

- активная.

По уровню влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию, выделяют пассивный и активный типы кадровой политики.

Для пассивной кадровой политики организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую не пытаясь понять причины и возможные последствия.

А для активной кадровой политики характерно, если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

Рациональная кадровая политика предполагает:[3]

1) возможность реализации внутри  организации мобильной стратегии  управления персоналом с учетом  осуществления нескольких проектов  или направлений деятельности.

2) гибкие формы включения специалистов  для решения тех задач, характерных  для определенной стадии реализации  проекта, которые именно эти специалисты  могут решать максимально эффективно.

Такой подход предполагает постоянную смену состава исполнителей, которая зависит от перехода организации с одной стадии развития на другую, и позволяет выстраивать долгосрочные траектории карьеры для сотрудников.

Информация о работе Сущность и принципы кадровой политики современной организации