Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:44, доклад

Краткое описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Файлы: 1 файл

Школы менеджмента.docx

— 34.33 Кб (Скачать)
  • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

  • ориентация на новую социальную группу — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.

Новая система взглядов на управление известна как « тихая  управленческая революция», ибо она  не разрушает сложившиеся системы  и методы менеджмента, а дополняя их, постепенно приспосабливает к  новым условиям.

Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим  основным направлениям:

  • Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

  • Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.

  • Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

  • Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

  • Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

  • Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.

  • Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

  • Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций.

  • Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

  • Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

  • Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)

  • Привлечение сотрудников к управлению организацией.

Характеристика российской модели управления.

Создание новых форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.).

Концентрация производства.

Создание малых предприятий.

Увеличение затрат на исследовательские  и опытные разработки, рекламу  и маркетинг.

Комплексная автоматизация  и компьютеризация производственных процессов.

Повышение качества и надежности новых изделий.

Разработка стратегий  и тактики борьбы за лидерство.

Определение приоритетных областей инвестиций.

Развитие кадрового  потенциала.

Децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления.

Особенности российского менеджмента  определяются:

чрезвычайно высокой скоростью  протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского  менеджмента;

комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента  в России;

культурная среда, особенности  общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней  и внутренней среды придало российскому  менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры  должны не только изучать науку и  практику менеджмента, но и знать  суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

 К настоящему времени  известны четыре важнейших подхода,  которые внесли существенный  вклад в развитие теории и  практики управления ( 2.1.).

Подход с позиций  выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается  с четырех различных точек  зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или  количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ  подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ  ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко  различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены  в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа  психологии и человеческих отношений  и школа науки управления (или  количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель — помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим  определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту  позволил увидеть взаимосвязь и  взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

Качество выполнения предыдущего  этапа - необходимое условие обеспечения  качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость  функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и  процесс принятия решений.

В организации протекает  множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая  базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить  дополнительный вклад по отношению  к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

основные, которые связаны  непосредственно с производством  продукции;

обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и  ДР.);

управленческие процессы включают процессы по установлению целей  и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и  образуют единую систему.

Основные функции управления. Цикл менеджмента

Управление не может  существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так  и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры  процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное  и текущее планирование; организация  и регулирование; мотивация и  координирование; контроль и учет. Таким  образом, основа управленческой деятельности — это выполнение менеджером четырех  общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Цикл — совокупность процессов, совершаемых в течение  определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента  обычно осуществляется непрерывно и  имеет тенденцию к возобновлению.

Планирование. Важнейшей  функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально  использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря  этому обеспечивается необходимая  организация хода производства —  динамическое равновесие внутренних процессов  предприятия.

Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных  и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных  условий, обеспечивающих непрерывность  производственного процесса, бесперебойную  работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

Прежде чем рассматривать  особенности планирования производства в условиях рыночной экономики, кратко ознакомимся со спецификой работы по планированию при централизованной системе хозяйствования, характерной  для периода существования СССР. В этой системе было много позитивного, того что может быть с успехом  использовано в современной России.

В условиях плановой экономики  существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Деятельность предприятия находилась в непосредственной зависимости от качественного содержания и количества директивно планируемых для него показателей.

Вышестоящими организациями  предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной  деятельности: производство важнейших  видов продукции в натуральном  выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания  по освоению производства новых видов  продукции и др. Ряд расчетных  показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и  товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и др.).

В последние годы существования  плановой экономики наметилась тенденция  к расширению прав предприятий и  их хозяйственной инициативы. Это  было сделано с целью совершенствования системы поощрения коллективов предприятий за результаты их деятельности. Однако они оказались более чем скромными, так как основа, фундамент экономической системы оставались прежними.


Информация о работе Школы менеджмента