Системы поддержки и принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 13:24, реферат

Краткое описание

Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной информации о различных аспектах бизнеса компании в целях поддержки принятия решений. От этого зависит качество управления компанией, возможность эффективного планирования ее деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Системы, предоставляющие такие возможности, называются Системами Поддержки Принятия Решений (СППР).
Они с успехом применяются в самых разных отраслях: телекоммуникациях, финансовой сфере, торговле, промышленности, медицине и многих других.

Оглавление

Введение 2
1. СППР- хранилище данных 3
2. Аналитические системы 6
3. Типы СППР 7
4. Области применения 8
5. Рынок СППР. 11
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

СППР гот. раб..docx

— 416.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день не существует признанного лидера в области производства программного обеспечения для построения систем СППР. Ни одна из компаний не производит готового решения, что называется «из коробки», пригодного к непосредственному использованию в производственном процессе заказчика. Создание СППР всегда включает в себя стадии анализа данных и бизнес-процессов заказчика, проектирования структур хранилища с учетом его потребностей и технологических процессов.

Несколько десятков различных фирм выпускают продукты, способные решать те или иные задачи, возникающие в процессе проектирования и эксплуатации систем СППР. Сюда входят СУБД, средства выгрузки/трансформации/загрузки данных, инструменты для OLAP-анализа и многое другое. Самостоятельный анализ рынка, изучение хотя бы нескольких таких средств - непростая и длительная задача.

Учитывая размер вовлекаемых финансовых и других ресурсов, сложность и многоэтапность проектов построения систем СППР очевидна высокая стоимость ошибок проектирования. Ошибки выбора программного обеспечения могут повлечь за собой финансовые расходы, не говоря уже об увеличении времени выполнения проекта. Ошибки проектирования структуры данных могут вести как к неприемлемым производственным характеристикам, так и стоить времени потраченного на перезагрузку данных, которое порой достигает нескольких суток.

Поэтому глубоко понимая архитектуру хранилищ данных, необходимо избегать всяких ошибок, что влечет за собой значительное сокращение времени выполнения проекта и возможность получить максимальную отдачу от внедрения 
СППР.

 

 

Список литературы

 
1. Волков О.И. Экономика предприятия. М.: ИНФРА. 2001 
2. Чепурин М.Н. Курск экономической теории. Киров: АСА, 1999. 
3. Войтов А.Г. Экономика. М.: Маркетинг. 1999. 
4. Кривко О.Б. Информационные технологии. М.: СОМИНТЭК. 2001

 

 

 

ТЕМА 1: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СИСТЕМАХ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СППР)
1. Понятие о поддержке принятия решений
Проблемы принятия решений пронизывают всю человеческую практику (и общественную, и личную). Качественное решение зачастую является более важным для успеха деятельности, чем наличие ресурсов. В связи с этим в настоящее время знания и интеллектуальный капитал (вследствие того, что позволяют принимать правильные решения), считаются самым важным, ключевым или стратегическим ресурсом фирмы.
Современные фирмы и государства преуспевают в конкурентной борьбе и живут лучше остальных не потому, что они работают больше остальных, а потому, что их руководство принимает правильные решения.
В то же время принятие правильного (оптимального) решения, - это не такое простое дело и требует коллективных усилий большого количества людей, - менеджеров, специалистов по знаниям и моделированию, ответственных лидеров.
Поддержка принятия решений заключается в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР) в процессе принятия решений. Она, в частности, включает:
- первичную  переработку и анализ исходной  ситуации;
- помощь  ЛПР при анализе объективной  составляющей, т.е. в понимании и  оценке сложившейся ситуации  и ограничений, накладываемых внешней  средой;
- выявление предпочтений  ЛПР, т.е. выявление и ранжирование  приоритетов, учёт неопределённости  в оценках ЛПР и формирование  его предпочтений;
- генерацию  возможных решений, т.е. формирование  списка альтернатив;
- оценку  возможных альтернатив, исходя из  предпочтений ЛПР и ограничений, накладываемых внешней средой;
- анализ  последствий принимаемых решений, - выбор лучшего, с точки зрения  ЛПР варианта.
Существуют различные определения СППР. Одно из наиболее общих определений следующее: "Системы поддержки принятия решений являются человеко-машинными объектами, которые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем". В этом определении подчеркивается предназначение СППР для решения слабоструктурированных и неструктурированных задач. Согласно классификации Г. Саймона к слабоструктурированным относятся задачи, которые содержат как количественные так и качественные оценки проблемы, причем качественные имеют тенденцию доминировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь качественное описание.
Другие авторы включают в сферу действия СППР и решение хорошо структурированных задач, т.е., сферу действия экспертных систем. При дальнейшем рассмотрении мы будем придерживаться наиболее широкого понимания СППР как инструмента для решения любых классов задач, возникающих в производственно-экономических системах.
2. Предпосылки возникновения и развития СППР
По сути, СППР существуют очень давно (хотя они так не назывались): это военные советы, коллегии министерств, всевозможные совещания и т.п. Первой реализованной на компьютерах СППР является ситуационная комната, предложенная и реализованная С. Биром в Чили для управления в масштабах национальной экономики. Сейчас ситуационная комната - обычное явление в военных кругах и в крупных компаниях.
СППР как специализированные комплексы, содержащие информацию и средства ее анализа, компьютеры и оргсредства, специалистов-аналитиков, системы оперативной связи и т.д. возникли к концу 20-го столетия, - вначале у военных, органах государственной власти, крупных корпорациях. С удешевлением и распространением компьютерных технологий и методов сбора, хранения и анализа информации СППР начали проникать и на средний уровень управления - средней фирмы, организации или местных органов управления. К настоящему времени упрощенные методы поддержки принятия решений возможно использовать на уровне небольшой фирмы и даже отдельного человека.
Появление СППР стало необходимым и возможным в связи со следующими обстоятельствами:
1) Произошло (и происходит) резкое усложнение социально-экономических  систем и ускорение происходящих в них процессов. В таких условиях относительно простые и доступные методы повышения эффективности деятельности оказались исчерпанными, вследствие этого значительно усложнились условия управления.
2) В связи с  повышением сложности систем  и их взаимозависимости существенно  возросла цена управленческого  решения, а также пришло понимание, что во многих случаях именно  управленческое решение является  критическим фактором для развития  социально-экономической системы. Другие факторы (деньги, минеральные ресурсы и т.п.), конечно, тоже нужны, но грамотное управление позволяет преодолеть их недостаток (пример - Япония), и, наоборот, неквалифицированное управление может обанкротить и богатую страну (Украина к распаду СССР).
3) Развитие конкуренции  привело к уменьшению времени  на принятие решения, выросла  ответственность за его качество. В таких условиях средства, затраченные  на анализ информации и принятие  более качественного решения, многократно  себя оправдывают. Информационные  системы и информационно-аналитические  группы при руководителе - это  не просто дань моде, а один  из важнейших факторов выживания  социально-экономического объекта  в жесткой конкурентной борьбе.
4) Развитие компьютеров, системной идеологии, методов анализа  информации, методов моделирования  и т.д.
3. Современные подходы к поддержке принятия решений
Исторически первым подходом к созданию идеологии поддержки принятия решений можно считать появление в 1944 г. работы Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение». В течение нескольких десятилетий вновь созданный раздел математики - теория игр, был синонимом теории принятия решений. В 60-х годах поддержку принятия решений стали связывать с теорией операций. И сейчас еще ряд вузовских курсов на территории СНГ в качестве основы для принятия решений использует теорию операций.
В настоящее время область СППР существенно расширилась, и в пределе в нее включают практически все методы, средства, и типы моделей, необходимые для принятия качественного решения.
К основным из них, как правило, включаемым в вузовский курс СППР относятся:
1) Теория игр, а также еще одно математическое направление, связанное с другой работой Дж.фон Неймана, в которой он вводит функцию полезности. Именно функция полезности, предпочтения ЛПР (лица, принимающего решение) и связанные с этим риски лежат в основе современной теории принятия решений.
2) Многокритериальные  методы выбора оптимального решения  при наличии четко выделенных  альтернатив.
3) Разработка качественных, - концептуальных и/или когнитивных моделей;
4) Организационно-деятельностные игры (ОДИ), или аналогичные мероприятия с коллективной мыследеятельностью специалистов.
4) Разработка  моделей системной динамики.
5) Разработка  моделей будущего, существенно использующая  оценки экспертов в данной  области, - форсайты.
В качестве инструментария поддержки принятия решений используются ситуационные комнаты или систуационные центры.
Часто в рекламных целях за СППР выдаются новейшие методы организации анализа информации - OLAP, Data Mining и др. Конечно, эти методы в определенных условиях важны для анализа информации, но необходимо понимать, что СППР - это гораздо более сложные информационно-аналитические комплексы, содержание и сущность которых развиваются вместе с развитием компьютерных и сетевых технологий, методов анализа информации, и организации управления социально-экономическими системами.

 

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Теория принятия решений»

Тема: «Системы поддержки принятия решений»

 

Выполнил: студент гр. ЗИн 709-01

Ситдиков А.А.


 

Уфа 2011г.

Введение

Людям приходится принимать решения почти везде и почти всегда. В ходе военных действий, в политике, при управлении предприятием, при выборе автомобиля или варианта обмена квартиры и еще в тысячах других случаев. Занимаются люди этим интересным, нередко захватывающим и часто небезопасным делом со времен фараонов и по сей день. Поэтому достоин удивления тот факт, что люди осознали то, КАК они принимают решения совсем недавно (по историческим меркам) – вскоре, после Второй мировой войны. Оказалось, что схема процесса принятия решения не зависит от той области, в которой принимается решение. Иначе говоря, законы принятия решений едины для всех предметных областей.

Определим, сначала, основные понятия. Прежде всего, отметим, что принятие решений по существу есть не что иное, как ВЫБОР . Принять решение - значит выбрать конкретный вариант действий из некоторого множества вариантов. Рассмотрим примеры.

Необходимо принять решение - идти ли сегодня вечером в театр? Здесь перед нами два варианта выбора: 1) идти, 2) не идти. С выбором квартиры или машины все ясно само собой. Здесь, как и в примере с театром, выбирается один наилучший вариант. Выбор победителя тендера - еще один пример выбора одного наилучшего варианта. (Тендер - это соревнование потенциальных подрядчиков за право выполнить заданную работу. Другое название тендера - подрядные торги). Приведу пример, когда выбирается не один, а несколько вариантов. Пусть некий Фонд хочет инвестировать свои средства. Варианты выбора - набор доступных инвестиционных проектов. Если фонд проводит конкурс проектов, то он может отобрать столько проектов, сколько в состоянии профинансировать.

В теории принятия решений варианты выбора принято называть альтернативами . Этим термином мы и будем пользоваться в дальнейшем. Далее заметим, что в названии темы реферата есть слово поддержка. Это означает, что мы будем заниматься не собственно принятием решений, а подготовкой рекомендаций для того лица (тех лиц), которому (которым) нужно решение принимать. Для лица, принимающего решения введено общеупотребительное сокращение ЛПР . В дальнейшем будем использовать также следующие сокращения:

ПР - принятие решений, ЗПР - задача принятия решения, СППР - система поддержки принятия решений. [4]

Итак, решение есть ВЫБОР. Приглядимся к нему подробнее. Прежде всего, заметим, что первоначально у нас может не быть даже множества альтернатив, из которых предстоит делать выбор. Например, мы хотим обменять квартиру. Тогда, прежде всего, придется заняться подбором вариантов обмена. Это и есть первый этап решения проблемы, который называют "формирование множества альтернатив ". Первоначально, множество альтернатив чаще всего аморфно, т.е. не имеет структуры. Точнее говоря, чаще всего мы не можем сразу сказать, какая альтернатива лучше, а какая хуже. Оказывается, задачу выбора можно решить, если каким-либо образом структурировать множество альтернатив .

Классификация задач

Любая ЗПР представляется в виде: <T, A, K, X, F, G, D>, где T – постановка задачи, A – множество допустимых альтернатив, K – множество критериев выбора (способов оценки эффективности вариантов решения), X – множество методов измерения отношения между вариантами F – отображение множества допустимых вариантов на множество критериальных оценок, G – система предпочтений экспертов, D – решающее правило, отражающее эту систему предпочтения.

Информация о работе Системы поддержки и принятия решений