Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:31, реферат
В связи с происходящими в России нестабильными экономическими процессами и тенденциями одним из ключевых факторов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия ООО «…» является сегодня отношение к кадровому потенциалу предприятия. Чтобы иметь высококвалифицированных специалистов, составляющих ядро предприятия, создать у них стимул к эффективной работе, руководители вынуждены разрабатывать, внедрять и использовать эффективную систему управления кадровым потенциалом.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО «…»
КАК ФАКТОРА ИННОВАЦИОННОГО
3.1 Рекомендации по совершенствованию
В связи с происходящими в России нестабильными экономическими процессами и тенденциями одним из ключевых факторов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия ООО «…» является сегодня отношение к кадровому потенциалу предприятия. Чтобы иметь высококвалифицированных специалистов, составляющих ядро предприятия, создать у них стимул к эффективной работе, руководители вынуждены разрабатывать, внедрять и использовать эффективную систему управления кадровым потенциалом.
Серьезным фактором успешного развития кадровой работы является создание обучающего центра. Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе предприятия.
Примерный спектр услуг учебного центра может быть следующим:
− осуществление таких форм повышения квалификации как курсы, семинары, стажировки, в том числе по иностранному языку и компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции;
− определение (совместно с руководителями) необходимого объема требуемых знаний и форм текущего обучения сотрудников;
− регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции;
− инструктаж по вновь вводимым технологиям;
− информационное обеспечение сотрудников.
Можно рекомендовать следующий порядок обучения сотрудников:
− вновь принимаемые сотрудники (кроме технического персонала) в период испытательного срока проходят 8 – 16-часовой вводный курс (с отрывом от производства) по изучению соответствующих нормативных документов, структуры предприятия, основных направлений и принципов работы;
− принимаемые вновь или назначаемые на новую должность руководители, а также перемещаемые в должности специалисты проходят после назначения с отрывом от работы соответствующий 24 – 32-часовой курс обучения;
− руководители структурных подразделений предприятия, как правило, должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством отдела (на курсах, семинарах, в институте повышения квалификации, либо стажируются в России или за рубежом);
− работники массовых профессий ежегодно должны обучаться на курсах повышения квалификации;
− все работники должны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности.
Остальные виды обучения сотрудников определяются руководителями подразделений на основе ежегодных планов повышения квалификации.
Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой квалификации работников и знания инструктивных документов. Главная задача – систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной инструкции.
Для повышения эффективности
системы профессионального
− возможность для специалиста сохранить работу на предприятие, если к нему ранее предъявлялись претензии в отношении недостаточной квалификации;
− стремление специалиста получить повышение в должности или в зарплате;
− интерес сотрудника к овладению новыми знаниями и навыками с целью приобретения смежной профессии;
− желание сотрудника в перспективе занять руководящую должность на предприятие.
Качественное решение проблемы совершенствования кадрового потенциала предполагает обучение не отдельных сотрудников подразделения, а, желательно, всего подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных групп и сотрудников.
Также необходимо ввести планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения работника. Это означает, что, например, специалист должен быть включен в схему карьерного продвижения. Эта схема может быть составлена на ближайшие три – пять лет с момента назначения его на должность. Развитие карьеры – это очевидный способ использования возрастающих способностей персонала. Сотрудники проходят ряд все более ответственных постов, развивая свои способности и, в итоге, оказываются на самом высоком для себя посту. Удовлетворяя, таким образом, стремление к статусу организации, власти, деньгам, с одной стороны, и потребность организации в способных работниках в управленческих звеньях - с другой.
Улучшение условий труда так же благоприятно сказывается на развитии кадрового потенциала предприятия. К мероприятиям по улучшению условий труда можно отнести:
- совершенствование материально-технической базы;
- совершенствование системы нормирования труда, управления и организации производства;
- повышение степени механизации и автоматизации работ;
- развитие новых форм организации труда (совершенствование стиля и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения);
- улучшение бытового обслуживания и общественного питания трудящихся.
Система материального стимулирования труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и, как следствие, повышение эффективности труда, его качества.
Выделяют следующие основные формы стимулирования работников предприятия:
1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты, надбавки и премии. Доплаты и компенсационные надбавки учитывают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от работника. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;
2. Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;
3. Льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;
4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях.
Также в совершенствовании кадрового потенциала немаловажную роль играет усиление работы службы управления персоналом. Гибкость и динамичность — главные требования к системе управления персоналом. Она должна позволять очень быстро перестраивать организационно-штатные структуры и проводить необходимые мероприятия по обучению, повышению квалификации сотрудников, улучшению условий труда и т.д.
ВЫВОД: для совершенствования кадрового потенциала ООО «…» предлагаем следующие рекомендации:
- создать обучающий центр;
- ввести систему планирования карьеры кадров работников;
- улучшения условий труда;
- увеличить финансирование;
- усиление работы службы управления персоналом.
В итоге при внедрении этих мероприятий, можно ожидать следующих результатов:
-- рост удовлетворенности трудом;
-- рост производительности труда;
-- снижение текучести;
-- улучшение психологического климата;
-- снижение количества конфликтов;
-- сокращение потерь от нетрудоспособности;
-- повышение заинтересованности в труде;
-- изменение форм ответственности;
-- освобождение времени руководителя для решения стратегических задач.
3.2 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию
Оценка эффективности системы управления персоналом является важнейшим моментом управления развитием персонала. Поскольку затраты на стимулирование рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности, роста прибыли, более полной реализации ее целей.
Применительно к управлению персоналом проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать:
- достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики;
- достижение целей, поставленных перед управлением персоналом, с минимальными затратами средств;
- выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления.
Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.
1. ДОСТИЖЕНИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Общий экономический эффект
можно рассматривать как
Продукция должна быть выражена в текущих
(действующих) ценах, что позволяет соизмерять
результат с затратами. Таким образом,
повышение эффективности может быть достигнуто
либо путем сокращения затрат для получения
того же по объему производственного результата,
либо за счет более медленных темпов увеличения
затрат по сравнению с темпами возрастания
результата, когда увеличение последнего
достигается за счет лучшего использования
имеющихся ресурсов.
Наиболее часто для оценки эффективности производства применяется показатель эффективности затрат труда, в частности показатель производительности труда Пт:
Пт = Оп/Т,
где Оп - объем произведенной продукции в течение определенного календарного периода (руб);
Т - затраты труда (чел.-ч, чел.-дн., средняя списочная численность работников).
Однако надо отдавать себе отчет в том, что этот показатель изменяется под влиянием многих факторов.
Представляется, что более обоснованные выводы об эффективности работ в области управления персоналом даст подход к оценке через стоимость затрат предприятия на рабочую силу (3). Действительно, чтобы процесс труда состоялся, предприятие должно пойти на существенные издержки. На различных предприятиях стоимость единицы труда Сi далеко не одинакова, поскольку различен объем затрат на рабочую силу:
С = 3/Т.
С организацией
соответствующего учета на предприятии
можно рассчитать показатель, характеризующий
объем продукции (или прирост
объема продукции), приходящийся на 1 руб.
затрат на рабочую силу (Ф). Этот показатель
определяется:
а) либо как частное от деления объема
произведенной продукции в стоимостном
выражении (в текущих ценах) на объем затрат
на рабочую силу:
Ф = Оп/3
б) либо путем деления уровня производительности труда (в стоимостном выражении) на величину издержек, приходящихся на ту же единицу затрат труда:
Ф = Пт/Ст.
По аналогии
с известным показателем
Ур = 3/Оп
Показатель
удельной затратоемкости Ур является обратным по
отношению к показателю объема продукции
в расчете на 1 руб. затрат Ф и характеризует
затраты на рабочую силу (в руб.), необходимые
для получения 1 руб. продукции.
Динамика показателя объема продукции
в расчете на рубль затрат на рабочую силу
Ф позволяет контролировать изменение
эффективности этих затрат: рост выпуска
продукции на единицу затрат говорит об
их целесообразности. При снижении отдачи
затрат необходим анализ причин, чтобы
выяснить влияние как внешних, так и внутренних
факторов, т.е. рационально ли использовало
созданный благодаря произведенным затратам
трудовой потенциал своих работников
само предприятие.
Зависимость между издержками на рабочую силу в расчете на единицу затрат труда Ст и объемом продукции в расчете на единицу затрат на рабочую силу Ф
Информация о работе Рекомендации по совершенствованию трудового потенциала