Структура системы качества на промышленных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Для понимания деятельности, осуществляемой в системе качества, исключительно важным является уточнение таких терминов, как «менеджмент качества», «планирование качества», «управление качеством», «обеспечение качества» и «улучшение качества». Это необходимо, так как именно на понимании сущности данных терминов строится основа понимания руководителем предприятия, его командой и непосредственно работниками целей, к которым необходимо стремится при внедрении системы качества и результатов, которые принесет это внедрение.

Файлы: 1 файл

внутрифирменное планирование.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

В качестве примера  приведем структуру отдела системы качества ОАО «Волжский Оргсинтез» (рисунок 1.7.):          
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Рисунок 1.7. –  Структура системы качества ОАО  «Волжский Оргсинтез»

 

 

    Должностные инструкции работников отдела системы  качества на ОАО «Волжский Оргсинтез» представлены в приложениях 3 – 5.

    С авторской точки зрения отдел  системы качества на предприятии  должен:

  • ·        Осуществлять организационное руководство разработкой, внедрением и функционированием СК на предприятии;
  • ·        Осуществлять подготовку и проведение внутренних проверок СК, анализировать их результаты, контролировать выполнение корректирующих мероприятий;
  • ·        Информировать высшее руководство об эффективности функционирования СК на предприятии;
  • ·        Принимать участие в организации и проведении совещаний по качеству;
  • ·        Участвовать в ежегодном установлении целей для реализации Политики в области качества;
  • ·        Осуществлять подготовку и проведение внешних аудитов СК. Принимать участие в проведении анализа выявленных отклонений и составлении плана мероприятий по их устранению, контролировать их выполнение;
  • ·        Сопровождать выполнение программы обучения в области качества;
  • ·        Проводить постоянную актуализацию СК;
  • ·        Обеспечивать структурные подразделения предприятия (СПП) нормативной документацией СК предприятия.

    Отдел системы качества  должен предоставлять  всем СПП, включенным в СК:

  • ·        утвержденные документы СК и изменения к ним;
  • ·        перечень контрольных вопросов по проведению внутренних проверок
  • ·        СК;
  • ·        отчеты по внутренним проверкам СК и протоколы несоответствий к отчетам;
  • ·        планы мероприятий по совершенствованию СК.

    От  всех СПП, включенных в систему качества, отдел качества должен получать:

  • ·        документы СК и изменения к ним, разработанные в СПП;
  • ·        протоколы несоответствий к отчету с корректирующими мероприятиями и отчетами о выполнении корректирующих мероприятий.

    ОСК на предприятии имеет право:

  • ·        Требовать от СПП предоставления материалов (планов, справок, информации), необходимых для выполнения функций, возложенных на отдел;
  • ·        Требовать от СПП разработки необходимых документов СК на основании утвержденных планов-графиков и приказов;
  • ·        Осуществлять деловые связи и переписку с другими предприятиями и фирмами по вопросам разработки, внедрения и функционирования СК;
  • ·        Приобретать в установленном порядке учебно-методическую, техническую литературу, наглядные пособия;
  • ·        Привлекать, при необходимости и в установленном на предприятии порядке, сотрудников соответствующих СПП к выполнению работ в области СК;
  • ·        Вносить предложения по совершенствованию СК.

По мнению автора, всю работу системы качества можно  разделить на следующие виды: общее  руководство, организационные мероприятия, проверки, контроль, работа с документами по СК, анализ, обучение, организация и стимулирование труда (таблица 1.1.).  

    Таблица 1.1. – Структура организации системы  качества на предприятии по видам  работ [28]  

Вид работ Характеристика  работ
Общее руководство Разработка  концепции построения системы качества и ее актуализация
Разработка  Политики и целей организации  в области качества
Организационные мероприятия  Подготовка  проведения дней качества на предприятии
Организация работы с внешними организациями, привлекаемыми  к разработке, внедрению, сертификации СК
Подготовка  и проведение совещаний по оценке состояния СК
Участие в выборе сертифицирующего органа
Организация и разработка корректирующих предупреждающих  действий в области СК
Разработка  и согласование проектов организационно-распорядительных мероприятий
Проверки  Руководство проведением  внутренних проверок СК
Проведение  внутренних проверок СК
Работа  с внешними аудиторами при проведении сертификационного и последующих  аудитов
Контроль  Контролирование соответствия документов СК требованиям стандартов
Контроль  выполнения работ в установленные  организационно-распорядительными  документами сроки, а также своевременное  предоставление отчетных и справочных материалов работниками отделов
Осуществление контроля за хранением документов СК

 

Продолжение таблицы 1.1.

Работа  с документами по СК Разработка  плана-графика разработки документов СК
Определение требований к составу и содержанию документов СК
Выдача  заданий разработчикам документов СК, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий
Обеспечение структурных подразделений предприятия  разработанными и утвержденными  в установленном порядке документами  СК
Разработка  документов СК и изменений к ним  совместно с ответственной за это мероприятие группой
Регистрация разработанных документов СК
Анализ Анализ затрат на качества
Подготовка  проекта анализа СК со стороны  высшего руководства и проект мероприятий по совершенствованию  СК
Обучение Принятие участия  в научно-практических конференциях, семинарах, выставках, связанных с разработкой, внедрением и совершенствованием СК
Планирование  обучения и повышения квалификации работников предприятия в области  СК
Разработка  программ обучения работников предприятия  по СК
Организация и стимулирование труда Определение потребности  в квалифицированных кадрах в  области СК
Осуществление подбора, расстановки и целесообразного  использования кадров в области  СК
Предоставление  предложений о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой дисциплины
Создание  благоприятного социально-психологического климата в коллективе
 

 

    Говоря  об организационном аспекте управления системой качества на предприятии, не следует забывать о том, кто займется сбором и анализом данных, составлением отчета по затратам на качество. Это не должно происходить от случая к случаю; должна быть выработана система. При этом, необходимо быть уверенным в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами, счетами и т.д. Необходимо опираться на реальные бухгалтерские данные при получении элементов затрат. Так, кажется логичным, чтобы экономисты были привлечены к этой работе. Однако, они будут нуждаться в помощи по классификации и анализу элементов затрат; это уже работа отдела по качеству.

Распределение деятельности и ответственности  за нее может быть следующее (таблица 1.2.):   

Таблица 1.2. –  Распределение обязанностей при  оценке затрат на качество [92]

  

    Необязательно должно быть именно так. Каждая организация  устанавливает свою собственную  систему контроля и анализа затрат на качество.

    Говоря  о структуре системы качества необходимо отметить, что подразделение, отвечающее за данную область, функционирует со всеми остальными подразделениями предприятия. При нарушении связей с тем или иным подразделением нарушается и вся цепочка эффективного функционирования системы качества. Таким образом, следует помнить, что управление качеством – это процедура, которая включает  в себя взаимодействие между всеми отделами и службами.

Информация о работе Структура системы качества на промышленных предприятиях