Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:54, доклад
В условиях социально–экономического кризиса государство формирует социальную политику с учетом внедрения адресного подхода и новых форм социальной защиты человека.
Первые законодательные шаги к развитию системы социального обслуживания населения были определены в «Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» в 1993 г. В ней указывалось, что становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы управления, которое построено на принципах рыночной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.
Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос о доплатах за дополнительно предоставляемые услуги
Ответы |
Руководители |
Социальные работники |
Население - потребители социальных услуг |
Да |
25,8% |
23,3% |
7,9% |
Нет |
43,8% |
51,5% |
62,7% |
Затрудняюсь ответить |
27% |
25,2% |
29,4% |
Как видно из таблицы, руководители и социальные работники более уверены, что население готово платить за дополнительные услуги и услуги лучшего качества. Сами москвичи не проявляют особого желания платить за такие услуги. Хотя почти треть опрошенных из числа москвичей затрудняются с ответом (из этого числа 148 чел. – 5,5% вообще не дали никакого ответа). Многих испугало то, что в начале, как они полагают, потребуют деньги на дополнительные услуги, а затем и все социальные услуги будут платные. Некоторые посчитали такой вопрос абстрактным, поскольку надо, по их мнению, говорить не о платных услугах вообще, а о тарифах на эти услуги.
В ходе трансформирования системы социальной защиты населения, начавшейся с 1 января 2005 года (со вступлением в силу Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 г.) произошли следующие преобразования:
Распределение функций и ответственности было в основном регламентировано законодательством, так что структура сложившегося порядка предоставления льгот была в целом согласована на раннем этапе законотворческой и организационно-управленческой деятельности. При этом задачей субъектов Российской Федерации была срочная необходимость правового регламентирования тех мер социальной поддержки, которые были отнесены к исключительному ведению регионов. Так, например, в Московской области (как и в других субъектах Федерации) были разработаны и приняты законы 31/2005-03 от 21 января 2005 года «О социальном обслуживании населения в Московской области» и комплекс законов о мерах социальной поддержки семьи и детей, впоследствии сведенных в единый законодательный акт «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» № О1/2006-ОЗ от 12 января 2006 г. В г. Москве в 2009 году принят закон «О социальном обслуживании населения».
Одним из наиболее масштабных преобразований современной системы социальной защиты было уточнение ответственности и полномочий в сфере социального обслуживания населения. В результате передачи полномочий по социальному обслуживанию населения на уровень субъектов Федерации в большинстве регионов значительная часть учреждений социального обслуживания была передана в собственность субъектов Федерации (небольшая часть социальных служб по решению органов местного самоуправления осталась на муниципальном уровне). Была создана единая государственная региональная система социального обслуживания.
Этот процесс был длительным (в одних субъектах указанный переход в областную собственность был осуществлен в 2005 году; в других – в течение 2005–2006 годов; в-третьих – не завершен до настоящего времени). Он включал в себя значительный объем деятельности по документальному оформлению передачи учреждений социального обслуживания в собственность субъекта Федерации. «Муниципальный» генезис подавляющего большинства социальных служб, неопределенное положение с оформлением собственности на здания, земельные участки, трудности с предоставлением подходящих условий для размещения социальных служб - все эти факторы обусловили значительные трудности переходного периода.
В соответствии с разграничением полномочий между федеральной властью, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, практически во всех регионах была создана новая государственная система социальной защиты, качественно отличающаяся от ранее действующей.
Создание единой государственной вертикальной системы имело в некоторых случаях следствием сокращение числа учреждений. Это обусловлено тем, что в рамках единой региональной системы сложилась возможность и была осознана необходимость оптимизации сети учреждений социальной защиты населения. Иными словами, маломощные, не располагающие нужными площадями или квалифицированными кадрами, неоправданно дублирующие функции друг друга учреждения объединялись, преобразовывались в отделения (филиалы) более крупных учреждений, что привело к сокращению управленческих расходов и повышению качества предоставляемых услуг.
В связи с этим в ряде регионов произошло значительное сокращение социальных услуг. Их возобновление возможно может возрасти в связи с переходом учреждений на новые организационные формы управления: казенные, бюджетные, автономные, позволяющие более активно внедрить платные виды услуг и расширяющие возможности более самостоятельного ведения хозяйства.
Социологические исследование, проведенное нами в 2009-2010г.г. в трех административных округах г. Москвы (Центральном, Юго-Западном и Северном), позволило вывить основные недостатки современной системы социального обслуживания (диаграмма №1):
- недостаточно учитывается адресность оказываемой помощи – 420 чел. (15,6% от общего числа опрошенных);
- недостаточный объем
- низкое качество
- невнимательность, грубость работников социальных служб – 5 чел. (0,2% от общего числа опрошенных);
- иное – 93 чел. (3,5% от общего числа опрошенных);
- затрудняюсь ответить – 1410 чел. (52,4% от общего числа опрошенных);
Таким образом, система предоставления
социальных услуг в современных
условиях требует внесения корректив
в концепутально-
Информация о работе Система социальных услуг в современной Москве