Самоменеджмент как способ повышения эффективности работы руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только, приобретать знания, нужна ещё и практическая и реализация. Самоменеджмент - это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.
Нужен серьезный подход при разработке своей программы. Прежде всего, разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни - в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний.

Оглавление

Введение
1. Понятие самоменеджемента
1.1 Определение, цели и функции самоменеджемента
1.2 Сущность и принципы самоменеджемента
2. Организация личной работы руководителя
2.1 Использование рабочего времени
2.2 Изучение трудовых навыков
2.3 Оценка рациональности использования времени
2.4 Составление планов работы
3. Формирование стиля управления руководителя
3.1 «Одномерные» стили управления
3.2 «Многомерные» стили руководства
3.3 Оценка эффективности работы менеджера
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

курсовая самоменеджмент.docx

— 55.20 Кб (Скачать)

 

Нужно иметь  в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим  и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет  приводить к уменьшению других. (6 стр.273)

3.2 «Многомерные» стили руководства

 

В современных  условиях успех дела определяется не только характером отношений между  руководителями и подчиненными и  степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются «многомерные»  стили руководства, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому  может реализовываться наряду с  ними.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля  руководства, основывающаяся на двух подходах, один из которых ориентируется на создание благоприятного социально–психологического климата в коллективе, налаживание  человеческих отношений, а другой –  на создание надлежащих организационных  и технических условий, при которых  человек может достаточно полно  раскрыть свои способности.

Наиболее  простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая «управленческая  решетка» американских ученых Р. Блейка и Дж. Мутона. Таблица № 2

 

 

Приоритет внимания к человеку (Табл. № 2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,9

               
       

5,5

       

1,1

             

9,1


 

С помощью  «управленческой решетки» можно  определить величину экспертных оценок, подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле, характеризующее применяемый им на практике стиль руководства в зависимости от предпочтения внимания к человеку или к производству.

Например, руководитель, ориентация которого в каждом направлении  оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1, пребывание на котором свидетельствует  о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет. Этот стиль считается теоретическим, но он может быть применим на практике, если руководитель сам ждет увольнения, например, в связи с банкротством организации или ищет другое место работы.

Руководитель, занимающий поле 1.9, главное внимание уделяет людям, созданию и упрочнению коллектива, благоприятного социально–психологического климата и творческого настроя  в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов  даже при отсутствии внимания к организационно–техническим условиям. Этот стиль считают либеральным, т.к. основное внимание руководитель уделяет  человеческим отношениям и предоставляет  персоналу полную свободу.

Такой стиль  целесообразен при отлично налаженном производственном процессе. Он будет  эффективен в коллективах, состоящих  из работников с примерно одинаковым уровнем образования и высокой  мотивацией к труду.

Руководитель, занимающий поле 9.1, наоборот, основное внимание уделяет организационно–технической стороне дела, мало внимания обращая  на отдельных людей и коллектив  в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные  обстоятельства, например, технологические  процессы, в которых роль взаимоотношений  работников и их коллективных действий минимальна. Это стиль жесткого администрирования  с приоритетом внимания к результатам  производства.

Руководитель, находящийся на поле 5.5, примерно поровну  делит свои «привязанности» между  людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако «не хватает с неба звезд». Такой стиль руководства создает атмосферу стабильности и бесконфликтности. И, наконец, руководитель, позиции которого характеризуются на поле 9.9, создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей. Этот стиль считают самым эффективным, т.к. он дает возможность персоналу почувствовать свою значимость и полностью самореализовываться. Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием, и, сравнив с ними экспертные оценки качество претендентов, определить их пригодность к ее замещению, адаптируя стили руководства к деловым ситуациям.

В современных  управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль  руководства. Так, считается, что авторитарные методы руководства, содержащие в себе опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетаются с подходом, ориентированным на создание благоприятных организационно–технических условий производства, а демократические, раскрепощающие людей – с подходом, ориентированным на создание и укрепление коллектива.

Быстрый уход от авторитарного стиля руководства  может привести людей в состояние  растерянности, ничуть не улучшив ситуацию.

Правда, это  в большей степени свойственно  коллективам низкого уровня; в  верхних же эшелонах имеет место  обратная картина, когда раскрепощение людей ведет к росту производительности и сокращению текучести кадров.( 6 стр.275)

По мнению Ф. Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и  поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как  правило, не может, нужно, исходя из стоящей  задачи, создавать ему те условия, в которых он сможет наилучшим  образом себя проявить, адаптируя  стили руководства к деловым  ситуациям.

Стиль руководства, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных  для руководителя ситуациях, когда  у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень  сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что  от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше.

Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных  в принятии решения, по мнению Т. Митчелла и Р. Хауза, больше всего соответствует  ситуации, когда те стремятся реализовать  себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и  принятия решений. Как считают авторы, лучше использовать «инструментальный» стиль, поскольку руководитель лучше  видит ситуацию в целом и его  указания могут служить для подчиненных  хорошим ориентиром. Однако, при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль и диктаторство.

На любом  участке руководство обязано  учитывать и социально – психологические  аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, иметь организаторские  способности, глубокие знания производственно  – технических и финансово–экономических  вопросов деятельности возглавляемого им коллектива.

Таким образом, руководство на любой ступени  управления должно быть способным принять  конкретное решение по конкретным проблемам  производственно–коммерческой деятельности, проявлять настойчивость, твердую  волю в решении поставленных задач.

Очень важно, чтобы принимаемые решения были научно обоснованными, отвечающими  сложившейся обстановке, деловым  ситуациям. Иногда приходится действовать  и на грани риска, гибко, оперативно, беря на себя ответственность за конечные результаты, когда еще нет полной гарантии эффективности. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям особенно важна при управлении конфликтами, стрессами и изменениями. (6 стр.278)

3.3 Оценка эффективности работы менеджера

 

Оценка эффективности  менеджмента заключается в анализе  работы управленческого аппарата. В  результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.

Особое внимание при сценке деятельности менеджера  следует уделить внутренней атмосфере  организации и качеству внешних  связей, так как затраты на их организацию нельзя определить в  денежном выражении, и в большей  степени они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.

Оценка деятельности менеджера может производиться  его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования  и анализа выполненной работы.

Источники оценки работы включают статистические и фактические  материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы. По результатам  аттестации разрабатываются рекомендации по повышению эффективности работы менеджера и дальнейшему формированию его карьеры.(2 стр. 18)

 

 

Заключение

 

Умение ладить с людьми - это менеджмент, умение ладить со временем - самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность  первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Управление  временем - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов мы должны подобрать  только те, что походят именно вам, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека. Власть над временем дается только в непрерывной  борьбе с «расточителями времени». В формировании стиля управления руководителя, самоменеджмент дает возможность глубже заглянуть в внутрь ошибок, осуществляющихся при управлении коллективом. Способность проанализировать и выбрать нужный или оптимально подходящий стиль для осуществления управленческой деятельности организации. Самоменеджмет над собой дает не только возможность правильно руководить коллективом и добиваться лучших результатов в работе, но и приучает к построению четко организованной жизненной деятельности человека. Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат невозможно без работы над собой, без самоменеджемента. В работе были рассмотрены прогрессивные методики планирования, практические советы и рекомендации по эффективной организации своей деятельности, планированию рабочего времени, установлению приоритетов в работе.

Список использованной литературы

 

  1. Менеджмент: Пособие для  подготовки к экзаменам /Сост. Руденко  В. И. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с. (Зачет и экзамен).
  2. Ионова СМ., Шумал С.С. Шпаргалка по менеджменту: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с. — (Полный зачет).
  3. Менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 255 с. (Серия «Высшее профессиональное образование : Менеджмент»).
  4. Практикум по теории управления: Учебное пособие /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. —2-е изд., доп. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с: ил.
  5. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. 2е издание переработанное и доп.- М.: ИНФРА-М , 2004- 622с. ( Серия « Высшее образование»)
  6. Гусева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. –М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.

Информация о работе Самоменеджмент как способ повышения эффективности работы руководителя