Слияния и поглощения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

Для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, применяется термин M&A (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».

Оглавление

1. Сущность понятия M&A ( Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».
2. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний
3. Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них.
4. Механизм слияний и поглощений компаний и анализ эффективности слияний и поглощений компаний
5. Особенности слияний и поглощений в России

Файлы: 1 файл

КР М МЕНЕДЖМЕНТДокумент Microsoft Office Word.docx

— 44.07 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕОАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(Оренбургский  филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

Факультет    управление  

Шифр       М07-104

Курс       4 курс 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по: международному менеджменту                          

Тема: СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

Выполнил:       Греднева А.В.

Проверил:         Попов А.А.

 

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

План

  1. Сущность понятия M&A ( Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».
  2. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний
  3. Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них.
  4. Механизм слияний и поглощений компаний  и анализ эффективности слияний и поглощений компаний
  5. Особенности слияний и поглощений в России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Сущность  понятия M&A ( Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».

   Для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, применяется термин M&A (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».

   За  рубежом понятия “слияния” и  “поглощения” не имеют такого четкого  разграничения, как в нашем законодательстве. Даже сами английские аналоги рассматриваемых  понятий имеют неоднозначное  значение:

   Merger – поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);

   Acquisition – приобретение (например, акций), поглощение (компании);

   Merger and acquisitions – слияния и поглощения компаний.

   Однако  юридическая наука и бухгалтерский  учет требуют дробления данной категории  на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.

   В результате слияния несколько компаний объединяются в одну. При этом, как правило, существует одна "приобретающая" компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом. Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры "приобретаемой" компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества. Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении в результате сделки новой компании, либо осуществлении процессов в рамках существующих форм. В этом случае можно соответственно рассмотреть два основных вида — Слияние и Поглощение.

   Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).

  • Слияние форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берет под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются.
  • Слияние активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставной капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией.

   В зарубежной практике выделяется ещё  один тип слияния, который в российском законодательстве попадает под термин «присоединение», как вид реорганизации юридического лица. В этом случае одна из объединяющихся компаний выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. При этом выжившая компания получает все права и обязанности ликвидированных компаний.

   Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций. Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании. Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества. В настоящее время поглощения регулируются гл. XI.1 Закона «Об акционерных обществах».

   Яркий пример поглощения в Украине — UMC → МТС: более крупная российская компания МТС выкупила большую часть другой компании (UMC), и провела ребрендинг.

   Существуют  разные теории о том, что поглощения и слияния нацелены на то, чтоб устранить конкурентов и т.п., но они далеки от правды. Главная цель любого слияния или поглощения заключается в том, чтоб результат был больше, чем сумма слагаемых (т.е. 1+1=3). Иными словами, компании, которые участвуют в процессе, надеятся сэкономить затраты, и увеличить КПД. Зачастую продуктивность новой/обновленной компании увеличивается именно за счет уменьшения затрат.

   Можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

  • стремление к росту
  • синергетический эффект(т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Одним из стимулов к слиянию может быть использование эффекта масштаба производства. Это частный случай эффекта синергии.)
  • диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
  • «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке
  • Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
  • Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.
  • личные мотивы менеджеров
  • повышение качества управления
  • мотив монополии - стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.
  • мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде

   Поглощение  может применяться крупной компанией  для того, чтобы дополнить свой ассортимент предлагаемых товаров, как более эффективная, по сравнению  с постройкой нового бизнеса, альтернатива.

   Ряд экономистов утверждают, что слияния  и поглощения — рядовое явление рыночной экономики и что ротация собственников необходима для поддержания эффективности и предотвращения застоя. Другая часть управленцев считают, что слияния и поглощения «убивают» честную конкуренцию и не ведут к развитию национальной экономики, так как разрушают стабильность и уверенность в завтрашнем дне, отвлекая ресурсы на защиту.

   С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов объединения. 
 

  1. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

       В зависимости от характера интеграции компаний выделяют следующие виды:

       1. Горизонтальное слияние фирмы. Это не что иное как соединение двух компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества видны невооруженным глазом: повышаются возможности для развития, идет на убыль конкуренция и т.д.

       2. Вертикальное слияние фирмы – это соединение некоторого количества компаний, одна из которых это поставщик сырья для другой. Тогда, стремительно снижается себестоимость продукции, и наблюдается стремительное увеличение прибыли.

       3. Родовые (параллельные) слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку.

       4. Конгломератные (круговые) слияния - объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями, т.е. слияние такого типа - слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

         В свою очередь можно выделить  три разновидности конгломератных  слияний: 

       -  Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox – производителя отбеливающих веществ для белья.

       -  Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.

       - Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

       5. Реорганизация ООО – другими словами это объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса. По аналитическим подсчетам, в мире ежегодно заключается около пятнадцати тысяч сделок по M & A. Лидирующее место по суммам и объемам сделок занимает Российская Федерация. Очевидные причины: на сегодняшний день экономика России, переживает едва ли не самый благоприятный период. Все свободные денежные средства грамотные люди вкладывают в бизнес. Логично, то, что инвесторы стремятся сохранить и стабилизировать непосредственный контроль за использованием своих финансов. Оптимальным вариантом для этого служит непосредственное участие в управлении компанией. Следовательно, соединение компаний - это одна из возможностей инвестора управлять своими капиталами лично.

       По  географическому признаку сделки можно  разделить на:

  • локальные
  • региональные
  • национальные
  • международные
  • транснациональные (с участием в сделках транснациональных корпораций).

       В зависимости от отношения управленческого  персонала компаний к сделке по слиянию  или поглощению компании можно выделить:

  • дружественные
  • враждебные

       По  национальной принадлежности можно  выделить:

  • внутренние сделки (т.е. происходящие в рамках одного государства)
  • экспортные (передача прав контроля иностранными участниками рынка)
  • импортные (приобретение прав контроля над компанией за рубежом)
  • смешанные (при участии в сделке транснациональных корпораций или компаний с активами в нескольких различных государствах).
 

         В свою очередь, в зависимости  от того, какой потенциал в  ходе слияния объединяется, можно  выделить:

       -  производственные слияния – это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;

Информация о работе Слияния и поглощения