Роль транснациональных корпораций в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - проанализировать транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике.
Сформулируем задачи курсовой работы:
· дать понятие ТНК;

· проанализировать теоретические концепции ТНК;

· отметить достоинства и недостатки ТНК;

· охарактеризовать деятельность ТНК в мировом хозяйстве;

· рассмотреть деятельность ТНК в Беларуси

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТНК

1.1 Понятие и признаки ТНК 5

1.2 Структура и типы ТНК 6

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

2.1 Тенденции формирования и развития транснациональных корпораций 9

2.2 Достоинства и недостатки ТНК 13

3. Беларусь как часть мировой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ системы

3.1 Прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь 17

3.2 Системная работа правительства РБ по привлечению ПИИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ, ТНК.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка

    При выработке политики взаимоотношений  с ТНК органы государственного управления должны иметь ясное представление  о национальных экономических интересах  и приоритетах развития страны, а  также о сущности экономической  безопасности и угрозах, связанных с проникновением ТНК на национальный рынок. Главная цель деятельности ТНК – максимизация прибыли – приводит к развитию и распространению как положительных, так и отрицательных волн развития, что напрямую связано с экономической безопасностью государства. В этой ситуации для страны – реципиента важно построить правильную политику взаимоотношений с ТНК и найти способ минимизировать отрицательный эффект и получить выгоду от присутствия ТНК на рынке. [8, с.52-60] 
 

    3. Беларусь как часть мировой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

    системы 

    3.1 Прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь 
 

    Если  взглянуть на рейтинг UNICTAD по наиболее привлекательным районам (странам) для инвестирования (табл. 3.1), то можно заметить что Республика Беларусь далеко не самый привлекательный район для получения ПИИ.

Таблица 3.1 - Рейтинг привлекательности  стран для иностранного инвестирования (по уровню притока ПИИ  в страну за 2007 год)

Место Страна
1 Китай
2 Болгария
3 Исландия
4 Мальта
5 Багамские острова
6 Иордания
7 Сингапур
8 Эстония
9 Грузия
60 Польша
81 Российская  Федерация
95 Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: [9, с.241]

    Поэтому стратегическая цель инвестиционной политики РБ на 2006-2010 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутренних и внешних рынков, направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики.

    Сегодня экономика республики вступила в фазу мультипликативного воспроизводства инвестиционных ресурсов, что является важнейшей предпосылкой устойчивого и динамичного ее развития.

    Согласно  расчетам, инвестиции в основной капитал  в 2010 г. увеличатся в 2, 15 раза по сравнению  с 2005 г., а их удельный вес в ВВП возрастет с 23,3 % в 2005 г. до 30%  в 2010 году.

      Основными источниками инвестиций  в 2007 г. стали собственные средства  организаций (41,5% общего объема  инвестиций). Наибольшими темпами шло освоение инвестиций за счет иностранных источников, рост которых к уровню 2006 г. составил 127,8%. Данные о поступлении прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РБ по основным странам-инвесторам  за период с 2005 по 2008 год представлены на рисунке 3.1. (Рис. 3.1 Приложение Б)

    Объем инвестиций в основной капитал в 2007 г. составил около 2 млрд. долл. США, что равно сумме инвестиций за 2001-2004 гг., или равен всему объему ВВП республики за 2002 г. Темп роста инвестиций в основной капитал за 2007 г. составил 115%, привлечено более 2 млрд. долл. США иностранных инвестиций для финансирования инвестиционных проектов, в реальный сектор экономики направлено около 2,2 млрд. долл. инвестиционных кредитов. [6, с.30]

    Транснациональное движение инвестиций делает экономику  Республики Беларусь более открытой, расширяет возможности использования внешних факторов в целях интенсификации производства. Но одновременно с этим усиливается зависимость отечественной экономики от международной рыночной конъюнктуры, что несет с собой определенные опасности, особенно в период различных мировых кризисов. Возникает риск подавления национальных предприятий иностранными конкурентами.

    Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение  инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

    Сегодня можно выделить следующие причины, по которым выгодно инвестировать в экономику Беларуси:

  • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
  • благоприятный инвестиционный климат с развитым инвестиционным законодательством. В стране действует Консультационный Совет по иностранным инвестициям, работает 6 свободных экономических зон (СЭЗ), создано Национальное инвестиционное агентство;
  • макроэкономическая стабильность (с 2002 г. начался стабильный рост инвестиций в основной капитал);
  • развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс. Создан Парк высоких технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций;
  • высококвалифицированная рабочая сила, обладающая опытом работы на современных предприятиях;
  • низкий уровень преступности и коррупции, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера.[5, с.24-25]

    На  территории республики успешно работает большое количество широко известных коммерческих организаций с иностранными инвестициями, динамику увеличения которых можно проследить на рисунке рис. 3.2. (Рис. 3.2, Приложение В)

    Самые известные из них:

    - СП ЗАО «МАЗ-МАН» (Германия)

    - «Кока-Кола Бевриджис Белоруссия»  (Нидерланды)

    -  СП «Бакко Бисов» (Швеция)

    - СП «Санта Бремор» (Германия)

    - СП «Белита» (Италия)

    - ИП «ИНКО-ФУД» (Польша) и др.

    В Беларуси сформированы благоприятные  условия для деятельности инвесторов также и в политическом плане. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного  климата в разных странах, белорусское  инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

    Основополагающим  документом, определяющим общие условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс. Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

    В настоящее время в Республике Беларусь действуют 6 СЭЗ – «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск» и «Могилев». В 2007 г. в СЭЗ республики поступило иностранных инвестиций на сумму 117,2 млн. долл. США, из которых 54,9% - прямые инвестиции. На развитие промышленности направляется 90% вложенных инвестиций. К числу отраслей, привлекательных для инвесторов, относятся машиностроение и металлообработка, электроника и телекоммуникации, химическая и нефтехимическая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинских препаратов и оборудования, современных строительных материалов, новых видов услуг. [5, с.27]

    Таким образом, главной целью развития внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь остается повышение конкурентоспособности и создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте, обеспечение условий роста экспорта, содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в РБ. Также важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений, ориентация на вступление в ВТО и, как было упомянуто выше, привлечение в страну иностранных инвесторов (в частности, инвесторов с мировым именем), что позволит получить доступ к новым рынкам и источникам важной экономической информации. 
 

    
    1. Системная работа правительства РБ по привлечению ПИИ
 
 

    Растущий  приток иностранных инвестиций в  Беларусь обуславливает устойчивый рост экономики страны, низкий уровень инфляции, динамично развивающийся рынок финансовых и страховых услуг, социальную стабильность. Кроме того, республика имеет выгодное географическое положение, располагает высоквалифицированной рабочей силой и значительным научно-техническим потенциалом, низким уровнем коррупции и преступности. Однако конкуренция на внешних рынках диктует необходимость перехода к новому информационно-инвестиционному этапу развития народно-хозяйственного комплекса Беларуси, основанному на использовании новейших достижений науки и техники, самых передовых технологий.

    Главой  государства в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 года определен новый целевой ориентир – вхождение Беларуси в число тридцати стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Одним из направлений решения поставленных задач является стимулирование инвестиционной деятельности. Можно также отметить, что рост инвестиционной активности зарубежных инвесторов связан в том числе и с выстраиваемой в нашей стране системой формирования благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности. В частности, в республике созданы и функционируют территории с особыми преференциальными режимами. Это шесть свободных экономических зон, Парк высоких технологий, населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. человек. Для инвесторов здесь существуют особый режим налогообложения (они освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые годы реализации инвестиционного проекта), таможенные льготы (освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров), особые условия валютного регулирования (освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки). [7, с. 6-16]

    Однако  для привлечения крупных ТНК этого не достаточно. Для привлечения крупного бизнеса необходимы стабильные условия хозяйствования, в которых определены основы развития экономики, а государство контролирует их безусловное соблюдение. При этом государственное регулирование не сдерживает оперативность принятия управленческих решений компании. Поэтому акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются к созданию универсальных благоприятных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды. Поэтому правительство провело реформы, направленные на устранение искусственных барьеров в ведении бизнеса. В настоящее время значительно упрощен порядок открытия (закрытия) компании, получения лицензий, в том числе разрешения на строительство. Уменьшены в два раза минимальные размеры уставных фондов. Отменено требование обязательного личного присутствия в регистрирующем органе при предоставлении документов. Существенно упрощена процедура ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования.

    Таким образом, основные меры по упрощению  административных процедур уже приняты. Тем не менее работа в данном направлении  будет продолжена. В частности, планируется сократить сроки государственной регистрации и постановки на учет субъектов хозяйствования до 5 рабочих дней.

    Сегодня около 170 стран осуществляют экспортно-импортные  операции с Республикой Беларусь.

    С 1 июля 2007 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. Одно из основных его положений заключается в том, что производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня. Этот нормативный правовой акт направлен на упрощение таможенных процедур и сокращение сроков таможенного оформления.

    Совершенствование инвестиционного законодательства направлено на создание благоприятных  условий инвестиционной деятельности, как для национальных, так и  для иностранных инвесторов. Результатом  этой целенаправленной работы является постоянное увеличение объемов иностранных инвестиций. Так, за годы реформирования в республику привлечено около 18,2 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Только за первое полугодие 2008 года в реальный сектор экономики Беларуси поступило иностранных инвестиций на сумму 3340 млн. долларов, что на 43,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из поступивших в первом полугодии 2008 года в реальный сектор экономики иностранных инвестиций, прямые инвестиции составляют 1232 млн. долларов, что в 2,4 раза превышает их объем за соответствующий период 2007.

Информация о работе Роль транснациональных корпораций в мировой экономике