Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:38, лекция
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой отрасли деятельности.
Чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления (СУ) и его идеологию, рассмотрим основные эпохи экономического развития стран (США).
I. Период с 80-х годов ХIХ века по 30-е ХХ века называется эпохой массового производства, которая характеризуется признаками:
а) максимизация объемов производства;
б) слабодифференцированный товар;
в) минимальные издержки.
1. Предпосылки возникновения стратегического управления.
2. Основные этапы цикла стратегического управления.
3. Классификация стратегий в теории стратегического управления.
Тема 1. Стратегия предприятия как учебная дисциплина и отрасль науки.
1. Предпосылки возникновения стратегического управления.
2.
Основные этапы цикла стратегического
3. Классификация стратегий в теории стратегического управления.
1 вопрос. Предпосылки
возникновения
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой отрасли деятельности.
Чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления (СУ) и его идеологию, рассмотрим основные эпохи экономического развития стран (США).
I. Период с 80-х годов ХIХ века по 30-е ХХ века называется эпохой массового производства, которая характеризуется признаками:
а) максимизация объемов производства;
б) слабодифференцированный товар;
в) минимальные издержки.
Отмечается разграниченность отраслей, стабильность и предсказуемость перспектив роста; отсутствие необходимости входить в другие отрасли, минимальное вмешательство со стороны государства и общества.
Идеология управления основывалась на
возможности экстраполяции
II. Период с 30-х по 50-е ХХ века называют эпохой массового сбыта, когда предложение превысило спрос. Эпоха характеризуется:
а) стремлением влиять на потребителя;
б) расширением номенклатуры;
в) интенсификацией рекламных усилий.
Зарождается маркетинг как философии бизнеса – т.е. необходимость выявления, предсказания, формирования и удовлетворения потребностей клиентов. Это эпоха относительной стабильности и предсказуемости. Преобладающая технология – долгосрочное планирование, выражающееся в товарном бюджетировании.
III. С середины 50-х годов ХХ столетия начинается «постиндустриальная эпоха», охарактеризованная как, «не имеющая закономерностей».
Она характеризуется:
а) ускорением темпов НТП
б) новым уровнем благосостояния
в) изменением структуры экономики и до некоторой степени ее идеологии (рост доли услуг, высокая степень дифференцированности продукции, усиление внимания к негативным формам прогресса – загрязнение окружающей среды, инфляция, монополизм, манипуляция потребителями, рост фактора удовлетворенности и т.д.).
Это значительно усложнило не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих енденций за счет снижения степени их определенности.
Анализ эпох показывает, что имело место:
Все это обусловило усложнение управления организациями
При этом выделим два вида управления:
Стратегическое управление базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции, поэтому характерно для постиндустриальной эпохи. СУ определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. В таблице 1.1 представлены характеристики обоих видов управления.
Таблица 1.1. – Характеристики
долгосрочного и
Характеристика |
Долгосрочное управление |
Стратегическое управление |
Основное назначение |
Максимизация прибыли |
Максимизация прибыли с учетом интересов социума. |
Основной способ достижения |
Оптимизация использования внутренних ресурсов |
Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением |
Важность фактора времени |
Не самый важный фактор |
Важнейший фактор в конкурентной борьбе |
Краткосрочная оценка эффективности |
Прибыльность |
Точность предвиденья изменений во внешней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров |
Взгляд на персонал |
Работники - один из ресурсов организации |
Работники - важнейший ресурс организации. |
Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник - НТП, приводящий к ускорению экономических процессов. НТП порождает новые технологии или совершенствуют существующие.
Инновации бывают: 1) «радикальными»; 2) «улучшающими»
эффективность
время время
Рис.1.1. – Графическая интерпретация улучшающих и радикальных инноваций.
Параметры улучшающих инноваций достаточно хорошо прогнозируются во времени, в то время как радикальные инновации являются малопредсказуемыми как с временной точки зрения, так и с точки зрения их возможных следствий.
2 вопрос.
Основные этапы цикла стратегического
Цикл стратегического управления состоит из пяти этапов:
Миссия |
Цели |
Разработка стратегии |
Реализация стратегии |
Корректировка |
Анализ отраслевой конкуренции |
Анализ внутренней среды организации |
Формирование портфеля стратегий |
Формирование культуры организации |
Формирование структуры организации |
Рис.1.2. – Основные этапы цикла стратегического
управления.
Определение бизнеса (сферы деятельности) организации предполагает:
Т.е. необходимо ответить на вопрос: «Что у кого и как мы удовлетворяем?» (середина 70-х г.г., компания Polaroid – бизнес «Разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в США и Западной Европе в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе»).
Миссия организации – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). Формулировка миссии может быть получена при ответе на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?» (Hewlett Packard Co «Мы – главный разработчик и производитель электронной продукции, измерительных систем и компьютерной техники. Основной целью деятельности НР является обеспечение всем необходимым наших клиентов во всем мире с целью повышения эффективности их деятельности»).
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
Когда миссия определена, необходимо определить долгосрочные (3-5 и более) и краткосрочные (1-2 года) цели организации. Цель Federal Express: «Стать самой большой и лучшей транспортной компанией в мире». Цель General Electric «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые места во всех сферах бизнеса, где работает компания».
Иногда в компаниях не производится распределение целей на долгосрочные и краткосрочные, а формируются цели высшего порядка, называемые стратегическими.
В СУ выделяют четыре уровня стратегии в организации:
1. Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса, то есть концернах и конгломератах.
2. Второй уровень – сферы бизнеса – уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, входящих в состав диверсифицированных организаций, или совершенно независимых (повышение конкурентоспособности и конкурентного потенциала).
3. Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персонала и т.д.
4. Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.
Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегии.
Следует отметить, что на разработку стратегических планов оказывают влияние ряд факторов:
3 вопрос. Классификация стратегий в теории стратегического управления
Разнообразие стратегий, применяемых в теории СУ, весьма затрудняет их классификации.
Усложняющим фактором классификации является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.
Предлагается классифицировать все стратегии по трем признакам:
Информация о работе Стратегия предприятия как учебная дисциплина и отрасль науки