Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Современные подходы к пониманию роли менеджера в организации». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.
ВВЕДЕНИЕ
глава 1. понятие и особенности управления - новая парадигма
1.1. Управление как функция и процесс
Новая парадигма управления
глава 2.характер труда и роль менеджера в организации
2.1. Характер труда и роли менеджеров в организациях
2.2. Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Разделение труда менеджеров
Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70--80-е гг. XX в. В ее центре -- рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:
1. Предприятие -- это
открытая система,
2. Ориентация на
качество продукции и услуг,
на удовлетворение
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности
быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.
4. Главные источники прибавочной стоимости -- люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства.
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е гг. XX в. главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Принципы управления (90-е гг. XX в.)
1. Лояльность к работающим
2. Ответственность
как обязательное условие
3. Коммуникации, пронизывающие
организацию снизу вверх,
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
5. Обязательное установление
долевого участия каждого
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
7. Методы работы
с людьми, обеспечивающие их
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса
11. Честность и доверие к людям
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал
13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Так, серьезное внимание стало уделяться проблемам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулируются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность каждого. Сокращается глубина разделения работ между членами групп, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.
Организации все чаще
обращаются к методам стратегического
планирования и управления, рассматривая
внезапные и резкие изменения
во внешней среде, в технологиях,
в конкуренции и рынках как реальность
современной экономической жизни, требующей
новых приемов менеджмента. Соответственно,
меняются и структуры управления, в которых
предпочтение отдается децентрализации;
организационные механизмы больше приспосабливаются
к выявлению новых проблем и выработке
новых решений, а маневр в распределении
ресурсов ценится выше, чем пунктуальность
в их расходовании
глава II. ХАРАКТЕР ТРУДА и роль менеджера в организации
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.
Особенности труда менеджеров
вытекают из сущности управления как деятельности,
направленной на постановку целей и объединение
усилий множества людей для их своевременного
и эффективного достижения. Выполняя эти
функции, менеджеры непрерывно сталкиваются
с проблемами, представляющими собой отклонение
фактического состояния организации от
заданного или желаемого. Таких проблем
великое множество, и они носят самый разнообразный
характер. Нередко они требуют немедленного
вмешательства, в иных же случаях их решение
связано с выработкой концепции развития
организации или с радикальным изменением
ранее принятой политики. Это означает,
что менеджеры должны не только вовремя
выявлять проблемы, но и владеть методами
их решения, иметь четкое представление
о том, какие подходы надо применять в
каждом конкретном случае Г
В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.
Очень важна роль менеджера
как лидера, т.е. человека, оказывающего
влияние на других работников организации.
Обычно это связано с ответственностью,
а также формальными полномочиями по поводу
труда других людей, которые предоставляются
менеджерам в организации. Но лидерское
поведение менеджеров зависит от их способности
использовать эти полномочия с целью мотивирования
и активизации людей для наиболее эффективного
достижения целей.
Роль связующего звена
обязывает менеджеров налаживать контакты
с теми, кто формально им не подчиняется.
Это и менеджеры данной организации,
и многие люди за ее пределами, например:
потребители, поставщики, официальные
правительственные лица, менеджеры из
других организаций. Формы контактов,
которые при этом используются, самые
разные, включая переписку, участие в совещаниях,
телефонные разговоры, личные контакты
и пр.
Информационные роли
менеджеров пронизывают процессы их
межличностных контактов и
1. Роль приемников
информации, характеризующая менеджеров
как людей, находящихся в постоянном поиске
информации, необходимой для управления
организацией и выполнения собственной
работы. Эта информация может быть письменной
и устной, внутренней и внешней.
2. Роль распространителей
информации характеризует менеджеров
не только как получателей, но и как распространителей
информации по тем каналам связи, которые
обеспечивают решение целей и задач организации
или подразделений. В частности, они переда
ют информацию своим подчиненным, если
у последних нет иного способа ее получения.
3. Менеджеры выступают
как представители организации,
Группа ролей, связанных
с принятием решений, включает прежде
всего такое поведение менеджеров, которое
носит название предпринимательского.
В роли предпринимателей менеджерам нередко
приходится принимать решения, связанные
с началом новых проектов или использованием
новых возможностей. Чтобы уменьшить степень
риска, такие решения часто реализуются
через целую серию небольших проектов,
позволяющих по ходу дела оценить практическую
полезность предпринимаемых изменений.
В качестве устраняющих
помехи менеджеры должны вносить
коррективы в развитие той или иной
ситуации, если существует угроза ее выхода
из-под контроля. Принимая соответствующие
решения, они предотвращают разрастание
небольших проблем в крупные.
Одной из важнейших
ролей менеджера является распределение
ресурсов, которые необходимы для
выполнения запланированных работ и достижения
целей. От того, как менеджер справляется
с этой работой, прямо зависят получаемые
результаты, так как ресурсы всегда ограничены
и надо принимать компромиссные решения.
Косвенным результатом принятого решения
является установление приоритетов, т.е.
тех видов работ или подразделений, которые
в тот или иной период времени оказывают
наибольшее влияние на получение запланированных
результатов.
Роль ведущих переговоры
отражает обязанности менеджеров постоянно
согласовывать действия с другими членами
организации и заинтересованными лицами
из разных компаний.
Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал -- это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития.
При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.
У менеджеров особый предмет труда -- информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.
Чтобы выполнять свои
сложные и ответственные
Эти и другие факторы
предопределяют требования к специальным
знаниям и умениям (и даже искусству),
которые необходимы менеджерам:
* Они должны уметь
обосновывать и принимать
* Они должны знать
все, что связано с внешней
средой организации и
* Они должны иметь
четкое представление о том,
как развивается отрасль, в
которой работает предприятие.
Уметь своевременно
* Менеджеры должны
владеть знаниями принципов
* Им необходимы
знания и умения по управлению
всеми видами ресурсов
* Они должны владеть
методами планирования и прогнозирования
работы организации и постоянно совершенствовать
свое умение в использовании современной
информационной технологии и средств
коммуникации.
* Управляя другими
людьми, менеджеры должны знать,
как наилучшим образом
Вторая группа требований
к профессиональной компетенции
менеджеров связана с их способностью
работать с людьми и управлять
самими собой . В процессе выполнения
своих функций менеджеры взаимодействуют
с широким кругом лиц -- коллегами, подчиненными,
руководителями, высшими администраторами,
акционерами, потребителями, поставщиками
и другими людьми и организациями, прямо
или косвенно связанными с деятельностью
данного предприятия. Чтобы работать с
людьми, столь резко различающимися по
своему статусу и интересам, менеджеры
должны иметь специфические личностные
качества, которые усиливают доверие и
уважение со стороны тех, с кем они вступают
в контакт. Это, прежде всего:
Информация о работе Современные подходы к пониманию роли менеджера в организации