Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:20, доклад
Самые общие и универсально применимые правила, предписывающие, как должно осуществляться управление и какой должна быть организационная структура в фирмах и учреждениях любого типа, вне зависимости от их принадлежности, размера и предназначения. Эти принципы были сформулированы как руководство для управленцев по выбору наиболее эффективной стратегии достижения целей организации. Их часто называют также универсальными принципами общего управления или заповедями традиционной ("классической") теории менеджмента.
Самые
общие и универсально применимые
правила, предписывающие, как должно
осуществляться управление и какой
должна быть организационная структура
в фирмах и учреждениях любого
типа, вне зависимости от их принадлежности,
размера и предназначения. Эти
принципы были сформулированы как руководство
для управленцев по выбору наиболее
эффективной стратегии
Развитие принципов управления
Уже в древних цивилизациях
Египта, Греции, Рима и Китая те,
кто командовал войсками, осуществлял
внутреннюю политику и
Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления . Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.
Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:
1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);
2.
Общие принципы построения
3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик).
Анри Файоль: функции и принципы управления
Анри Файоль (1841-1925), вероятно, имеет больше всего прав на то, чтобы называться отцом-основателем современного управления. Он начинал свою карьеру в качестве горного инженера в одной из французских промышленных компаний. Будучи одним из ее директоров, он за несколько лет превратил фирму из почти банкрота в высокоприбыльное предприятие. В 1916 г., в возрасте 75 лет, Файоль написал книгу "Administration Industrielle et Generale" ("Общее и промышленное управление"), обобщившую его полувековой опыт.
Файоль рассматривает управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях - военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - вне зависимости от их характера и размера. Он выделяет 6 основных сторон деятельности, 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.
Основные стороны деятельности включают:
1. Техническую: производство продукта.
2. Коммерческую: закупку товаров, продажу и обмен готовой продукции.
3. Финансовую: получение и использование капитала.
4.
Обеспечение безопасности
5. Ведение отчетности.
6. Собственно управление, в котором Файоль выделяет 5 функций, или типов задач, менеджера:
1) Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.
2)
Организация. Конструирование
3)
Командование. Оперативное руководство
исполнителями спланированных
4)
Координация. Согласование и
5)
Контроль. Оценка эффективности
в соответствии с
Как видно из этого перечня, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:
1.
Разделение труда. Количество
обязанностей и задач каждого
отдельного исполнителя должно
сводиться к минимуму за счет
как можно более узкой
2.
Полномочия. Власть и право принимать
решения, давать распоряжения
и требовать их исполнения
от других людей составляют
ключевой элемент любой
3.
Дисциплина. Контроль необходим
для обеспечения порядка и
эффективности. Лучший способ
поддержания дисциплины - подбор
хороших руководителей, ясные
и недвусмысленные
4.
Единоначалие. Каждый служащий должен
получать распоряжения от
5.
Единство направления. Вся
6.
Субординация. Личные интересы подчинены
общим. Интересы организации
7.
Вознаграждение. Заработная плата
должна соответствовать
8.
Централизация/децентрализация.
9.
Вертикаль власти. Отношения подчинения,
связывающие руководителя всей
организации через цепочку
10.
Порядок. Последовательность
11.
Равенство. Отношение
12.
Стабильность. Работа с персоналом
должна строиться на
13.
Инициатива. Служащих следует побуждать
подавать новые идеи и
14. Корпоративный дух (espri do corps). Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.
Работы Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом осмыслении практики управления. В этом смысле его 5 функций и 14 принципов до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев, несмотря на упреки в том, что они сформулированы слишком широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми.
Принципы Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей, в частности Муни и Рейли.
Муни и Рейли: принципы организации
Важная попытка сформулировать принципы, по которым должна строиться эффективная организация, была предпринята в 1930-х гг. в США Джеймсом Муни (1884-1957) и Аланом Рейли (1869-1947), двумя руководителями компании "Дженерал Моторс". Впервые Муни и Рейли опубликовали свои заповеди в вышедшей в 1931 г. книге "Прогрессивная индустрия". Второе, более полное, издание появилось в 1939 г. под названием "Принципы организации", а третье - в 1947 г., уже после смерти Рейли.
Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа, следование которым так или иначе прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций, от католической церкви до Военно-морского флота США:
1.
Принцип координации,
2.
Принцип иерархии ("скалярный
принцип"), указывающий на то, что
власть и полномочия должны
возрастать пропорционально
3.
Принцип функциональности, указывающий
на важность специализации в
выделении структурных
4.
Принцип линейного и штабного
персонала. Представители
Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.
Огромный практический опыт Муни и Рейли заставлял их верить в то, что выведенные ими логическим путем законы организации подобны физическим законам в своей универсальности. Задача соединения их с теми, которые сформулировал Файоль, выпала на долю двух других ученых - Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика.
Гьюлик и Урвик: Синтез управления и организации
Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института государственного управления, профессором Колумбийского университета и одним из сотрудников администрации президента Рузвельта. Линдэлл Урвик (1891-1983), покинув Британскую армию в чине генерал-лейтенанта, возглавил Международный институт управления в Женеве. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления.
Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц.
Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.