Стрес у виробничій сфері. Управління стресом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Тема стресса актуальна тем, что стресс возникает при каких-либо нагрузках, а нагрузки и есть неотъемлемой часть нашей жизни. Стресс является одним из негативных последствий технического прогресса. Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника. Это такие качества как: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 31.10 Кб (Скачать)

Міністерство освіти і науки  України

Маріупольській коледж ДВНЗ «ПДТУ»

 

 

 

 

 

 

Доповідь

на тему: «Стрес у виробничій сфері. Управління стресом»

 

 

 

 

 

 

 

Виконав студент

Групи 09-МН-2010-1

Кузін Денис

Керівник

Петрова Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маріуполь, 2012

Актуальность темы:

Тема стресса актуальна тем, что стресс возникает при каких-либо нагрузках, а нагрузки и есть неотъемлемой часть нашей жизни. Стресс является одним из негативных последствий технического прогресса. Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника. Это такие качества как: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

Объект исследования:

Целью моей работы было исследовать стресс в производственной деятельности, определить степень влияния стрессов на индивида и весь рабочий персонал в целом. Выявить основные виды стрессов, их сущность и как их преодолеть. Рассмотреть примеры стрессовых ситуаций на производстве и методы организационной борьбы с ними.

 

Стресс - это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях человека. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой, или общаемся с самим собой актуализируя тот или иной мотив деятельности обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

 

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной, от лёгкого возбуждения в предвкушении допустим поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также  является и  важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде.

 

Различают три типа стрессовых оценок:

  1. Травмирующая потеря, утрата (реальная, ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого человека, потеря работы и т.д.).
  2. Угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет.
  3. Сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация. 

 

Оценку события как  стрессового определяют три основных фактора:

  • эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, - как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;
  • неопределённость события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объёма необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;
  • значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события.

 

Существует множество тестов на проверку своей стрессоустойчивости. Один из таких тестов я провёл в своей группе.

Результаты теста на стрессоустойчивость группы

Выяснилось, что сильных, стрессоустойчивых людей не оказалось.

Большая часть группы (65%) подвержены стрессу в нормальной мере выраженности, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Значительному влиянию стресса подвержено 25% группы. На их жизнь стрессовые ситуации оказывают немалое влияние, и они этому не очень сопротивляются.

И 10% группы очень уязвимы к стрессу. У таких людей возникает стресс при обычном общении с коллегой. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.

 

Профессиональный стресс (дистресс)- это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Проявление такого вредоносного стресса  проявляется больше всего не на заводах, в адских условиях, не на каких-либо других физически тяжёлых работах, а именно в офисах, где существует постоянное напряжение, постоянная связь  людей, общение, конфликты и т.п.

 С первого взгляда можно  подумать, что тут ни чего тяжёлого  нет. Но статистика показывает, что большинство нервных срывов и психических заболеваний именно у офисных работников.

 

 

Кандидат психологических  наук Наталья Васильевна Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса).

1.Информационный стресс возникает  в условиях жесткого лимита  времени и усугубляется в условиях  высокой ответственности задания.  Часто информационный стресс  сопровождается неопределенностью  ситуации (или недостоверной информацией  о ситуации) и быстрой переменой  информационных параметров.

2.Эмоциональный стресс возникает  при реальной или предполагаемой  опасности (чувство вины за  невыполненную работу, отношения  с коллегами и др.). Нередко  разрушаются глубинные установки  и ценности работника, связанные  с его профессией.

3.Коммуникативный стресс связан  с реальными проблемами делового  общения. Он проявляется в повышенной  конфликтности, в неспособности  контролировать себя, в неумении  тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты  от манипулятивного воздействия и т.п.

Результат теста на вид  профессионального стресса в  группе

Исходя из того, что в группе стрессу подвержены почти все, можно распределить: кто к какому виду стресса подвержен.

Большая часть группы (75%) подвержены эмоциональному стрессу. Причинами этого стресса может быть страх за будущее, страх перед экзаменами , возможно какие-либо проблемы в личной жизни и т.п.

Всего 15% группы подвержены информационному стрессу. Эти люди испытывают недостаток времени, слишком серьёзно относятся ко всем мелочам. Такие студенты очень ответственные и любое действие обдумывают до мелочи и это не всегда хорошо.

Коммуникативному стрессу подвержено 10% группы. У этих людей существуют проблемы в самоконтроле. Они  очень агрессивны и конфликтны, на них часто обижаются остальные. Тут стоит больше следить за собой и делать выводы по всей критике в свою сторону.

Стресс на производстве, борьба с ним:

Стресс воздействует на всех людей, без исключения. И влияние стресса особо неблагоприятно для тех людей, которые являются частью какой-либо программы и от них требуется точное и безошибочное выполнение своих обязанностей.

Проницательный менеджер не оставит  без внимания злоупотребление сотрудниками алкоголя и наркотиков на работе, снижение результативности, ухудшение качества продукции или иные признаки того, что цели организации в части  результативности не достигаются.

Опытный менеджер рассматривает такие  явления в качестве симптомов  стресса и пытается выяснить истинные и глубинные их причины. Однако большинство  менеджеров в настоящее время по-прежнему, склонны изыскивать традиционные причины снижения результативности типа слабой подготовки, дефектного оборудования или неудовлетворительности инструктажа. Стресс, скорее всего не рассматривается ими в списке возможных проблем.

Самый первый шаг в любой программе  со стрессом – признание того, что  он существует. Любая программа решения  проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

Для эффективного достижения результатов  важно отношение работников к  своей работе. Они должны:

  1. четко понимать ее смысл;
  2. знать, чего от них ждет компания;
  3. быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники  не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся  с работой. Если роль сопряжена с  чрезмерным стрессом, то руководство  может прореагировать на это следующим  образом:

  1. уточнить роль человека в общей работе;
  2. снизить нагрузку;
  3. применить методы снижения стресса.

 

Существуют две разновидности  программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем. Вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Для того чтобы клинические программы  приносили пользу, в их осуществлении  должен участвовать квалифицированный  персонал. Необходимо заслужить доверие  и уважение со стороны участников программы, что возможно лишь при  наличии персонала, способного грамотно провести диагностику, лечение, скрининг и профилактику.

Организационные программы решают проблемы сразу нескольких групп или всего персонала в целом. Самыми эффективными элементами этой программы является физкультурные и оздоровительные программы.

Физкультурные программы  на предприятиях. Исследования, проводившиеся более пятидесяти лет, показали, что участие в физкультурных программах позволяет человеку:

  1. избавиться от лишнего веса;
  2. стать более сильным подвижным и гибким;
  3. уменьшить число факторов, способствующих возникновению сердечных заболеваний;

Упражнения – это одно из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом, обеспечивающее естественный физический выход избыточной физиологической  и психической энергии. Занимающиеся физкультурой люди чувствуют себя лучше, они могут и лучше работать; что при этом также имеет место  снижение текучести кадров. Физические упражнения имеют множество бесспорных плюсов, но создать физкультурный  центр еще не значит осуществить  физкультурную программу. Работники  должны еще и пользоваться тренажерами, а это может оказаться проблематичным; люди, нуждающиеся в них в наибольшей степени, могут уклоняться от тренировок. Однако, основываясь на опыте многих работодателей, можно сказать, что  подобные инициативы действительно  заставляют людей больше двигаться, и многие из работников, ободренные своими результатами, продолжают занятия  спортом.

Оздоровительные программы  на предприятиях. Оздоровительная программа отличается от физкультурной тем, что она направлена на целостную личность. Физкультурные упражнения являются необходимой частью этой программы, также как и снижение веса, отказ от курения и борьба со стрессом. Некоторые организации оборудуют на своей территории оздоровительные центры, побуждая работников незамедлительно разрешать все прочие проблемы со здоровьем. Как и в случае физкультурных программ, необходимым элементом успеха оздоровительных мероприятий является участие в них работников. Один из эффективных способов побуждения работников к участию таков: в бюджет компании ежегодно закладываются суммы на поддержание здоровья каждого работника. Те, кто не болеет  и не использует полностью средства, идущие на медицинские цели, получают вознаграждение, некоторую премию за неиспользование средств, идущих на покрытие издержек в случае болезни сотрудника.

Заключение

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, которые выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании. Стресс сотрудников является важной частью в успехе организации. И его стоит вовремя выявить и выбрать правильную методику борьбы с ним.

Информация о работе Стрес у виробничій сфері. Управління стресом