Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
Предметом изучения в данной работе является вся система стратегического управления персонала организации.
В данной работе ставится целью рассмотреть теоретические основы стратегического управления персоналом и ознакомиться с практикой как за рубежом, так и в России.
Стратегическое управление персоналом может протекать эффективно только в рамках системы стратегического управления персоналом. Под ней подразумевается упорядоченная и целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов, объектов и средств стратегического управления персоналом, взаимодействующих в процессе реализации функции «стратегическое управление персоналом». Основным рабочим инструментом такой системы является стратегия управления персоналом.
Таким образом, система стратегического управления персоналом обеспечивает создание структур, информационных каналов, а главное — формирование стратегии управления персоналом, ее реализацию и контроль за этим процессом.
Из
определения стратегического
Стратегическое управление персоналом носит двойственный характер. С одной стороны, оно является одним из функциональных направлений в рамках стратегического управления организации (наряду с маркетингом, инвестициями и др.), с другой — оно реализуется посредством конкретных функций управления персоналом, направленных на выполнение стратегии управления персоналом, и с этой точки зрения является функциональной подсистемой системы управления персоналом[4].
Организационно система стратегического управления персоналом строится на базе существующей оргструктуры системы управления персоналом. При этом выделяется три основных варианта организационного оформления системы:
1. Полное обособление системы в самостоятельную структуру (но при этом существует опасность отрыва от оперативной практики реализации стратегии)
2.
Выделение органа
3.
Формирование системы
Наиболее эффективен вариант
создания «штабного»
2.
Практика стратегического
управления персоналом
организации.
2.1. Реализация стратегии управления персоналом.
Реализация стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:
Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом.
В ходе выполнения стратегии решаются 3 задачи:
Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в т.ч. его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение[5]. Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Но он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена. Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля[10].
Этап внедрения включает в себя:
Цель
этапа стратегического контроля
– определить соответствие или отличие
реализуемой стратегии
В российских организациях технологии стратегического управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения проблем системы управления персоналом.
К таким проблемам относятся:
• появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
• рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
•переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
• отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности персонала в кризисных условиях;
•
проблемы долгосрочного планирования
численности и структуры
Наиболее важные с точки зрения стратегического управления причины возникновения этих проблем:
Анализ
ряда крупных отечественных
Проблемы и место их возникновения | Причины проблем | Способ устранения в рамках предприятия |
В
субъекте управления
персоналом.
Понимание роли
и места СУП в системе |
Устаревание знаний
персонала аппарата управления предприятия.
Недостаточный уровень профессионально
-квалификационной подготовки административно- Применение затратных
(«персонал – затраты») подходов
к персоналу, несоответствующих
современным технологиям |
Переподготовка
в вузах и школах менеджмента,
др. специализированных учебных заведениях.
Обучение персонала. Изучение
и применение подходов к персоналу,
учитывающих долгосрочный характер
его использования и |
В
объекте управления
персоналом.
Проблемы социальной
среды. Устаревание знаний специалистов высокой квалификации. |
Отсутствие
анализа и учета изменений
в социальной среде и их воздействий
на решения в сфере управления
персоналом. Механистический подход
к управлению персоналом. |
Использование
практики консультаций профессиональных
социологов и психологов.
Применение систем управления персоналом, учитывающих многофакторные зависимости и ориентированные на стратегическое управление. Переподготовка, ротация, наем и обучение персонала. Сокращение численности персонала и подготовка внутреннего рынка рабочей силы. |
В
структуре рынка
рабочей силы
(РРС).
Отсутствие методической базы по формированию внутреннего РРС Недостаток информации
о состоянии внешнего РРС Появление дефицитных
категорий персонала Возрастные «провалы» в структурах РРС по отдельным категориям работников Профессиональная узкопрофильность молодежи Отсутствие специалистов
в области стратегического |
Не поставлены
задачи по разработке и формированию
внутреннего РРС Отсутствие опыта
масштабного поиска и вербовки персонала;
несовершенство применяемых методов
маркетинга персонала. Непрестижность
и отсутствие отдельных категорий
работ в предшествующие 5-8 лет. Недостатки системы профессионального образования Новизна направления |
Формирование
внутреннего РРС; внедрение функции
маркетинга персонала Создание финансового
резерва для экстренного Совершенствование связей со школой, училищами, вузами в долгосрочном аспекте Переподготовка имеющегося (внутренний РРС) в соответствии с потребностями; Создание собственной образовательной базы. |
На
предприятии в
целом.
Отсутствие системы стратегического управления предприятием. |
Отсутствие
методической базы. Недооценка возможностей стратегического управления. |
Разработка
либо приобретение пакета документации
по формированию системы стратегического
управления предприятия
Подготовка, переподготовка,
обучение административно – Формирование «стратегического образа мыслей»; формирование соответствующей корпоративной культуры. |
В России изменения, связанные
с проведением рыночных реформ,
послужили катализатором
На первом этапе создавались предпосылки и оценивались перспективы развития. Наряду с этим характерным признаком этапа явилось отсутствие практического интереса к стратегическим методам управления персоналом организаций.
Это объясняется следующими причинами: инерцией старых методов работы; отсутствием альтернативных технологий управления, «информационными дырами»; дискретным характером происходящих изменений и временным «положительным» эффектом. Остановка деятельности многих организаций, вынужденное сокращение численности персонала незамедлительно сказались на насыщении рынка труда. Предложение превысило спрос. Запросы организаций, основанные на требованиях новых технологий, понимании тенденций развития рынка и более высокого уровня возникающих задач, удовлетворялись армией высококвалифицированных специалистов научно-технического комплекса.
Второй этап в развитии практического стратегического управления персоналом, который также нельзя назвать успешным, связан с пониманием такой необходимости и стремлением вносить изменения в свою деятельность. Ему свойственны понимание и признание роли функционального направления «управление персоналом»; опережение спроса на рынке труда по некоторым специальностям, появление дефицитных профессий; ужесточение конкуренции, повышение уровня технологий; разработка новых нетрадиционных видов деятельности; усложнение криминальной ситуации.
Организации выявили для себя ряд новых проблем: отсутствие специалистов нужного профиля и квалификации; появление необходимости решения вопросов, связанных с надежностью персонала; вопросы закрепленности (текучести) работников, обладающих специфическими, в том числе конфиденциальными, знаниями.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что современные российские
предприятия столкнулись с