Современные подходы к пониманию роли менеджера в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Современные подходы к пониманию роли менеджера в организации». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

глава 1. понятие и особенности управления - новая парадигма

1.1. Управление как функция и процесс
Новая парадигма управления


глава 2.характер труда и роль менеджера в организации

2.1. Характер труда и роли менеджеров в организациях

2.2. Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Разделение труда менеджеров


Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

hhhh.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70--80-е гг. XX в. В ее центре -- рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:

1. Предприятие -- это  открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

2. Ориентация на  качество продукции и услуг,  на удовлетворение потребителей.

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности

быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию  к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

4. Главные источники  прибавочной стоимости -- люди, обладающие  знаниями, и условия для реализации  их потенциала.

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства.

Новая парадигма потребовала  пересмотра принципов управления, так  как старые перестали «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е гг. XX в. главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

Принципы управления (90-е гг. XX в.)

1. Лояльность к  работающим

2. Ответственность  как обязательное условие успешного  менеджмента

3. Коммуникации, пронизывающие  организацию снизу вверх, сверху  вниз, по горизонтали

4. Атмосфера в организации,  способствующая раскрытию способностей работающих

5. Обязательное установление  долевого участия каждого работающего  в общих результатах

6. Своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде

7. Методы работы  с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность  работой

8. Непосредственное  участие менеджеров в работе  групп на всех этапах как  условие согласованной работы

9. Умение слушать  всех, с кем сталкивается в  своей работе менеджер: покупателей,  поставщиков, исполнителей, руководителей  и т.п.

10. Этика бизнеса

11. Честность и доверие к людям

12. Опора на фундаментальные  основы менеджмента: качество, затраты,  сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

13. Видение организации,  т.е. четкое представление о  том, какой она должна быть 

14. Качество личной  работы и ее постоянное совершенствование.

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд положений, касающихся проектирования и организации  труда на предприятиях. Так, серьезное  внимание стало уделяться проблемам  обогащения содержания и ротации  работ, сочетанию физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулируются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность каждого. Сокращается глубина разделения работ между членами групп, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического  планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения  во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно, меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании 

глава II. ХАРАКТЕР ТРУДА  и роль менеджера в организации

    2.1. Характер труда  и роли менеджеров  в организациях

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальным изменением ранее принятой политики. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применять в каждом конкретном случае Г 

В межличностных контактах  менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего  как символическая фигура, которая  представляет организацию, являясь  как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.

Очень важна роль менеджера  как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей. 
 
 

Роль связующего звена  обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр. 

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, создаваемых  и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические  роли. 

1. Роль приемников  информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней. 

2. Роль распространителей  информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они переда ют информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения. 

3. Менеджеры выступают  как представители организации,  передающие информацию о ее  планах и политике для налаживания  внешних контактов с другими  заинтересованными лицами и компаниями. 

Группа ролей, связанных  с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений. 

В качестве устраняющих  помехи менеджеры должны вносить  коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные. 

Одной из важнейших  ролей менеджера является распределение  ресурсов, которые необходимы для  выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов. 

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно  согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний. 

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит  от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал -- это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития.

    2.2 Требования к профессиональной  компетенции менеджеров

 

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически  всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.

У менеджеров особый предмет труда -- информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные  знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы  Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям. 
 

Эти и другие факторы  предопределяют требования к специальным  знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам: 

* Они должны уметь  обосновывать и принимать решения  в ситуациях, для которых характерны  высокая динамичность и неопределенность. 

* Они должны знать  все, что связано с внешней  средой организации и происходящими  в ней изменениями. 

* Они должны иметь  четкое представление о том,  как развивается отрасль, в  которой работает предприятие.  Уметь своевременно воспринимать  информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли. 

* Менеджеры должны  владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы. 

* Им необходимы  знания и умения по управлению  всеми видами ресурсов организации,  а также умения по их эффективному  распределению и использованию. 

* Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации. 

* Управляя другими  людьми, менеджеры должны знать,  как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата, 

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять  самими собой . В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц -- коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего: 

Информация о работе Современные подходы к пониманию роли менеджера в организации