Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:43, шпаргалка
1..Основные признаки трудового коллектива
Персонал – личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
1..Основные признаки трудового коллектива Персонал – личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Коллектив – это средняя социальная группа, объединение людей, занятых решением конкретных задач, основанное на общности целей, принципах сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или орг-ции. Трудовой коллектив – форма социальной организации труда и осуществляет три взаимосвязанных функции: 1. общественно-продуктивную 2. социально-интегративную 3. управленческое Основные признаки трудового коллектива:1) |
2..Типы власти в обществе Власть – возможность влиять на поведение других.Руководитель должен осознавать, что поскольку подчиненные в нек-рой степени тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать такую реакцию у подчиненных, при кот. они захотят показ.свою собственную власть.. Формы власти:1)Власть, основанная на
принуждении.Неэффект. форма- только кратковременный
результат.Примен.по отношению к
нерадивым работникам, в сочетании
с др. формами воздействия.Страх
м. одерживать верх, когда имеется
высокая вероятность,что
|
3. Стиль руководства Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению цели организации.1)авторитарный стиль – руководитель в принятии решений ориентируется на собственные цели, критерии, интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников.В проведении решений занимает жесткую позицию, активно используя методы админ. и психологич.воздействия на людей.М. уволить неугодных сотрудников, всегда уверен в своей правоте, основываясь на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внеш. связях в гос. органах и предпринимательской среде.М. привести фирму к успеху,и к краху.2)демократический стиль – основан на сочетании принципа единоначалия и обществен. самоупр-я.М. удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы.Это хороший политик, дипломат, стратег, «хитрый лис», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы принуждения и убеждения.Это доброжелательный и открытый человек,не поддающийся соблазнам,т.к.они крайне раздражают завистников и способствует росту оппозиции. В своей работе опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, советов.3)либеральный стиль – руководитель в принятии решения ориентир. на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива,пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, сталкивая их между собой, пытаясь быть добрым шефом, но иногда становится невольно марионеткой в руках «серого кардинала». Преимущество-в групповой принцип при принят. управленч. решений,но часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби, семьей.4)смешанный-сочетание перечисленных стилей. |
|||
4. Виды организационных структур управления ОСУ – связанное с целями, процессом управления,работой менеджеров и распределением между ними полномочий,сдесь протекает весь управленч. процесс (движение потоков информ. и принятие управленч. решений), в кот. участвуют менеджеры всех уровней,категорий и професс.специализации. Структура упр-я-совокупность взаимосвяз. элементов, обеспеч. функционир. и развит. организации как единого целого. Выделяют два вида организационного
построения фирмы:1)Бюрократический имеет
много разновидностей: линейную структуру,линейно- Линейная структура -каждый исполнитель имеет только одного непосредст-го рук-ля, от кот. он получает команды по всем вопросам производственной либо др. деятельности. Линейно-функциональная структура – предвидит, что функционал. подразделения не имеют право давать указов исполнителям, они действуют как консультирующие подразделения.Линейно-штабная – функциональные подразделения лишены права отдаче приказа непосредственным исполнителям,сущ. в качестве штаба при рук-ле для выработки решений, решения и указания приводятся в жизнь непосредственно рук-лем на принципах единоначалия. Функциональная – фун-м подразд-ям предоставляется право давать указание исполнителям по своему кругу проблем на ряду с основными рук-ми подразделения .Дивизиональную – деление организации по видам товаров и услуг,группам покуп-лей или геограрафич. районом региональные, продуктовые, ориентированные на потребителя. Матричная структура – организ.стр-ра упр-ния, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: непосред. рук-лю ф-циональной службы, кот. предоставляет персонал и тех. помощь и рук-ль проекта (целевой программы), кот. наделен необходимыми полномочиями для осущ. процесса упр-ния в соответствии с запланир. сроками, ресурсами и качеством. Адаптивная структура – организации имеют возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новые технологии . |
5. Штатное расписание Штатное расписание – док-т, утверждаемый рук-лем организации и содерж. сведения о численности работников соответствующей категории (в штатных единицах) по каждой должности, наименование должностей, должностных окладах и надбавках к ним. Штатное расписание оформляется в форме таблицы. Состав штатного расписания:1)Код и наименование структурного подразделения.2)Код и наименование должности.3)Количество штатных единиц.4)Должностной оклад.5)Надбавки (персональные, прочие).6)Месячный фонд.7)Примечания Штатное расписание является основанием для:1)расчета заработной платы;2)расчета численности персонала;3)планирования замещения вакантных должностей |
6. Расчет потребности в персонале Планирование потребности в персонале позволяет установит на заданный период времени колич. и качественный состав персонала. Качественная потребность – это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Она рассчит., исходя из общей организац. структуры.Количественная потребность в персонале планируется посредством опред. ее расчетной численности и сравнения с фактич. обеспеченностью на опред. плановый период. Методы расчета количественной потребности:1)метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса.Численность персонала = время, необход. для выполнения производственных программ / полезный фонд времени одного работника * Кп (коэффициент пересчета явочной численности в списочную);2)метод расчета по нормам обслуживания.ЧП = число агрегатов * коэффициент загрузки / норма обслуживания * Кп; 3)метод расчета по рабочим местам и нормативам численности.ЧП = число рабочих мест * загрузка * Кп;4)норматив численности.Норматив численности = объем работы / нормы обслуживания Полезный фонд времени одного работника
и коэффициент пересчета Кп = фактические рабочие дни / общее число рабочих календарных дней |
|||
7. Основные этапы подбора персонала На основании сравнения плана на человеч. ресурсы с численностью персонала, уже работающего в организации, опред. вакантные рабочие места, кот. необход. заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу. Стадий: 1)детализация требований к вакантному рабочему месту и кандидату на его занятие;2)подбор кандидатов;3)отбор кандидатов;4)прием на работу Методы привлечения сотрудников со стороны:1)самопроявившиеся кандидаты;2)подбор с помощью сотрудников;3)объявления в СМИ;4)выезды в институты и др. учебные заведения;5)гос. фонды занятости и бюро по трудоустройству;6)частные агентства;7)Интернет Основные методы первичного
отбора кадров:1)анализ анкетных данных;2)тестирование;3)экспер Прием на работу нач. с детального опред., кто нужен организации.Формализация требований к кандидату является подготовка должностной инструкции и формализованного описания рабочего места, включ.хар-ки:1)кадровые данные;2)опыт работника;3)профес. знания;4)профес. умения;5)личностные качества;6)психолог. личности;7)здоровье и работоспособность;8)уровень квалификации;9)служебная карьера;10)хобби;11)вредные привычки и недостатки;12)организация и оплата труда;13)соц. блага (путевки, питание);14)соц.гарантии (пенсия, страховка)
|
10. Общее и профессиональное развитие персонала Общее развитие персонала достигается за счет:делегир. полномочий;дизайн-работы; соц. развитие.Обучение персонала – процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под рук-вом опытных наставников.Обучение необходимо в случае: вступления человека на должность
в организацию;назнач. Три вида обучения:1)подготовка
кадров (обучение работников навыкам, позвол.поднять
производительность их труда. Конечная
цель -обеспечении своей организации достаточным
кол-вом людей с навыками и способностями,
необход. для достижения целей организации);2)повыш. квалификации кадров
(усовершенствование);3) На рабочем месте основные методы – инструктаж, ротация, наставничество.Вне рабочего места – лекции, рассм. практич. ситуаций, деловые игры, самостоят.обучение. |
11. Повышение квалификации персонала Повыш. квалификации (профес. совершенствование) – расшир. знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, для стимулир. профес. роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющ. практич. опыт). Система повышения квалификации:производственно- Индикатор для повышения квалификации – несоответствие занимаемой должности .Несоответствие опред. аттестационная комиссия, для рабочих – рост количества браков, снижение разрядов рабочих в соотнош. с разрядом работ. |
8. Методы оценки персонала Оценка персонала осущ.для опред.соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).Способы:1)Оценка потенциала работника.Важно установить професс. знания и умения,производ. опыт, деловые и нравственные кач-ва, психологию личности,здоровье, уровень культуры.2)Оценка индивид. вклада.Позвол. установить кач-во,сложность и результативность труда сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью спец. методик.3)Аттестация кадров - комплексной оценка, учит. потенциал и индивид. вклад работника в конечный результат Исходными данными для оценки персонала являются:1)модели рабочих мест персонала;2)положение об аттестации кадров;3)методика рейтинговой оценки кадров;4)философия организации;5)правила внутр. труд. распорядка;6)штатное расписание;7)личные дела сотрудников;8)приказы по кадрам;9)социолог. анкеты;10)психолог. тесты Основные методы оценки
персонала:1)источниковедческий (биографический)
метод.Анализ кадровых данных, , личные заявления, автобиография, до-ты
об образовании, хар-ка;2)собеседование (интервьюирование). Беседа с работником в режиме
"вопрос - ответ" для получ.данных
о человеке;3)анкетирование (самооценка).Опрос человека по анкете
для самооценки качеств личности и их
последующего анализа;4)социологический опрос.Анкетный опрос работников
разных категорий, хорошо знающих оцениваемого
человека и построение диаграммы качеств
личности; 5)наблюдение Наблюдение за оцениваемым
работником в неформальной обстановке
и в рабочей обстановке; 6)психологическое (или квалификационное)
тестирование.Опред. профес. знаний и умений,способностей,мотивов, Показатели, используемые при оценке: 1)натуральные и стоимостные показатели ;2)условные измерители (баллы, коэффициенты); 3)другие измерители (характеристики, сравнение с идеальным или нормативным объектом) |
9. Аттестация персонала и аттестационные документы Аттестация персонала – процедура опред. квалификации, уровня знаний, практич. навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установ.их соответ. (несоответствия) занимаемой должности.Целью аттестации –рац. расстановка кадров и их эффект. использование. Аттестация служит юрид. основой для переводов, продвижения по службе, награждения, опред. размера з/п, понижения в должности и увольнения.Этапы аттестации:1)подготовительный этап:приказ о проведении аттестации, утверждение состава аттестационной комиссии, разраб. положения об аттестации; составление списка сотрудников, подлеж. аттестации; подготовка отзывов, хар-к (оценочные и аттестационные листы на аттестуемых); информирование труд. коллектива о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации;2)оценка сотрудника и его труд. д-ти (создание экспертной группы по оценке сотрудников);3)проведение аттестации:аседание аттестац. комиссии, на кот. приглашаются аттестуемые и их непосред. рук-ли;рассмотрение всех материалов, представленных на аттестацию;заслушивание аттестуемых и их рук-лей;обсуждение материалов аттестации, высказывания приглашенных, формир. заключений и рекомендаций по аттестации работников;4)принятие решений по результатам аттестации с учетом:выводов и предложений рук-ля;оценок д-ти аттестуемого, роста его квалификации;оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответ. должности;мнения каждого члена комиссии;сравнение материалов предыдущ. аттестации;мнения самого аттестуемого о своей работе, реализ. своего потенциала Аттестационные документы:прика |
12. Основные составляющие стратегии управления персоналом Стратегия упр-я персоналом – разработ. рук-вом организации опред. направление действий, необход. для достиж. долгосроч. целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учит. стратегич.задачи организации и ее ресурсные возможности.Стратегия позволяет влиять на сотрудников, их труд. мотивацию и квалификацию.Осн. черты стратегии:1)долгосроч.хар-р, (нацеленностьна разраб. и изменение психолог. установок, мотивацию, структуру персонала, всей системы упр-я персоналом или ее отдельных элементов)2)связь со стратегией организации в целом, учет многочисл. факторов внеш. и внутр. среды, т.к. их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и,своеврем. изменений в структуре и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и метода управления) Составляющие стратегии упр-ия персоналом:условия и охрана труда, техника безопасности персонала;формы и методы регулир. труд. отнош.;методы разреш. производ. и соц.конфликтов;установ. норм и принципов взаимоотнош. в коллективе, разраб.кодекса деловой этики;полит. занятости в организации, включ. анализ рынка труда, сист. найма и использо. персонала, уст. режима работы и отдыха;проф. ориентация и адаптация персонала;меры по наращиванию кадров и лучшему его использ;совершенствование методов прогнозир. и планир.потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и раб.местам;разраб. новых профес.квалификац.требований к персоналу ;новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала; разраб. концепции развит. персонала,планир.деловой карьеры и профес.-служебного продвижения, формир. кадрового резерва;совершенствование мех-ма упр-я труд. мотивации персонала;разраб. новых систем и форм оплаты труда, матер. и нематер. стимулир-я работников;меры по улучшению правовых вопросов, труд. отнош., хоз. д-ти; совершенствование информац. обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;мероприятия по совершенствованию всей сист. упр-я персоналом или ее отдельных подсист. и элементов (оргструктуры, функций, процессов упр-я). |
13. Правила внутреннего распорядка Регламент – совокуп. правил, опред. порядок д-ти гос. органов, пред-й, организаций, порядок проведения заседаний.Правила внутр. труд. распорядка –док-ты, регламентир. порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обяз-ти сотрудников и администрации, меры поощрения и взыскания, вопросы разглашения служеб. и коммерч. информ. Содержание правил внутр. труд. распорядка: общие положения;порядок приема и увольнения сотрудников;осн. обяз-ти сотрудников; осн. обяз-сти администрации;время труда и отдыха;меры поощрения и взыскания;служеб. и коммерч. тайны;ответственность за наруш. труд. дисциплины |
14.Правила внутреннего распорядка Регламент – совокуп. правил, опред. порядок д-ти гос. органов, пред-й, организаций, порядок проведения заседаний.Правила внутр. труд. распорядка –док-ты, регламентир. порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обяз-ти сотрудников и администрации, меры поощрения и взыскания, вопросы разглашения служеб. и коммерч. информ. Содержание правил внутр. труд. распорядка: общие положения;порядок приема и увольнения сотрудников;осн. обяз-ти сотрудников; осн. обяз-сти администрации;время труда и отдыха;меры поощрения и взыскания;служеб. и коммерч. тайны;ответственность за наруш. труд. дисциплины 14. Функции и задачи В крупных и средних организациях
ф-ции упр-я выполняются самостоят. подразделениями,иногда
обособленными территориально и имеющ.
хоз. и админ. самостоятельность.В целях
эффект. координации их д-сть должна регламентироваться
положением о подразделении, утвержд.рук-ем
орга-ции.Для малых предприятий, где должностные
лица реализуют ф-ции и задачи упр-я, достаточно
разработки должностных инструкций.Структур.
подразделение- самостоят.частью организации,
выполняющей опред. ф-ции упр-я на основе
положения о структур.подразделении. |
15. Сущность и классификация методов управления Метод упр-ия – способы осущ. управленч.
воздействий на персонал для достиж.целей
упр-ия производством.Различают:1)адми рыночное ценообразование; 4)психологические – осн.на знании психологии человека,
его внутр. душевного мира и известны как
метод убеждения:психолог.планир-е; |
16. Горизонтальная карьера: ротация, перемещение, перестановка, расширение обязанностей Карьера – поступательное продвиж личности в какой-либо сфере д-ти, измен. навыков, способностей, квалификац. возможностей и размеров вознаграждения, связ. с д-тью; продвиж. вперед по выбранному пути д-ти, достиж. известности, славы, обогащения. Горизонтальная карьера
– вид карьеры, кот. не означает непременное
и постоянное движение вверх по организац.
иерархии.Предполагает:перемеще Модель карьеры "змея" пригодна для рук-ля и специалиста. Она предусматривает горизонт. перемещение работника с одной должности на др. путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 г.). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом,затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному рук-лю более глубоко изучить конкретные ф-ции упр-я, кот. ему пригодятся на вышестоящей должности. Преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его ф-ций упр-я. Это предполаг. постоянное перемещение кадров в аппарате упр-я, наличие четкой сист. назначения и перемещения и детальное изучение соц.-психолог. климата в коллективе. |