Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:46, доклад
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты.
Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую
упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей,
достичь согласованности, координации действий.
1. Содержание и структура управления
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты.
Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую
упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей,
достичь согласованности, координации действий.
Эффективное управление является ключевой предпосылкой успешного
функционирования организаций в сфере бизнеса, в государственном и
общественном секторе. В наших переходных социально-экономических и
политических условиях прежние управленческие схемы уже не работают.
Современные же западные подходы и методы еще невозможно полностью
использовать в Украине. Их необходимо адаптировать к условиям нашего рынка.
2. Организационно-управленческие и психологические компоненты процесса
управления
3. Специфика управления в разных социальных сферах (таких как бизнес,
производство, образование, культура, наука…)
4. Методы исследований в психологии управления
Методом исследования называют способ, путь получения необходимой
информации о социально-психологических процессах в сфере труда и
управления.
Существуют основные и не основные методы исследований. К основным
относят: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, а к не основным
тесты .
Остановимся чуть более подробно на каждом из методов.
Современные представления о работе психолога и социолога связываются
в первую очередь с проведением опросов населения по различным актуальным
проблемам общественной жизни. И не удивительно, ведь опрос, как метод
отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования,
с помощью которого добывается 90% социологических данных. Опрос можно
разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит
непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника
воздействуют друг на друга. Наиболее распространенной разновидностью
очного опроса является беседа. Можно выделить две функции беседы как
исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях,
фактах, процессах и воздействие на респондента. В психологии управления
метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных
процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод
занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?
Во-первых, при использовании метода беседы существует возможность
получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях
респондентов.
Во-вторых, ситуация беседы, по форме близкая к обычному разговору,
способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению
искренности ответов.
В-третьих, существует возможность вести наблюдения за
психологическими реакциями респондента, ситуацией беседы и в случае
необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.
В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее
подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более
серьезное отношение респондента к опросу.
И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему
непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.
Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:
1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения
(контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом наблюдении
мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее
описание того или иного процесса или явления, а контролируемое наблюдение
ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной
картины и проверки тех или иных гипотез.
2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого
объекта (включенное и невключенное), причем при невключенном наблюдении
исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при
включенном исследователь в той или иной степени включен в изучаемый
процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их
деятельности.
3. По условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), при
этом полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, при
лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.
4. По степени формализованности наблюдения (структурированное,
неструктурированное),
5. Случайное - наблюдение заранее неспланированного явления,
деятельности, социальной ситуации.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения следует, на мой
взгляд, считать то, что оно позволяет фиксировать события и элементы
человеческого поведения в момент их появления. А главной особенностью
наблюдения является неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения,
которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на
интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно наличие эмоционально-
ценностной окрашенности восприятия. Одним из минусов наблюдения считается
сложность, даже невозможность проведения повторного наблюдения, ибо
"социальные процессы в своем развитии подвергаются воздействию огромного
числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают полностью
идентичными..."
Эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета
исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру
экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства
гипотезы.
По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные
эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы
проверяются путем планомерного управления условиями социальной
деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются
не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном
эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования -
целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта
введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не
рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.
По специфике поставленной задачи различаются:
1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты
направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение
практического эффекта.
2) Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты
направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых
следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные -
направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о
совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших
имеющиеся следствия.
3) Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте
проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной,
в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их
взаимодействии.
По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего
различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты
неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние
внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых
неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При
контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех
условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия
экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как
экспериментальных так и неэксперементальных переменных. (Нужно отметить,
что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).
Попытки проведения контролируемого эксперимента как правило приводят
к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются
искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам
исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем
такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный
инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это
предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать),
3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".