Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:56, реферат

Краткое описание

Проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий. Есть много определений понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.
Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….... 2
1.Понятие и различные аспекты национальной безопасности в современных условиях …………………………………………………………………..…...… 3
1.1. Современные модели государственной политики в сфере безопасности..5
1.2 Социология безопасности: изучение рисков безопасного развития России в условиях глобализации……………………………………………………….. 8
1.3 Социальные аспекты информационной политики безопасности современного российского общества……………………………………...…. 11
2. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности России……………………………………………………………………...…… 13
Заключение ……………………………………………………………………. 16
Список литературы …………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 89.50 Кб (Скачать)

В современной научно-публицистической литературе доминирует так называемый статистический подход (или рационалистическая традиция), которая трактует риск как вероятность наступления неблагоприятного события, в связи с чем, представление о риске часто связывают с процессом принятия решений по предотвращению и управлению риском.

Другой важный аспект рационалистической традиции толкования риска в дополнение к вопросу его измерения связан с проблемой соотношения объективной и субъективной сторон риска, а также с существенными различиями восприятия и оценки рисков различными социально-профессиональными группами –экспертами и населением. Эта проблема может быть формализована следующей дихотомией : эксперты, основываясь на анализе данных практических исследований или теоретических изысканий в какой-либо отрасли, считают риск несущественным(возможно даже в силу действующей коньюктуры), в то время как население обеспокоено риском и считает его высоким; в ряде случаев наблюдается обратное.

В целом в современной  научно-публицистической литературе в  области рискологии и социологии риска дискуссии сосредоточены  вокруг ответа на вопросы: является ли риск статистическим или ситуативным феноменом; субъективным социально-психологическим конструктом или же объективным социально-экономическим явлением.

В начале XXI века российское общество включено в глобализационные процессы: оно интегрируется в мировое политическое, экономическое, информационное, энергетическое, культурное и образовательное пространство; Россия активно участвует в качестве субъекта во всех основных межрегиональных и мировых процессах, выступает в качестве донора больших объёмов природного сырья (в первую очередь, энергоресурсов), является одним из крупнейших мировых поставщиков вооружений, пытается поддерживать многополярную систему миропорядка…Однако, в силу своего уникального географического(и геополитического)положения, а также по причине недавнего сложного перехода социальной системы из одной формации в другую, Россия является объектом международных отношений, который в равной степени подвержен как позитивному, так и деструктивному влиянию развитых стран Запада и Востока: социально - экономическое направление развития и социокультурные факторы развития российского общества в начале XXI века формируются под активным идеологическим, информационным и культурным воздействием зарубежных групп интересов. Это является одновременно как новыми прогрессивными детерминантами развития, так и новыми большими рисками развития социальной системы.

Информация, накопленная к началу XXI века, как социологией, так и другими науками, позволяет сделать вывод о многомерности феномена безопасности. Изучение его генезиса и эволюции в зависимости от изменяющихся условий и появления новых вызовов и угроз требует комплексного системного подхода и институционализации социологического знания в этой сфере на уровне специальной социологической теории среднего уровня – социологии безопасности.

 

1.3 Социальные аспекты информационной политики безопасности современного российского общества

Глобальные изменения, происходящие в мире, затронули ряд важных вопросов, связанных с распределением основных социальных и экономических ресурсов, характером производственной деятельности, технологиями, основами социального благополучия, стратегиями социального взаимодействия и тенденциями информатизации.

Эти изменения актуализировали  социальные аспекты информационной политики безопасности современного российского общества. Во многих официальных документах и научных публикациях отмечаются следующие особенности рассмотрения этой проблемы:

1. Информация и знания  становятся важным ресурсом и  подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

2. Формируется рынок  информатизации и знаний как  фактора производства наравне  с рынком природных ресурсов, труда и капитала.

3. Развитая информационная  инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность, все больше играет роль в укреплении национальной безопасности.

4. В условиях усиливающейся  борьбы смыслов, идеологий именно информационные технологии являются ключом не только в формировании нового мировоззрения, но и определяют главенствующую роль в борьбе за нематериальные активы.

Основываясь на исследованиях  зарубежных и российских ученых (Н. Винер, М.Кастельс, Р.Яновский, П.Сорокин, В.Кузнецов, П.Бурдье, Добреньков В.и др.), был проведен анализ информационного пространства, рассмотрена проблема влияния информационных технологий и политики на формирование мировоззрения.

Была выделена роль СМИ  как политического института, рассмотрены взаимосвязь и взаимозависимость модернизации политической системы и государственной информационной политики на региональном уровне, определена роль политических институтов в становлении современной российской государственной информационной политики.

Основные результаты проведенного анализа:

1. В последние десятилетия в мире имеют место масштабные и сложные процессы социальных изменений, происходящие под влиянием распространения информационно-коммуникационных технологий. В нашей стране эти общемировые тенденции происходили параллельно и взаимосвязано с драматическими процессами внутренних преобразований. Перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России в формирующееся глобальное информационное общество.

2. Государству необходимо  сформировать систему независимых СМИ.

3. Эффективная информационная  политика в период модернизации  требует совершенствования политических  институтов.

4. Деятельность государства  в сфере информатизации вызывает, пристальное внимание прессы. Структура внимания ИТ-прессы к политическим и социально-экономическим аспектам информатизации во многом определяется различными аспектами деятельности государства в этих сферах.

 

2. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности России

Глобализационные процессы, повлекшие за собой коренные, качественные изменения во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, социальной, духовной –требуют глубокого социально-философского осмысления и анализа современных представлений о трансформирующемся социальном мире. В связи с этим особенно актуальным становится изучение гражданского общества, раскрытие его универсальных характеристик с учетом современных реалий.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей  демократии: оно способствует ее построению и служит залогом ее сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником поползновений государства в сторону тоталитаризма и защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей: препятствует нарушению прав человека, ограничивает коррупцию и т.п.

Реальность гражданского общества определяется соотношением идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое может осуществить такой проект.

В конце XX – XXI в. на теоретическом и практическом ровнях, так и на ментальном уровне актуализируется формирующийся в России общественный запрос на социальную стабильность и социальный порядок. Кроме того, продолжающийся в течение последних десяти лет поиск парадигмы общественного развития постепенно приводит к тому, что в качестве общенациональной идеи принимается идея создания в России гражданского общества

В последние годы становится все больше отечественных исследований теоретических аспектов процесса становления гражданского общества, так как эта проблематика находится в настоящее время в центре научного поиска, является объектом внимания общественности и высших органов государственной власти, ведущих политических лидеров страны. В тоже самое время в социологии особое внимание уделяется роли гражданского общества в укреплении национальной безопасности России.

Можно выделить основные направления исследования:

Во–первых, освещение сущности, структуры и функций гражданского общества на современном этапе развития социума.

Во–вторых, разработка теоретических основ социологического анализа, процессов становления гражданского общества и политической культуры.

В–третьих, уточнение самого понятия«национальная безопасность».

В–четвертых, выявление институциональных предпосылок процесса формирования российского гражданского общества и адекватной ему политической культуры России.

В–пятых, рассмотрение взаимосвязи и взаимовлияния политической культуры и гражданской активности личности в процессе становления гражданского общества.

В–шестых, раскрытие особенностей и основных направлений процесса формирования гражданской политической культуры как необходимого условия становления российского гражданского общества.

В–седьмых, определение места гражданского общества и политической культуры в национальной безопасности.

Становление гражданского общества не приведет к быстрому переустройству российской действительности с ориентиром на западные стандарты потребления. Последние социологические исследования показывают, что на пути создания гражданского общества в России существуют определенные трудности, что не исключает возможности рассматривать идею гражданского общества в качестве перспективной общенациональной идеи.

Гражданское общество не может быть заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность в развитии культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключается целенаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политической культуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества.

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.

Методологические посылки  социологии безопасности представляют широкий синтез гуманитарного знания, в контексте которого могут эффективно рассматриваться различные взаимозависимые (и, соответственно, социологически коррелирующие) категории. Использование такого подхода в русле социологии безопасности даёт возможность определить логику взаимодействия факторов, детерминирующих безопасность, а также формализовать её новое качественное состояние –культуру безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Гражданское общество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 2008.

2.Гражданское общество: истоки и современность/ Науч. ред. проф. И.И. Кальной. СПб., 2006.

3.Бажинов М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России. – М., 2008.

4.Зубков В.И. Социологическая теория риска. Изд-во РУДН, 2007.

5.Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. М.: «Academia», 2007.

6.Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2006.

7.Кузнецов В.Н. Безопасность России в XXI веке. М., 2006.

8.Кузнецов В.Н. Социология компромисса. М.: 2007.

9.Купин В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности: социально-философский анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. д.ф.н. СПб, 2008.

10.Мозговая А.В. Риск в социальном пространстве. М., 2007.

11.Феномен глобализации и интересы национальной безопасности России // Материалы Горчаковских чтений МГИМО (У) МИД РФ. М., 2008.

12.Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение: Монография. – Н. Новгород: РИО Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2008.




Информация о работе Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности России