Социально-экономические последствия инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Иначе можно сформулировать определение инфляции как «повышение общего уровня цен, которое измеряется изменением индекса цен в процентном выражении». В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….…………………….2
2. Причины возникновения инфляции……….…………………………………………..5
Внешние причины …………………………………….……………………...……...6
Внутренние причины …………………………………………………….……..…...7
Теории инфляции………………………………………………………………………..…8
Инфляция спроса………………….……………………………………...……..….…..8
Инфляция предложения……………………………………………………….……10
Стагфляция……………………………………………………………..…………....13
4. Методы измерения инфляции ………………………………………………...16
4.1. Индекс цен …………………………………………………………………………...16
4.2. Уровень инфляции ……………………………………………………………….….16
4.3. Дефлятор ВНП ……………………………………………….....................................17
5. Виды инфляции…………………………………………..……………………………….19
5.1. Открытая и закрытая инфляция...…………………………………………..……….19
5.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция..……………………………………….19
5.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..……………………………..20
5.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………………………………...…….22
6. Социально-экономические последствия инфляции………………………………24
6.1. Последствия инфляции……………………………………………………………….24
6.2. Инфляция и доходы…………………………………………………………………..27
6.3. Инфляция и сбережения……………………………………………………………...27
6.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………………………….28
7. Выводы………………..…………………………………….………………………………..29
8. Антиинфляционная политика.………………………………………...………...31
8.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики………………………31
8.2. Антиинфляционная политика………………………………………………………..32
8.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией…………………………………….39
9. Заключение…………………………………………………..……………………………...41
10. Список использованной литературы…….…

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Денежная реформа: введение новой денежной единицы

    Успешные  попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в "отбрасывании нулей" сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

    При простейшем варианте денежной реформы  новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.).

    Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица  обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы  и цен.

Смягчение внешнего бюджетного ограничения

    Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают  крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного  курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга. 
 
 

    8.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией.

 

    На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит т.н. компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филлипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

      Естественным называют такой  уровень безработицы, при котором  динамично уравновешиваются факторы,  влияющие на изменение заработной  платы и цен. При нем достигается  умеренная взаимная стабильность  цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.

    Проблема  необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов  утверждают, что количественно такая  плата невелика, другие же говорят  о морально-психологической вредности  даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.  
 
 

           

9. Заключение.

    Негативные  социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

    Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

    Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

   Истоки  инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно  воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме  управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

     В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного  соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный  характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

10. Список использованной литературы:

  1. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1998. - Т. 1.
  3. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М., 1994, гл. 17.
  4. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.
  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999.
  6. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  7. П. Хейне. Экономический образ мышления. - М., 1991.
  8. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. , 1996.
  9. Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции