Современные подходы к формированию организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Оглавление

Введение
Современные подходы к формированию организационных структур управления.

Понятие организационных структур управления
Понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления
1.3. Этапы проектирования организационных структур управления
1.4. Основные принципы организационного проектирования
1.5. Основные типы организационных структур управления.
1.6. Новые подходы к формированию организационных структур управления на современном этапе

Файлы: 1 файл

4.docx

— 41.84 Кб (Скачать)

    На  формирование структуры управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, например, ассоциации или концерна, происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

      Важный фактор формирования управленческих  структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5. Основные типы организационных структур управления.

    В зависимости от характера связей между подразделениями организации  различают следующие типы организационных  структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.

    Линейная  организационная  структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.

    Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.

    Серьезные недостатки линейной структуры в  определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

    Функциональная  организационная  структура управления организацией.  Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

    Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.

    Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

    Специалисты образуют при линейном руководстве  штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз.

      В настоящее время штабная  структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений.

    Матричная организационная структура управления.

    В матричной структуре совмещается  два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.

    Работа  обеспечивается путем создания целевых  подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.

      Таким образом, матричная структура  управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования.

    При этой структуре управляющий производственным отделением обязан вести подготовку производства, рационально организуя  труд, при оптимальном использовании сырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль за работой подчиненных.

    1.6. Новые подходы к формированию организационных структур управления на современном этапе

      Совершенствование управления промышленным  предприятием на современном  этапе неразрывно связано с созданием целостной системы управления, обеспечивающей органичное единство всех ее элементов: процессов и методов управления, функциональных подсистем, организационной структуры управления, кадрового состава.

    Непременным и фундаментальным элементом организационной системы является ее структура. Структура социально-экономических систем, к которым относятся промышленные предприятия, — это совокупность элементов, составляющих эту систему, и их взаимосвязь друг с другом, проявляющаяся в производстве, обмене, распределении и потреблении. Одной из составных частей такой системы является аппарат управления, характеризующийся собственной оргструктурой.

      Оргструктура любой производственной системы обладает сложной фундаментальной характеристикой и включает совокупность функциональных звеньев (подразделений, должностных лиц, категорий работников и т. п.), находящихся в определенных производственных связях и отношениях, а также систему целей, функций и задач, прав и ответственности, распределенных между всеми звеньями предприятия.

      В настоящее время можно выделить три основных направления формирования организационных структур управления промышленными предприятиями:

    1) функциональное;

    2) системно-целевое;

    3) информационное.

    Все многообразие других подходов является в той или иной мере модификацией вышеназванных. Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки каждого подхода.

    Методические  основы функционального подхода показаны на рисунке 

Способы проектирования Особенности
Функциональный
  1. Первичность функций и вторичность органов аппарата управления.
  2. Функциональная специализация органов аппарата управления.
  3. Функциональная замкнутость технологии управления.
  4. Централизация функции управления.
  5. Регламентация деятельности аппарата управления.
Системно-целевой
  1. Представление любого объекта управления как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
  2. Четкое определение целей системы.
  3. Анализ функционирования и путей развития системы.
  4. Учет влияния действующих на систему факторов (производственных, экономических, правовых,социальныхи др.).
Информационный
  1. Формирование состава , взаимодействия элементов оргструктуры на основе объемов, характера и потоков информации.
  2. Установление потока информации на базе документов  и подразделений управления.
  3. Совершенствование документооборота и применение вычислителной техники в управлении.
 

    Рисунок 1.6.1. Способы и особенности формирования организационных структур управления промышленными предприятиями

    Слабым  звеном этого метода является определение функций управления и разработка их классификатора. Объясняется это тем, что в действующих нормативно-методических материалах не сформулированы четкие определения понятий «функция управления», «операция управления» и отсутствуют критерии их выделения.

      Кроме того, при этом методе  неполно выявляется связь функций управления с параметрами производства. По существу, дело сводится к установлению объема работы по функциям управления и нормативов численности работников аппарата управления, а также численность становится одним из определяющих факторов формирования оргструктуры управления, с чем нельзя согласиться.

      Серьезным недостатком этого  метода является и слабая адаптация создаваемых структур к постоянно меняющимся условиям производственно-хозяйственной деятельности и сложность координации деятельности функциональных подразделений одного уровня.

    Более глубокому пониманию и разностороннему  исследованию организационного механизма способствовало развитие системно-целевого подхода к управлению. В его основе лежат принципы, показанные на рисунке 1.6.1.

      Важнейшей чертой этого подхода является ориентация на развитие не отдельно взятых элементов объекта, а системы в целом. Данный подход предполагает определение системы целей предприятия, в соответствии с которыми реализуются функций управления. Для каждой цели создается подразделение, которое организационно обеспечивает ее достижение.

      В этом случае центральной  проблемой при проектировании оргструктуры управления является формирование состава подразделений аппарата управления, определение их соподчиненности, связей и отношений, а также выполняемых функций.

    Эти работы предлагается выполнять на трех стадиях:

    1.  Композиции — формирование общей структурной схемы аппарата управления.

    2.  Структуризации — определение состава основных подразделений и связей между ними.

    3.  Регламентации — разработка количественных  характеристик аппарата управления, процедур управленческой деятельности.

Информация о работе Современные подходы к формированию организационных структур управления