Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:20, шпаргалка
УП можно определить как деятельность по обеспечению организаци необходимым количеством сотрудников требуемой квалификации и качества в целом,их мотивации и использования в целях деловой и социальной эффективности.
Подходы к определению:
Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокий уровень оплаты персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины организации. Крупные организации (акционерные на базе государственных) сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма, эффективности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления
При формировании философии управления персоналом отечественных организаций необходимо учитывать российскую специфику , которая заключается в следующем.
6 концепция УП. Сравнительная характеристики концепций управления персоналом в рамках основных подходах.
Концепция управления персоналом
- система теоретико-
Она включает: разработку
методологии управления
Методология управления персоналом
предполагает рассмотрение сущности персонала
организации как объекта
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом.
Технология управления персоналом
предполагает организацию найма, отбора,
приема персонала, его деловую оценку,
профориентацию и адаптацию, обучение,
управление его деловой карьерой
и служебно-профессиональным продвижением,
мотивацию и организацию труда,
управление конфликтами и стрессами,
обеспечение социального
В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции , которые развивались в рамках 3 основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического :
1) использования трудовых ресурсов;
2) управления персоналом ;
3) управления человеческими ресурсами;
4) управления человеком.
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
В рамках органической парадигмы последовательно сложились: 1) концепция управления персоналом и 2) концепция управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом , выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако па самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.
7 закономерности
и принципы управления
Закономерность управления персоналом —внутренняя существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями, связанными с управлением персоналом, взаимоотношениями между людьми и накладывающими значительный отпечаток на их характер.
-Соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы.
-Системность формирования системы управления персоналом требует учета всех возможных взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами.
-Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом предполагает определение степени централизации функций управления персоналом в сочетании с децентрализацией их части.
-Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом.
-Пропорциональность производства и управления.
-Необходимое разнообразие системы управления персоналом
-Изменение состава и содержания функций управления персоналом
Приведем основные закономерности, связанные с межличностными отношениями.
-Закономерность неопределенности отклика, ее суть — в различном восприятии людьми внешних воздействий, зависящем от различий в их личностных особенностях,
-Неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки.
-Закономерность искажения смысла информации действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, последовательно передавая ее друг другу, особенно на входе и на выходе любого процесса.
-Закономерность психологической самозащиты
Принципы управления персоналом –правила ,сновные положения и нормы,которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
1) экономичность – предполагает
наиболее экономичную
2) перспективность – необходимо
учитывать перспективы
3) комплексность –учитывать воздействие на систему управления всех факторов;
4) простота – чем проще устроена система управления, тем лучше она работает;
5) научность – ориентация
на современные достижения
6) прозрачность – система должна строиться на единой концепции;
7) автономность – обеспечение
оптимальной независимости
8) согласованность –
9) устойчивость – наличие «локальных регуляторов»,
10) комфортность – максимум удобств для творческих процессов выработки, принятия и реализации решений человеком;
11) многоаспектность –
управление персоналом
12) прогрессивность –
соответствие передовым
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
1) концентрация –
2) специализация – формирование
отдельных структур, специализирующихся
на выполнении однородных
3) гибкость – приспособляемость системы управления персоналом к изменению состояния объекта;
4) непрерывность – отсутствие перерывов в работе системы;
5) ритмичность – выполнение одинакового объема работ в равные временные сроки;
6) параллельность –
8 основные методы управления персоналом
Известные на сегодня методы управления персоналом, апробированные в ряде отечественных организаций и адаптированные к деятельности кадровых служб, могут быть объединены три подгруппы:
• методы формирования кадрового состава организации;
• методы поддержания работоспособности персонала;
• методы оптимизации кадрового потенциала.
К первой группе методов, ориентированных на формирование кадрового состава организации, относятся методы проектирования организационной структуры. В динамично изменяющихся условиях внешней и внутренней среды проектирование превращается в достаточно постоянную деятельность руководства организаций. В самом общем виде можно обозначить четыре основных метода, используемых при создании
проекта организационной структуры: 1) аналитический, 2) технологический, 3) организационно-культурный и 4) «прототипический» методы.
Методы управление персоналом – это способы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.
1. По стадиям процесса управления можно выделить: планирование, организацию, учет, анализ, мотивацию, контроль.
2. По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения (основанные на угрозе)
3. По способам воздействия
на человека можно выделить: административные,
экономические, социально-
Методы
К основным методам управления персоналом относят:
-экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
-организационно-
-социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).
9.персонал как объект управления.
Персонал – это все человеческие ресурсы, которыми обладает организация.
Персонал как объект управления состоит из рабочих групп, которые в свою очередь, образуются из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью.
Персонал имеет количественные
и качественные характеристики. Первые
это включают показатели численности
и состава( по полу, возрасту,обществ.группам)
вторые- показатели образовательного
уровня,профессионально-
Процесс обновления коллектива в результате выбытия части его членов и прихода новых называется сменяемостью( оборотом)кадров.
Необходимый оборот по выбытию имеет объективные причины( требования законодательства, состояние здоровья)
Текучесть –связана с субъективными причинами(уход по собственному желанию,увольнение за нарушение трудовой дисциплины.)
По характеру трудовых функций персонал подразделяются на рабочих(заняты в технологических процессах) и служащих(связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест).
Выделяют рабочих
Рабочие также классифицируются
по профессиям ,возрасту,формам и систкмам
оплаты труда .стажу.
10 организационная культура . общая характеристика .исторические типы управление.
Современный менеджмент рассматривает
организационную культуру как мощный
стратегический инструмент, позволяющий
ориентировать все
усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение;
атмосфера или социальный климат в организации;
доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение