Содержание и структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:46, доклад

Краткое описание

Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты.
Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую
упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей,
достичь согласованности, координации действий.

Файлы: 1 файл

шпоры психология.doc

— 42.00 Кб (Скачать)


1. Содержание и структура управления

   Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и

на участвующих в них людей,  осуществляемое  с  целью  придать  определенную

направленность деятельности для того, чтобы  получить  желаемые  результаты.

Управление  ставит  своей  непосредственной   задачей   внести   необходимую

упорядоченность  в  процесс,  организовать  совместную  деятельность  людей,

достичь согласованности, координации действий.

   Эффективное   управление   является   ключевой   предпосылкой   успешного

функционирования  организаций  в  сфере   бизнеса,   в   государственном   и

общественном  секторе.  В   наших   переходных   социально-экономических   и

политических  условиях  прежние  управленческие  схемы  уже   не   работают.

Современные  же  западные  подходы  и  методы   еще   невозможно   полностью

использовать в Украине. Их необходимо адаптировать к условиям нашего рынка.

2. Организационно-управленческие и психологические компоненты процесса

   управления

3. Специфика управления в разных социальных сферах (таких как бизнес,

   производство, образование, культура, наука…)

4. Методы исследований в психологии управления

   Методом  исследования  называют  способ,   путь   получения   необходимой

информации  о  социально-психологических   процессах   в   сфере   труда   и

управления.

   Существуют  основные  и  не  основные  методы  исследований.  К  основным

относят: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, а к не  основным

тесты .

      Остановимся чуть более подробно на каждом из методов.

      Современные представления о работе психолога и  социолога  связываются

в первую очередь с проведением опросов  населения  по  различным  актуальным

проблемам общественной жизни.  И  не  удивительно,  ведь  опрос,  как  метод

отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод  исследования,

с помощью  которого  добывается  90%  социологических  данных.  Опрос  можно

разделить на два вида: очный и заочный опрос. При  очном  опросе  происходит

непосредственный контакт социолога и респондента, в  котором  оба  участника

воздействуют  друг  на  друга.  Наиболее   распространенной   разновидностью

очного опроса  является  беседа.  Можно  выделить  две  функции  беседы  как

исследовательского  метода:  получение  информации  о  событиях,   явлениях,

фактах, процессах и воздействие  на  респондента.  В  психологии  управления

метод интервью служит для получения информации  об  особенностях  социальных

процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот  метод

занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?

      Во-первых, при  использовании  метода  беседы  существует  возможность

получения  глубинной   информации   о   мнениях,   мотивах,   представлениях

респондентов.

      Во-вторых, ситуация беседы, по форме  близкая  к  обычному  разговору,

способствует возникновению непринужденной  обстановки  общения  и  повышению

искренности ответов.

        В-третьих,    существует    возможность    вести    наблюдения    за

психологическими  реакциями  респондента,  ситуацией  беседы  и   в   случае

необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.

       В-четвертых,   общение   интервьюера   с   респондентом,   обладающее

подчеркнуто  личностным  характером   взаимодействия,   обеспечивает   более

серьезное отношение респондента к опросу.

       И,  наконец,   вербальный   характер   общения   устраняет   проблему

непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.

Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:

      1. В зависимости  от  элементов  контроля  при  проведении  наблюдения

(контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом  наблюдении

мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя  своей  задачей  лишь  общее

описание того или иного процесса или явления,  а  контролируемое  наблюдение

ставит своей задачей сбор первичной информации  для  создания  более  точной

картины и проверки тех или иных гипотез.

      2. В зависимости от положения  наблюдателя  относительно  наблюдаемого

объекта (включенное и  невключенное),  причем  при  невключенном  наблюдении

исследователь находится как бы в стороне  от  наблюдаемой  ситуации,  а  при

включенном  исследователь  в  той  или  иной  степени  включен  в  изучаемый

процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в  их

деятельности.

      3. По условиям организации наблюдения (полевое  и  лабораторное),  при

этом полевое  наблюдение  проводится  в  реальной  жизненной  ситуации,  при

лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.

       4.  По  степени  формализованности   наблюдения   (структурированное,

неструктурированное),

       5.  Случайное  -  наблюдение   заранее   неспланированного   явления,

деятельности, социальной ситуации.

      Главным преимуществом непосредственного  наблюдения  следует,  на  мой

взгляд, считать  то,  что  оно  позволяет  фиксировать  события  и  элементы

человеческого поведения  в  момент  их  появления.  А  главной  особенностью

наблюдения является неразрывная связь  наблюдателя  с  объектом  наблюдения,

которая накладывает отпечаток и на его  восприятие  действительности,  и  на

интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно  наличие  эмоционально-

ценностной окрашенности восприятия. Одним из  минусов  наблюдения  считается

сложность,  даже  невозможность  проведения   повторного   наблюдения,   ибо

"социальные процессы в своем  развитии  подвергаются  воздействию  огромного

числа  различных  факторов  и  поэтому   крайне   редко   бывают   полностью

идентичными..."

Эксперименты  различаются:  1)  по  характеру  объекта   и   предмета

исследования,  2)  по  специфике  поставленной  задачи,  3)   по   характеру

экспериментальной  ситуации,  4)  по  логической  структуре   доказательства

гипотезы.

      По характеру объекта исследования  различаются  реальные  и  мысленные

эксперименты.  Если  в   реальном   эксперименте   объяснительные   гипотезы

проверяются   путем    планомерного    управления    условиями    социальной

деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке  гипотез  подвергаются

не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в  мыслительном

эксперименте  отсутствует  весьма  важный  признак   экспериментирования   -

целенаправленное вмешательство в реальные процессы,  преобразование  объекта

введением в действие экспериментального  фактора,  многие  исследователи  не

рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.

      По специфике поставленной задачи различаются:

        1)  Научные  и   прикладные   эксперименты.   Научные   эксперименты

направлены на приобретение  новых  знаний,  прикладные  же  -  на  получение

практического эффекта.

        2)   Проективные   и   ретроспективные.   Проективные   эксперименты

направлены в будущее: исследователь  проектирует  проявления  предполагаемых

следствий,  вводя  в  действие  гипотетические  причины.  Ретроспективные  -

направлены   в   прошлое:   исследователь   манипулирует    информацией    о

совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы  о  причинах,  вызвавших

имеющиеся следствия.

      3) Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном  эксперименте

проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой  переменной,

в  многофакторном  эксперименте  -  целого   комплекса   переменных   в   их

взаимодействии.

       По  характеру  экспериментальной  ситуации   следует   прежде   всего

различать контролируемые  и  неконтролируемые  эксперименты.  На  результаты

неконтролируемых    экспериментов     оказывают     существенное     влияние

внеэкспериментальные   факторы,   характер   и   степень   влияния   которых

неизвестны, часто остается неизвестной и сама  природа  этих  факторов.  При

контролируемом эксперименте контроль переменных означает  выравнивание  всех

условий  на  экспериментальном  и  контрольном  объекте,  кроме  воздействия

экспериментального  фактора,  и   периодическое   измерение   значений   как

экспериментальных так и  неэксперементальных  переменных.  (Нужно  отметить,

что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).

      Попытки проведения контролируемого эксперимента как  правило  приводят

к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда  пытаются

искусственно  создать  условия,  максимально  приближенные  как  к   задачам

исследования, так и  к  реальной  ситуации.  Одной  из  центральных  проблем

такого эксперимента является правильное введение в  эксперимент,  правильный

инструктаж:  1)  объяснение   целей   эксперимента   (для   чего   все   это

предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что  они  должны  делать),

3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".

 



Информация о работе Содержание и структура управления