Развитие принципов менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:20, доклад

Краткое описание

Самые общие и универсально применимые правила, предписывающие, как должно осуществляться управление и какой должна быть организационная структура в фирмах и учреждениях любого типа, вне зависимости от их принадлежности, размера и предназначения. Эти принципы были сформулированы как руководство для управленцев по выбору наиболее эффективной стратегии достижения целей организации. Их часто называют также универсальными принципами общего управления или заповедями традиционной ("классической") теории менеджмента.

Файлы: 1 файл

развитие принципов менеджмента.docx

— 27.17 Кб (Скачать)

Самые общие и универсально применимые правила, предписывающие, как должно осуществляться управление и какой  должна быть организационная структура  в фирмах и учреждениях любого типа, вне зависимости от их принадлежности, размера и предназначения. Эти  принципы были сформулированы как руководство  для управленцев по выбору наиболее эффективной стратегии достижения целей организации. Их часто называют также универсальными принципами общего управления или заповедями традиционной ("классической") теории менеджмента.

 

Развитие  принципов управления

 

  Уже в древних цивилизациях  Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял  внутреннюю политику и занимался  организацией религиозной жизни,  нуждались в знаниях о методах  эффективного управления. Такие  грандиозные сооружения, как египетские  пирамиды, свидетельствуют не только  об инженерном мастерстве своих  создателей, но и об их умении  планировать и координировать  работу тысяч строителей. Уже  греки отделяли чисто технические  знания от искусства управления, которое они считали особым  ремеслом. Административный гений  римлян, проявившийся в создании  эффективной системы управления, превратил Рим из маленького  городка в столицу огромной  империи.

 

Возникновение современной теории управления часто  связывают с именем Фредерика  Тейлора, бывшего безусловным лидером  всего движения научного менеджмента  между 1883 и 1911 гг. Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления . Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.

 

Условно открытые ими принципы можно разделить  на три группы:

1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);

2. Общие принципы построения организационной  структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);

3. Свод синтетических правил, объединяющих  менеджмент, организацию и государственное  управление (Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик).

 

Анри Файоль: функции и принципы управления

 

  Анри Файоль (1841-1925), вероятно, имеет больше всего прав на то, чтобы называться отцом-основателем современного управления. Он начинал свою карьеру в качестве горного инженера в одной из французских промышленных компаний. Будучи одним из ее директоров, он за несколько лет превратил фирму из почти банкрота в высокоприбыльное предприятие. В 1916 г., в возрасте 75 лет, Файоль написал книгу "Administration Industrielle et Generale" ("Общее и промышленное управление"), обобщившую его полувековой опыт.

 

Файоль рассматривает управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях - военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - вне зависимости от их характера и размера. Он выделяет 6 основных сторон деятельности, 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.

 

Основные  стороны деятельности включают:

1. Техническую: производство продукта.

2. Коммерческую: закупку товаров, продажу  и обмен готовой продукции.

3. Финансовую: получение и использование капитала.

4. Обеспечение безопасности труда  и собственности.

5. Ведение отчетности.

6. Собственно управление, в котором  Файоль выделяет 5 функций, или типов задач, менеджера:

1)  Планирование. Постановка целей,  поиск путей их достижения  и определение направлений, в  которых должно продвигаться  предприятие.

2)  Организация. Конструирование и  создание структуры, соответствующей  целям и средствам, намеченным  в ходе планирования.

3)  Командование. Оперативное руководство  исполнителями спланированных мероприятий.

4)  Координация. Согласование и упорядочение  деятельности подразделений и  представителей организации, направленное  на достижение наибольшей общей  эффективности.

5)  Контроль. Оценка эффективности  в соответствии с разработанной  ранее системой правил.

 

Как видно из этого перечня, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:

 

1. Разделение труда. Количество  обязанностей и задач каждого  отдельного исполнителя должно  сводиться к минимуму за счет  как можно более узкой специализации.  Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.

 

2. Полномочия. Власть и право принимать  решения, давать распоряжения  и требовать их исполнения  от других людей составляют  ключевой элемент любой организации.  Полномочия могут быть получены  либо за счет занятия формальной  позиции, либо за счет неформального  статуса.

 

3. Дисциплина. Контроль необходим  для обеспечения порядка и  эффективности. Лучший способ  поддержания дисциплины - подбор  хороших руководителей, ясные  и недвусмысленные формулировки  прав и взаимных обязательств  руководителей и подчиненных  и вынесение любых наказаний  исключительно на основании установленных  правил.

 

4. Единоначалие. Каждый служащий должен  получать распоряжения от одного  и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления  коммуникации внутри организации.

 

5. Единство направления. Вся деятельность  учреждения в одном из направлений  находится под руководством одного  человека и определяется одним  планом.

 

6. Субординация. Личные интересы подчинены  общим. Интересы организации превыше  всего.

 

7. Вознаграждение. Заработная плата  должна соответствовать заслугам. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.

 

8. Централизация/децентрализация. Понятие  централизации указывает на состояние,  когда все решения принимаются  на высших уровнях организации,  а роль низших сводится к  их исполнению. Децентрализация  описывает положение дел, когда  право принимать ответственные  решения делегируется на нижние  уровни. В больших организациях  децентрализация является жизненно  необходимой.

 

9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, связывающие руководителя всей  организации через цепочку руководителей  низших уровней с каждым из  служащих. Однако существование  слишком жесткой иерархии снижает  гибкость организации и ее способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.

 

10. Порядок. Последовательность или  устройство вещей, событий и  действующих лиц, которое обеспечивает  свое место для каждого. Этот  принцип требует, чтобы в каждой  организации существовал план, отражающий  ее порядок.

 

11. Равенство. Отношение руководителя  к подчиненным должно быть  тактичным, доброжелательным и  справедливым. Никому не должно  отдаваться предпочтение по личным  мотивам.

 

12. Стабильность. Работа с персоналом  должна строиться на неизменных  принципах, делающих действия  руководителей предсказуемыми для  подчиненных. Это обеспечивает  уверенность в будущем и чувство  безопасности.

 

13. Инициатива. Служащих следует побуждать  подавать новые идеи и предложения,  которые можно будет использовать  на благо организации.

 

14. Корпоративный дух (espri do corps). Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.

 

Работы  Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом осмыслении практики управления. В этом смысле его 5 функций и 14 принципов до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев, несмотря на упреки в том, что они сформулированы слишком широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми.

 

Принципы  Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей, в частности Муни и Рейли.

 

Муни и Рейли: принципы организации

 

  Важная попытка сформулировать  принципы, по которым должна строиться  эффективная организация, была  предпринята в 1930-х гг. в США  Джеймсом Муни (1884-1957) и Аланом Рейли (1869-1947), двумя руководителями компании "Дженерал Моторс". Впервые Муни и Рейли опубликовали свои заповеди в вышедшей в 1931 г. книге "Прогрессивная индустрия". Второе, более полное, издание появилось в 1939 г. под названием "Принципы организации", а третье - в 1947 г., уже после смерти Рейли.

 

Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа, следование которым так или иначе прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций, от католической церкви до Военно-морского флота США:

 

1. Принцип координации, требующий  единства действий, направленных  на достижение общей цели. Координация  достигается не только за счет  единоначалия, но и за счет  корпоративной солидарности служащих.

 

2. Принцип иерархии ("скалярный  принцип"), указывающий на то, что  власть и полномочия должны  возрастать пропорционально друг  другу, и каждый служащий должен  быть связан с главой всей  организации четко определенной  властной вертикалью, по которой  к нему поступают распоряжения (см. Иерархия).

 

3. Принцип функциональности, указывающий  на важность специализации в  выделении структурных подразделений  и формальных ролей. Эффективность  организации в целом зависит  от правильности идентификации  исполняемых ею операций и  координации действий ответственных за них групп.

 

4. Принцип линейного и штабного  персонала. Представители линейного  персонала связаны друг с другом  отношениями "руководитель-подчиненный", в то время как штабные служащие  выполняют обязанности консультантов  и советников. Линейный персонал - это те, чьи позиции входят  в состав основных иерархических  вертикалей, в отличие от связанных  с ними менее жестко штабистов.  Штабные службы существуют как  вспомогательные по отношению  к линейному персоналу (см. Структура,  организационная).

  Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

 

Огромный  практический опыт Муни и Рейли заставлял их верить в то, что выведенные ими логическим путем законы организации подобны физическим законам в своей универсальности. Задача соединения их с теми, которые сформулировал Файоль, выпала на долю двух других ученых - Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика.

 

Гьюлик и Урвик: Синтез управления и организации

 

  Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института государственного управления, профессором Колумбийского университета и одним из сотрудников администрации президента Рузвельта. Линдэлл Урвик (1891-1983), покинув Британскую армию в чине генерал-лейтенанта, возглавил Международный институт управления в Женеве. Гьюлик и Урвик оформили достижения своих предшественников в единую теоретическую схему. Их бесспорной заслугой было также применение сформулированных принципов к сфере государственного управления.

 

Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации. Они настаивали на том, что организация должна строиться из специализированных подразделений, ответственных за какую-то одну функцию, так, чтобы количество операций, выполняемых каждым служащим, сводилось к минимуму. Задача руководства сводится к координации действий этих структурных единиц.

 

Описывая  те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.

Информация о работе Развитие принципов менеджмента