Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:24, реферат
Местная инновационная система является территориальная концентрация фирм (в том числе специализированных поставщиков оборудования и услуг и клиентами) и связанных с ними нерыночных институтов (университеты, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, органов стандартизации, местных торговых ассоциаций, регулирующих органов, передачи технологий учреждений, деловых ассоциаций, соответствующих государственных учреждений и ведомств, и др..), которые объединяются для создания новых продуктов и / или услуг в конкретных видах деятельности.
Цель реферата:
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра
финансов, анализа и учета.
Дисциплина:
инноватика
Реферат
Региональные
инновационные системы
Студент группы 3-ЭС-IV
Крылов Р.С.
Санкт-Петербург
2010
Введение
Местная инновационная система является территориальная концентрация фирм (в том числе специализированных поставщиков оборудования и услуг и клиентами) и связанных с ними нерыночных институтов (университеты, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, органов стандартизации, местных торговых ассоциаций, регулирующих органов, передачи технологий учреждений, деловых ассоциаций, соответствующих государственных учреждений и ведомств, и др..), которые объединяются для создания новых продуктов и / или услуг в конкретных видах деятельности.
Цель
реферата:
Более конкретно,
мы хотим решать следующие вопросы, которые
связанны с взаимодействием в рамках местных
инновационных систем, эволюция структуры
взаимодействия и выполнения инновационных
систем, а также субъектов в рамках этих
систем:
Региональные инновационные системы (РИС).
Рождение и бурный рост популярности концепции региональных инновационных систем (РИС) в начале-середине 90-х гг. ХХ века в значительной степени были следствием резкого ожесточения конкурентной борьбы на мировых рынках (пресловутой глобализации экономики), обнажившего множественные дефекты и изъяны традиционных региональных моделей экономического развития и в то же время содействовавшего появлению большого числа успешных технологических кластеров фирм и отраслей на региональном уровне.
На этом внешнем фоне в академической среде достаточно быстро набрала вес новая аналитическая парадигма, которая постулировала необходимость активного стимулирования роста региональной конкурентоспособности, базирующейся на специализированных технологических ресурсах, квалифицированной рабочей силе и развитой сети институциональных организаций-посредников, связывающих эти ресурсы воедино.
Одним из первых разработчиков новой концепции РИС был профессор Филипп Кук из Центра специальных исследований Кардиффского университета (Великобритания). Филипп Кук в настоящее время является ведущим мировым теоретиком в данной области, именно он предложил формальное трехзвенное определение РИС как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку».
Растущий интерес экономистов-теоретиков к этой концепции подпитывали также множественные эмпирические свидетельства в пользу того, что важнейшие элементы инновационного процесса (такие, например, как собственно генерирование инноваций, трансфер технологий и т. д.), как правило, являются географически локализованными и тем самым очевидно выдвигают региональный аспект на передний план. Так, известный американский экономист Майкл Портер постулировал, что «устойчивые конкурентные преимущества фирм на глобальном уровне зачастую обеспечиваются их сильными позициями “на местах”: концентрацией высокоспециализированных производств, персонала, поддерживающих институциональных структур, поставщиков, заказчиков и т. п. в отдельно взятых регионах».
В то же время необходимо отметить, что фундаментальные основы концепции РИС были во многом калькированы с более проработанной в теоретическом плане концепции Национальной инновационной системы (НИС). В частности, практически весь набор базовых рекомендаций по успешному построению работающих РИС повторяет хорошо известные схемы НИС, искусственно редуцированные до регионального уровня. Пожалуй, наиболее существенным новым элементом концепции РИС по сравнению с нисовскими схемами можно считать лишь гораздо более четкое акцентирование их кластерной составляющей: в отличие от общенациональных инновационных программ региональные как бы «по определению» должны прежде всего опираться на активное развитие жестко ограниченного числа приоритетных для данного региона сильных отраслей (причем особенно очевидным этот аспект представляется для небольших и средних регионов — см. ниже).
В самом общем виде этот «джентльменский набор» постулатов, лежащих в основе стандартной концепции РИС («редуцированной» НИС), можно сформулировать следующим образом:
К
вышеперечисленному следует также
добавить необходимую, но далеко не всегда
достаточную предпосылку
Исследовательский бум в сфере разработки РИС на протяжении последних полутора десятилетий привел, в частности, к тому, что только в странах — членах Европейского союза сегодня насчитывается более 150 программ развития региональных инновационных систем, концепцию РИС взяли на вооружение и многие динамично развивающиеся страны третьего мира (Китай, Индия, ряд государств Латинской Америки и т. д.).
Согласно проведенному в 2005 году в рамках финансируемой ЕС программы PAXIS, масштабному сравнительному исследованию эффективности РИС в странах Евросоюза, были выявлены 22 наиболее успешных «инновационных» региона: Стокгольм и Мальме в Швеции, Оксфорд, Кембридж и Эдинбург в Великобритании, Мюнхен, Штутгарт, Карлсруэ, Берлин и Гамбург в Германии, Хельсинки в Финляндии, Мадрид и Барселона (Испания), Дублин (Ирландия), французские провинции Морские Альпы (Марсель—Ницца) и Рона—Альпы (Лион), итальянские Турин, Милан, Эмилия- Романья и Венето, австрийская Вена и датский Копенгаген.
Впрочем, как нетрудно заметить, большая часть этих удачных РИС сконцентрирована либо в столицах, либо вокруг крупнейших мегаполисов. Иными словами, примеров эффективных РИС, построенных в малых и средних регионах Европы, очень мало: из приведенного выше списка к таковым, в частности, можно отнести лишь Оксфорд, Кембридж, Карлсруэ и итальянскую Эмилия-Романью.
В
докладе «Региональные
Кроме того, по мнению тех же авторов, ключевой проблемой территориально замкнутых РИС является поддержание долгосрочной конкурентоспособности компаний региона (невозможность/затрудненность оперативной коррекции вектора технологического развития региона): в случае возникновения новых перспективных технологий/отраслей отсутствие должного уровня кооперации местных компаний с ведущими провайдерами знаний (вузами, исследовательскими организациями и т. п.) с высокой степенью вероятности может привести к частичной или даже полной потере ими своих конкурентных рыночных преимуществ.
Безусловно, данная проблема может быть в той или иной степени демпфирована благодаря постепенному росту числа (и/или качества работы) внутрирегиональных научно-исследовательских организаций; вместе с тем очевидно, что на достаточно длительном временном интервале местным компаниям придется по большей части подстраиваться с неким лагом к новым сигналам, идущим из более технологических и наукоемких регионов.
Андерссон и Карлссон предлагают следующий набор рекомендаций по созданию и развитию ИС в малых и средних регионах:
Впрочем, нетрудно заметить, что многие рекомендации Андерссона и Карлссона по сути повторяют набор методов, присутствующий в «усредненной» модели РИС. Более того, по признанию самих шведских аналитиков, несмотря на обилие исследований, посвященных РИС, теоретическая база этой новомодной концепции «до сих пор не разработана должным образом, и многое из того, что написано по данной теме, страдает очевидной нехваткой позитивных идей и представлений о том, какие именно политические решения необходимы для успешного развития этих систем».