Современная система взглядов на менеджмент. Современные проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:06, контрольная работа

Краткое описание

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как: спрос не изучен, непонятен.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Современная система взглядов на менеджмент. Современные проблемы управления…………………………………………………….....4
1.1.Современная система взглядов на менеджмент……………………...4
1.2.Современные проблемы управления………………………………….5
2.Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теории справедливости ( равенства); модель Портера-Лаулера……………….10
3.Роль интуиции и творчества в принятии решении……………………3
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
align="justify">Для установления связи между заработной платой и  достигаемыми трудовыми результатами Э. Лоулер предложил разделить заработную плату работника на три части. Одна ее часть выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто выполняет в организации аналогичные обязанности, должны получать за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту часть заработной платы, но ее размер автоматически регулируется. Размер третьей части заработной платы варьируется для каждого работника и зависит от достигнутых им результатов в предшествующий период. Для плохого работника он должен быть минимальным, для хорошего — максимальным: примерно как первые две части вместе взятые. Размер третьей части заработной платы может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующий период.

Оклад (первые две  его части) может увеличиваться только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслугой лет и повышением стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная человеком часть заработной платы (третья) может изменяться и весьма резко. Поэтому если результативность труда работника снижается, то уменьшается и заработная плата вследствие уменьшения ее переменной части. Таким образом, производительность труда влечет за собой.

3.Роль  интуиции и творчества  в принятии решений

Наука располагает  мощными средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчленения явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединяет органическая, внутренне необходимая связь. Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом — интуицией. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы.

Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.

В практической деятельности управляющие находятся  в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации".

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации; развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени.

Наука и искусство  основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Смелый прорыв в неведомое, талант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реализация великих открытий, развитие материальной культуры общества требуют не только репродуктивной деятельности, колоссальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой активности многих незаурядных личностей.

Менеджмент как  особый вид деятельности никогда  не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев, по сути, представляют занятие творчеством – пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне.

Подчеркивая, что  современный менеджмент пронизан творчеством  и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. В настоящее время вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.

Менеджмент творческих процессов тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого.

Современная наука  подошла к осознанию того, что  творчество – это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Заключение 

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау-ку. Значительное влияние на формирование менеджмен-та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и челове-ческих отношений, школа науки управления (количест-венная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим факто-ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение  при-обретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных  условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче-ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени-тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта . 

                                           Список литературы

1. Герчикова,  И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н.  Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2007г. - 465 с.

2. Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. М., ИНФРА-М, 2005. - 366с.

3. Комаров, М.А.  Менеджмент / М.А. Комаров, Учебник. - М: ЮНИТИ, 2009. - 384с.

4. Лупенко, Е.  Оценка эффективности труда / Лупенко Е. // АПК: Экономика, управление.- 2007. - № 10. - С. 32-35.

5. Методологические  принципы формирования российского менеджмента / М.А. Картавый, А.Н. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. № 3. - С. 15-18.

6. Особенности  и перспективы национального  менеджмента / С.А. Машин // Менеджмент  сегодня. - 2008.-№ 2. - С. 24-32.

7. Российский менеджмент: между прошлым и будущим / И. Хаит, И. Суворова, С. Агеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 45-51.

8. Савицкая, Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: 4-е изд., перераб. и  доп. / Савицкая Г.В. - Минск.: ООО «Новое знание», 2008. - 688 с.

9. Семенова, И.И.  История менеджмента: Учебное  пособие для вузов / И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 222 с.

10. Социальный  менеджмент: Учебник / под ред.  Д.В. Валового. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», Академия труда и социальных отношений, 2006. - 392 с.

Информация о работе Современная система взглядов на менеджмент. Современные проблемы управления