Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:44, доклад
Краткое описание
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;
ориентация на новую социальную группу — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.
Новая система взглядов
на управление известна как « тихая
управленческая революция», ибо она
не разрушает сложившиеся системы
и методы менеджмента, а дополняя
их, постепенно приспосабливает к
новым условиям.
Представляется, что менеджмент
в XXI веке будет развиваться по следующим
основным направлениям:
Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций.
Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)
Привлечение сотрудников к управлению организацией.
Характеристика российской модели
управления.
Создание новых форм
организаций, (финансово-промышленные
группы, ассоциации, корпорации, холдинги
и т.д.).
Концентрация производства.
Создание малых предприятий.
Увеличение затрат на исследовательские
и опытные разработки, рекламу
и маркетинг.
Комплексная автоматизация
и компьютеризация производственных
процессов.
Повышение качества и надежности
новых изделий.
Разработка стратегий
и тактики борьбы за лидерство.
Определение приоритетных
областей инвестиций.
Развитие кадрового
потенциала.
Децентрализация и сокращение
уровня в аппарате управления.
Особенности российского менеджмента
определяются:
чрезвычайно высокой скоростью
протекания социально-экономических,
политических и др. процессов, определяющих
среду существования российского
менеджмента;
комплексом факторов, затрудняющих
и благоприятствующих укреплению менеджмента
в России;
культурная среда, особенности
общественного сознания и т. п.
Воздействие факторов внешней
и внутренней среды придало российскому
менеджменту специфические черты.
Россия сейчас находится в положении
"догоняющего" и вынуждена идти
революционным путем к освоению
методов современного менеджмента.
Российские менеджеры
должны не только изучать науку и
практику менеджмента, но и знать
суть западной и восточных культур
(Россия является евроазиатской страной).
Без этого невозможно совершенствовать
собственный стиль руководства,
повышать имидж, создавать условия
для повышения конкурентоспособности
предприятия.
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
К настоящему времени
известны четыре важнейших подхода,
которые внесли существенный
вклад в развитие теории и
практики управления ( 2.1.).
Подход с позиций
выделения различных школ в управлении
заключает в себе фактически четыре
разных подхода. Здесь управление рассматривается
с четырех различных точек
зрения. Это школы научного управления,
административного управления, человеческих
отношений и науки о поведении,
а также науки управления, или
количественных методов.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает
управление как непрерывную серию
взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ
подчеркивается, что руководители должны
рассматривать организацию как
совокупность взаимозависимых элементов,
таких как люди, структура, задачи
и технология, которые ориентированы
на достижение различных целей в
условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией.
Поскольку существует такое обилие
факторов как в самой организации, так
и в окружающей среде, не существует единого
«лучшего» способа управлять организацией.
Самым эффективным методом в конкретной
ситуации является метод, который более
всего соответствует данной ситуации.
ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ
ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ
В первой половине двадцатого
века получили развитие четыре четко
различимые школы управленческой мысли.
Хронологически они могут быть перечислены
в следующем порядке: школа научного
управления, административная школа, школа
психологии и человеческих отношений
и школа науки управления (или
количественная школа). Самые убежденные
приверженцы каждого из этих направлений
полагали в свое время, что им удалось
найти ключ к наиболее эффективному достижению
целей организации. Более поздние исследования
и неудачные попытки применить теоретические
открытия школ на практике доказали, что
многие ответы на вопросы управления были
лишь частично правильными в ограниченных
ситуациях. И тем не менее, каждая из этих
школ внесла значительный и ощутимый вклад
в данную область. Даже самые прогрессивные
современные организации до сих пор используют
определенные концепции и приемы, возникшие
в рамках данных школ. Наша цель — помочь
вам оценить эволюционный характер управленческой
мысли и признать, что приемы, которые
оказывались успешными в одних ситуациях
и в конкретное время, не всегда успешны
в других. Следует понять, что школы пересекаются
в вопросах теории и практики, и что в рамках
одной организации вы найдете элементы
всех этих подходов.
Процессный подход
Деятельность по выполнению
функций является процессом, требующим
определенных затрат ресурсов и времени.
Именно процессный подход к менеджменту
позволил увидеть взаимосвязь и
взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает
рекомендованную последовательность
выполнения основных функций управления,
точнее, последовательность начала действий
по выполнению функций, так как осуществление
многоконтурной обратной связи приводит
к одновременному осуществлению
функций.
Качество выполнения предыдущего
этапа - необходимое условие обеспечения
качества выполнения последующего этапа
(функции). В этом выражается взаимозависимость
функций.
Связующими процессами
являются процесс коммуникаций и
процесс принятия решений.
В организации протекает
множество процессов. М. Портер предлагает
классификацию процессов, которая
базируется на их роли в создании дополнительных
ценностей (каждый процесс должен вносить
дополнительный вклад по отношению
к предыдущему процессу в ценность
конечного продукта). В соответствии
с этим критерием все процессы
подразделяют на три группы:
основные, которые связаны
непосредственно с производством
продукции;
обеспечивающие процессы
осуществляют поддержку основных процессов
(снабжение, управление персоналом и
ДР.);
управленческие процессы
включают процессы по установлению целей
и формированию условий для их
достижения.
Все перечисленные процессы
взаимосвязаны между собой и
образуют единую систему.
Основные функции управления. Цикл
менеджмента
Управление не может
существовать отдельно от его объекта,
поэтому содержание функций управления
в каждом конкретном случае в значительной
мере определяется особенностями управляемого
объекта.
При управлении предприятием
реализуются как общие функции,
характерные для всех систем, так
и функции, присущие только данной системе.
Наличие общих функций предопределяет
принципиальное единство структуры
процесса управления на предприятиях
независимо от их отраслевой принадлежности.
Основными функциями управления
предприятием являются: перспективное
и текущее планирование; организация
и регулирование; мотивация и
координирование; контроль и учет. Таким
образом, основа управленческой деятельности
— это выполнение менеджером четырех
общих функций, которые составляют
так называемый цикл менеджмента: планирование,
организация, мотивация, контроль
Цикл — совокупность
процессов, совершаемых в течение
определенного времени. В процессе
производства продукции цикл менеджмента
обычно осуществляется непрерывно и
имеет тенденцию к возобновлению.
Планирование. Важнейшей
функцией управления считают планирование.
Оно позволяет поддерживать пропорциональность
производства, слаженную работу всех
подразделений предприятия, рационально
использовать имеющиеся материальные,
трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря
этому обеспечивается необходимая
организация хода производства —
динамическое равновесие внутренних процессов
предприятия.
Основными принципами планирования
являются: комплексность, точность, непрерывность
(органическое единство перспективных
и текущих планов), гибкость, экономичность.
Целостность перспективного и текущего
планирования — одно из главных
условий, обеспечивающих непрерывность
производственного процесса, бесперебойную
работу предприятия, стабильность его
хозяйственных связей. План предприятия
выступает как научно обоснованная программа
его дальнейшего развития. В плане не только
ставятся определенные конечные цели,
но и предусматриваются условия их достижения.
Прежде чем рассматривать
особенности планирования производства
в условиях рыночной экономики, кратко
ознакомимся со спецификой работы по
планированию при централизованной
системе хозяйствования, характерной
для периода существования СССР.
В этой системе было много позитивного,
того что может быть с успехом
использовано в современной России.
В условиях плановой экономики
существовала система директивного
(обязательного к выполнению) народнохозяйственного
планирования в масштабах всей страны.
Деятельность предприятия находилась
в непосредственной зависимости от качественного
содержания и количества директивно планируемых
для него показателей.
Вышестоящими организациями
предприятиям утверждался перечень
основных показателей хозяйственной
деятельности: производство важнейших
видов продукции в натуральном
выражении; объем реализуемой продукции;
общая сумма прибыли и рентабельность;
производительность труда; задания
по освоению производства новых видов
продукции и др. Ряд расчетных
показателей разрабатывался самими
предприятиями (объем валовой и
товарной продукции, численность работников,
средняя зарплата и др.).
В последние годы существования
плановой экономики наметилась тенденция
к расширению прав предприятий и
их хозяйственной инициативы. Это
было сделано с целью совершенствования
системы поощрения коллективов предприятий
за результаты их деятельности. Однако
они оказались более чем скромными, так
как основа, фундамент экономической системы
оставались прежними.