Стратегия предприятия и стратегическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 10:21, доклад

Краткое описание

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которые должна быть напрвлена вся деятельность предприятия и его коллектива. Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.

Файлы: 1 файл

ДокладСМ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
n="justify"> Стратегическое  управление можно отнести к философии  или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводится  творчеству высшего руководства  и персонала организации.

 Стратегическое  управление – это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов.

   Существует много вариантов достижения целей; задачей же стратегического управления является выбор оптимального варианта еще на уровне разработки стратегии, как правило, он превращается в конкретный план мероприятий, который должен быть выполнен в определенные сроки.

 Стратегический  менеджмент можно рассматривать  как динамический процесс взаимосвязанных  задач по управлению, каждая из которых  тоже представляет собой процесс. Суть стратегического менеджмента определяется выполнением следующих задач:

  • развитием стратегического видения и определением миссии организации;
  • постановкой стратегических целей и задач для их достижения;
  • планированием стратегии;
  • реализацией стратегии;
  • оценкой результатов, внесением изменений в стратегический план или методы его реализации.

 Эти задачи логически вытекают одна из другой и в определенной степени  отражают последовательность шагов  в стратегическом менеджменте.

 Хорошо  обоснованное стратегическое видение – обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства.  Для эффективной разработки стратегии фирмы, прежде всего, необходима ясная концепция своего бизнеса – видение, которое является основой поставленной цели. Менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей фирмы на сегодняшний день и в будущем, а также продумать долгосрочную концепцию развития фирмы на 5-10 лет. Именно то, что видится менеджеру относительно места своей фирмы на рынке, а также долгосрочного курса ее развития, и является стратегическим видением.

 На  стратегическом видении основывается миссия организации. Миссия – это основная общая цель организации, выражающая смысл ее существования; это совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.

 Чтобы добиться хороших результатов, нужно  поставить хорошие цели. Цели – описание конечных и промежуточных состояний предприятия в ходе реализации стратегии. Определение целей переводит стратегическое видение и миссию в конкретные задачи, связанные с результатами деятельности организации.

 Цели являются исходным моментом процесса планирования деятельности, они лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации персонала. Цели также являются точкой отсчета в процессе контроля и оценке результатов деятельности организации в целом и отдельных работников.

 Стратегия необходима организации, чтобы видеть путь достижения своих целей и  выполнения миссии. Третья задача стратегического  менеджмента – планирование стратегии – а именно, составление стратегического плана, документа, содержащего цель организации, ее направление развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию.

 По  содержанию (предмету) стратегическое планирование обращается лишь к базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не только и не столько внешним результатам деятельности предприятия, сколько наращиванию его социально-экономического потенциала.

 В целом  комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:

  • определение классификационных признаков стратегических вариантов;
  • классификацию стратегий;
  • формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;
  • определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов;
  • формирование комплексных стратегических вариантов;
  • определение критериев сравнения вариантов;
  • анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности;
  • выбор комплексной стратегии;
  • определение критериев для пересмотра принятой стратегии;
  • создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц;
  • разработка механизмов реализации стратегии;
  • разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

 Диагностический этап процесса разработки стратегии состоит из анализа факторов внешней и внутренней среды организации, которые могут оказать влияние на способность организации в достижении своих целей.

 Анализ  внешней среды представляет собой процесс, с помощью которого организация оценивает изменения, воздействующие на различные аспекты деятельности; определяет, какие изменения представляют угрозу для организации, а какие способствуют ее развитию.

 Анализ  внутренней среды – это процесс, с помощью которого осуществляется оценка внутри организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

 Выбор стратегии является центральным моментом процесса стратегического планирования. Выбор должен в наибольшей степени соответствовать  условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности организации.

 Разработанная стратегия должна быть превращена в  конкретные действия, а затем и в результаты. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Основными компонентами, связывающими стратегию с действиями по ее реализации, являются тактика, политика, процедуры и правила.

 Тактика, с точки зрения управления организацией – это решение о том, как должны быть распределены ресурсы для достижения стратегических целей. Характерные черты тактики:

  • тактику разрабатывают во время развития стратегии;
  • тактика вырабатывается в основном руководителями среднего уровня;
  • тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия;
  • тактические результаты в отличии от стратегии, проявляются, как правило, очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

 Политика, формулируется высшим менеджментом, представляет собой общее руководство для действий и принятия решений. Оно облегчает достижение стратегических целей.

 Процедуры представляют собой запрограммированные решения. Они обычно описывают последовательность действий, которые нужно предпринимать в повторяющихся ситуациях. Руководство, разрабатывая стандартные указания, использует положительный прошлый опыт, экономит время (не нужен повторный анализ) и предостерегает от ошибок.

 Правило отличается от процедуры тем, что  оно рассчитано на конкретный, ограниченный вопрос. Правило определяет, что должно быть сделано в данной единичной ситуации. Руководители используют правила, когда для достижения целей требуется гарантированное выполнение конкретных действий конкретными способами.

 Задача  реализации стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического менеджмента. Она относится ко всем уровням управления и должна быть учтена в большинстве структурных подразделений организации.

 Выбранная стратегия и план ее реализации не в состоянии предусмотреть всех проблем, которые могут возникнуть на этом пути. Основная причина – высокий уровень изменчивости окружающей среды, который приводит к постоянному появлению новых и непредвиденных обстоятельств. Ход внешних и внутренних событий рано или поздно вынуждает пересматривать предназначение компании, цели деятельности, саму стратегию и процесс ее осуществления.

 Оценка  результатов деятельности, анализ изменений, корректировка стратегии становятся естественными и необходимыми составляющими  процессами стратегического управления.

 В процессе оценки результатов деятельности как одной из задач стратегического менеджмента можно выделить три четко различимых этапа:  определение системы показателей результативности, по которым проводится оценка стратегии; изменение достигнутого и сравнение с желаемым; принятие необходимых корректирующих действий.

  

         
 

 Список использованной литературы:

  1. Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989
  2. Виханский О. С. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: «ГАРДАРИКИ», 2000
  3. ЗабелинП.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. 2-е изд. – М., 1998
  4. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: «Дело», 2001
  5. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебно-методическое комплексное пособие. – СПб.: Изд. МБИ, 2004.
  6. www.aup.ru
  7. www.inventech.ru
  8. www.management.com
  9. www.stplan.ru
  10. www.ereport.ru
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегия предприятия и стратегическое управление