Швейцарская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:48, контрольная работа

Краткое описание

Глобальная экономика постепенно становится новой моделью развития нынешней традиционной мировой экономики и приобретает вес и влияние. Она способна работать в едином режиме и времени, охватывая собой всю планету. Что способствует размытию границ между государствами, что облегчит торговлю, обмен и коммуникации. Из этого можно сделать вывод, что глобализация развивается в первую очередь благодаря экономическим факторам. (Вывод продукции за национальные рамки, снижение издержек производства и транзакционных расходов, приближении к рынкам продаж и пр.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА.…………………...4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..21

Файлы: 1 файл

вариант 3 готова.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Итак, можно отметить достаточно низкий уровень государственного вмешательства в экономику. Это делает Швейцарию сопоставимой с англосаксонскими странами по благоприятности условия ведения бизнеса, но вместе с тем в отличии от США или Великобритании Швейцария предлагает своим гражданам более весомый социальный пакет, включая бесплатное образование (в том числе высшее) и страховую медицину высокого уровня. Таким образом, обладая чертами конкурентоспособной рыночной экономики и достойным  набором социальных гарантий населению, Швейцария занимает промежуточное положение между социально-рыночными и либерально-рыночными хозяйствами.

Следует особо подчеркнуть  умеренный характер швейцарских  налогов: основная ставка федерального налога на прибыль составляет всего 8,5%, а предельная величина индивидуального подоходного налога 11,5%. Швейцарская Конфедерация располагает сетью почти из ста налоговых соглашений с различными странами мира, что позволяет устранять международное двойное налогообложение доходов и имущества и активно осуществлять международные торговые, финансовые, холдинговые и лицензионные операции с использованием компаний, базирующихся на территории Швейцарии.

Швейцарская деловая  культура и стиль управления

Долгое время швейцарская модель менеджмента, несмотря на значительные экономические успехи страны, управленческой наукой отдельно не рассматривалась. В свою очередь, филиалы и дочерни компании швейцарских транснациональных компаний, обладая высокой степенью автономии от своих головных штаб-квартир, приспосабливаются к условиям стран своего базирования, культивируя тот стиль управления, который принят в принимающем их государстве.8

Двумя фундаментальными принципами швейцарской предпринимательской культуры являются:

    • особый  культ труда, включая его высокую культуру и этику;
    • общее видение развития предприятия трудовым коллективом.

По своей сути швейцарцы  являются очень дисциплинированными  трудоголиками. Они хорошо и качественно работают, причем труд принимает у них характер коллективной акции, в ходе которой каждый может отличиться перед другими своими профессиональными навыками. В Швейцарии работа – не просто рутинный процесс добычи средств для существования, а неотъемлемая часть жизни, реализация некого социального и морального долга, далеко выходящий за конечный материально-вещественный и стоимостный результаты.

Общее видение картины  развития бизнеса и предприятия  как руководителями, так и подчиненными приводит к столь желаемому предпринимателями консенсусу в швейцарских трудовых коллективах. Действительно, на швейцарских предприятиях нет явного или скрытого противостояния собственников и наемных работников, директоров и подчиненных, все подчиненно реализации общих интересов. Особенности экономической модели развития Швейцарской Конфедерации, в которой воздействие государства на экономику имеет достаточно ограниченный характер, также благоприятно сказываются на взаимоотношениях работодателей и наемных работников, которые вынуждены искать взаимовыгодные решения на двусторонней основе, не прибегая к помощи государства.

Структура швейцарских  предприятий принимает достаточно сложные формы. С одной стороны, предполагается автономия и самостоятельность  трудового коллектива; с другой –  швейцарские компании отличаются довольно большим бюрократизмом, что позволяет говорить об ортодоксальном стиле управления, для которого свойственен не только порядок во всем, но также и нелюбовь к действиям в условиях неопределенности.

Формально швейцарские  компании представляют собой пирамидальную структуру с концентрацией власти на вершине. Однако для них в столь же большой степени свойственна и децентрализация функциональных подразделений для возможности быстрой реакции на ситуацию на местах. Принцип консенсуса в трудовом коллективе в данном случае означает, что ответственность за все происходящее в компании несут все в той же степени, в какой каждый отвечает за свой круг обязанностей. Таким образом, для швейцарских предприятий предлагается делегирование ответственности от высшего менеджмента на местах, что позволяет говорить одновременно и о централизации, и о децентрализации.

Подобная особенность  швейцарских предпринимательских  структур связана с особенностями  политического устройства Швейцарской  Конфедерации: она является федеративным государством с распределением властных полномочий сверху вниз, при этом предполагается высокая степень независимости от конфедерации кантонов и коммун, способных принимать соответствующие решения в пределах своей компетенции. Принцип децентрализации по-швейцарски означает то, что каждый отвечает за себя и свои поступки, но никто при этом не выступает против других и не оспаривает решения, принятые в пределах соответствующей компетенции.

Итак, швейцарские предприятия  представляют собой достаточно мозаичную структуру разных подразделений, каждое из которых обладает независимостью и автономией от центра принятия решений. Подобная форма организации позволяет швейцарским компаниям оставаться отлично приспособлением к условиям рыночной среды с постоянно меняющейся конъюнктурой и хаотичным влиянием различных внешних факторов.

Характеризуя взаимоотношения  швейцарских предприятий с внешней  средой, следует подчеркнуть свойственную им общую закрытость, но вместе с  тем достаточно тесные и доверительные  отношения с проверенными и привилегированными клиентами.

Интересна и процедура  контроля в швейцарских организациях, основанная на самодисциплине и надзоре  сверху. В Швейцарии, а ровно и на швейцарских предприятиях запрещено все, что не разрешено, а все задания и поручения обязательны для исполнения. Центральная дирекция предприятия при этом является главным контролером и авторегулятором, осуществляя контроль результатов, а не процедур.

Решение конфликтов в  швейцарских бизнес-структурах также  имеет свою специфику. Все Швейцарцы по своей натуре конформисты, они очень часто используют параллельные подходы для решения любой проблемы, выдвигая наряду с основным проектом или предложением контрпроект и контрпредложение, учитывающее пожелание всех членов трудового коллектива.

Необходимо также особо  подчеркнуть швейцарский стиль  ведения переговоров, основанный на стремлении к достижению консенсуса между участниками процесса путем  соблюдения баланса интересов готовности пойти на уступки и компромиссы  во имя выгоды конечного решения.

Характеризуя культуру бизнеса в Швейцарии, необходимо подчеркнуть изначально присущий швейцарцам индивидуализм как на личном уровне, так и на уровне предпринимателей и предприятий. В подобных случаях  очень важной становится интеграция работников-индивидуалистов, осуществляемая в условиях децентрализации, так характерной для швейцарцев.

Общими ценностями для  швейцарцев и швейцарской деловой  культуры становится трудолюбие, пунктуальность, самостоятельность, предусмотрительность, опрятность и аккуратность, надежность, честность. Вместе с тем швейцарцы в некоторой степени замкнуты и нелюдимы, им не хватает воображения, они не всегда демонстрируют гибкость, а порой отличаются чрезмерным упрямством и самоуверенностью. Они любят, когда их беспокоят не по делу, и сами тоже не привыкли беспокоить кого-либо по пустякам. Они консервативны, не слишком креативны, четко определены в желаниях и требованиях, выдержанны и консервативны. Внешне они кажутся достаточно прохладными и поначалу держатся от незнакомых людей на дистанции. Но как профессионалы они хорошо организованны, дисциплинированны, отлично образованны, а сделанная ими работа отличается высочайшим качеством и эффективностью результатов.

От своих партнеров  по бизнесу швейцарцы ожидают  появления на деловой встрече без опозданий, уважают порядок во всем. Они хорошо подготовлены к переговорам, не слишком любопытны и не слишком критичны, не говорят о личной жизни и зарплате.

Подобные ценности формируют  культуру швейцарских предприятий, которая состоит, таким образом, из определенного набора противоречивых автономных звеньев, а также взаимодействующих структур. Она отличается многогранностью, определенностью своих составляющих, желанием достичь консенсуса, стабильностью и гибкостью. Именно так швейцарцы компаниях достигается баланс интересов.

Швейцарцы по своей сути необычайно прагматичны, им присущ реализм. Это не люди слова, это люди дела. Для них выдумки и фантазии не стоят ничего, но четкая и своевременная  реализация задуманного ценится  очень дорого.9

При характеристике швейцарской модели менеджмента достаточно часто выделяют такие ее особенности, как мужской характер стиля управления, аналитический склад директоров, безличностный подход к делам, упор на индивидуализм, отсутствие чувств, ориентированность на процесс. Фактически форма управления в швейцарских компаниях, напоминает пирамиду, то есть вертикальную иерархическую структуру со значительным уровнем субординации на местах. Подобное делегирование полномочий сверху вниз дает возможность не только следовать распоряжением из центра, но и уточнять и обсуждать отдаваемые приказы. Швейцарцев отличает прагматизм в управлении, высокое чувство ответственности и субординации. Особенность швейцарских предприятий такова, что каждый работник со своим профессиональным опытом и индивидуальностью вносит свой вклад в общее дело компании. Таким образом, швейцарское предприятие представляет собой совокупность работников-индивидуалистов, делающих общее дело.

В Швейцарии нет ни системы классов, ни каст. Всех граждан  страны уравнивают школа и обязательная армейская служба,10 соседские отношения, церковная община и членство в различных политических объединениях и профессиональных ассоциациях. Швейцарский шеф должен быть прост в общении с сослуживцами, доступен, и даже рукопожатие с подчиненными становятся для него негласной обязанностью. Руководитель и даже просто старший по должности должен уважать своих сотрудников, поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе, быть компетентным. Он должен много и продуктивно работать, подавая положительный пример всему коллективу.

Особенности принятия решений  в Швейцарии таковы, что на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях  все решают референдумы,11 а на предприятиях до момента принятия окончательного решения ведется предварительная разъяснительная работа, учитываются альтернативные подходы. Именно так достигается необходимый консенсус, и сюрпризы в поведении руководства чрезвычайно редки.

Вместе с тем, если оценивать все данные изменения, то они скорее имеют технологический, чем коммерческий или же социальный характер. Хотя перемены и меняют внешнее содержание бизнеса швейцарских компаний, сам их бизнес остается таким же по своей сути, как и в предшествующие времена.

Более того, если рассмотреть  технологичность швейцарских предприятий, то, несмотря на достаточно высокую долю расходов на НИОКР в ВВП, Швейцария выглядит довольно скромной с точки зрения революционности и предлагаемых технологий или фундаментального характера открытий. Большинство из швейцарских инноваций представляют собой лишь улучшение и адаптацию уже существующих продуктов к новой эпохе. Собственно говоря, в этом и заключается ключ успеха товаров и услуг, созданных в Швейцарии: они не более чем усовершенствование до идеального состояния предшествующих аналогов, зачастую придуманных вовсе не самими швейцарцами. В инновационных же областях швейцарские компании не слишком известны, их диверсификация ограниченна, они идут традиционным путем эволюции, избегая рисков, связанных с фундаментальными переменами в бизнесе.12

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Швейцарская экономика  является одной из самых диверсифицированных  в мире, с большим количеством  конкурентоспособных в глобальном масштабе компаний.

Многие успехи Швейцарии  объясняются ее небольшим размерами, поскольку дают такие преимущества как:

  • реалистичный, далекий от амбиций сверхдержав взгляд на мир, заставляющий задуматься о поиске своих ниш в мировой экономике;
  • высокая степень интернационализации компаний;
  • надежная защита сравнительно небольшого национального рынка от иностранных конкурентов, которым он не интересен из-за малых размеров;
  • высокое качество изделий, поставляемых ограниченными партиями по высоким ценам.

При этом в Швейцарии  достигаются компромиссы и преобладает  консенсус, практически отсутствует  ксенофобия. В свою очередь, швейцарским предприятиям присущ дуализм, им свойственны:

  • иерархичность вертикальной организационной структуры наряду с широкими полномочиями и автономией нижестоящих подразделений;
  • игнорирование процедуры формального участия в принятии решений и в тоже время предварительные консультации и поиск консенсуса на всех стадиях принятия решений;
  • наличие центров принятия решений и в тоже время децентрализация структурных подразделений;
  • сочетание негибких формальных и гибких неформальных структур;
  • ожидание инициатив от сотрудников, лояльность к персоналу и в то же время сохранение дистанции между менеджером и трудовым коллективом;
  • невысокая степень прозрачности и в то же время высокий уровень доверия к проверенным партнерам;
  • консерватизм и быстрая реакция на перемены.

говоря о слабостях  швейцарского менеджмента, нежно подчеркнуть  уже очевидное падение высокой  морали и этики в швейцарском  обществе из-за растущей пропорции  иностранного населения.

Вместе с тем психология крестьянина-хозяйственника, а не инженера-технократа, свойственная швейцарцам, делает их реалистами, а прямая демократия позволяет учитывать интересы всех групп населения. Маленькая, но гордая альпийская страна, очевидно, заслуживает того, чтобы ее уникальный опыт сосуществования в сложном мире современных глобальных перемен был пристально изучен, в том числе и управленческой наукой. Швейцарский стиль менеджмента не просто интересен, он помогает объяснить, как нужно поступать в управлении, чтобы выжить в современную эпоху информационной глобализации.

Информация о работе Швейцарская модель менеджмента