Разработка стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век в мировом экономическом развитии можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Оглавление

Введение
1.Жизненый цикл организации.
2.Развитие организационной культуры.
2.1.Организационная культура, ее структура и содержание.
2.2.Формирование культуры организации и ее изменение.
2.3.Влияние культуры на организационную эффективность.
3.Управление культурой организации исходя из ее жизненного цикла.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по менеджменту 3 курс.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

1.адаптация;

2.достижение целей;

3.интеграция;

4.легитимность.

     Суть  модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями. Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели.

     Модель  Квина - Рорбаха. Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизированы Р. Квином и Дж. Рорбахом в их модели «Конкурирующие ценности и организационная эффективность», объясняющей влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность. В развитие модели АС1Ь было предложено рассматривать влияние не в одном, а в трех измерениях. Поэтому использовалась модель так называемых «конкурирующих ценностей». Данная модель включает следующие три измерения:

1.интеграция - дифференциация: относится к проектированию работ и организации в целом. Данное измерение указывает на степень, с которой в организации делается упор либо в сторону контроля (предпочитаются стабильность, порядок и предсказуемость), либо в сторону гибкости (предпочитаются нововведения, адаптация и изменения);

2.внутренний фокус - внешний фокус, данное измерение отражает преобладание в организации интереса либо к устройству ее внутренних мел (скоординированность и удовлетворенность работников), либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде;

3.средства/инструменты — результаты/показатели: измерение в модели демонстрирует различие в концентрации внимания, с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, установление цепей и др.), а с другой - на окончательные результаты и показатели их измерений (производительность, эффективность и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.УПРАВЛЕНИЕ  КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСХОДЯ  ИЗ ЕЕ ЖИЗНЕНОГО ЦИКЛА. 

     Культура организации включает три уровня - символы; ценности и верования; базовые предположения, возникает вопрос о возможности манипулирования культурой через проведение изменений на каждом из указанных уровней.

     Существует  позиция, что независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее высшее руководство может управлять культурой двумя способами. Первый представляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь базовые ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.

     Применение  второго способа начинается с другого конца организации с ее нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры должны отслеживать по всей организации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации. Известно, что; ряд руководителей уверенно придерживается определенных ценностей и верований, но не передает их другим членам организации. В такой ситуации они теряют возможность влиять на культуру организации. Менеджеры-«затворники» могут постичь все «технические» тайны управления, но они не могут воздействовать на культуру организации, оставаясь «невидимыми». Отсюда следует, что первый способ может реализовываться через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководителям рекомендуется выступать в печати, по радио и по телевидению как можно чаще с проповедованием устанавливаемых ценностей. Последние не должны являться секретом компании.

     Второй  способ требует понимания значения культуры в повседневной жизни организации. При этом действенными средствами могут быть манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Управление культурой предполагает возможность через постоянное манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений. Если каждодневные действия менеджеров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценностями, то это, безусловно, способствует развитию культуры и ее усилению.

     Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.

     Управляя  культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода «клеем», скрепляющим части организации. Вместе с тем необходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире «клей» не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их «внедрению» в жизнь могут привести организацию к успеху.

     Управление  культурой является достаточно длительным процессом, он мало похож на быстрый ремонт неисправностей. Базовые предположения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации, невозможно изменить за короткий срок. Данный процесс предусматривает постоянную социализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организации, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации, и, наконец, правильного планирования всей этой работы.  
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной  работе проведен всесторонний анализ понятия "культура организации".  Используемая модель,  разработанная и определенная Роджером Харрисоном,  различающая четыре "идеологии" культуры: власти. Роли, задачи и личности позволила достаточно глубоко и разнопланово изучить смысл культуры организации. Удалось выяснить, что на процесс формирования культуры организации определяющее значение оказывают шесть факторов: история и собственность;  размер; технология; цели и задачи; окружение; люди. 

     Однако, необходимо заметить, что даже внутри одного предприятия в различных группах существует своя особая культура.

     Культура -  это очень широкое и многогранное понятие.  К ней применимы такие понятия,  как идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в преобладающем стиле управления.

     Важно понять, что процесс  изменения культуры организации требует тщательной подготовки.  Все задуманные изменения рекомендуется начать с составления  плана.  При этом добиться,  чтобы исполнители верили в успех

дела  и обладали необходимыми знаниями.  Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.  Изменения всегда порождают чувство неуверенности.  От  способностей  менеджеров и всего коллектива,  которые должны проявить гибкость и изобретательность,  зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.

     При внимательном рассмотрении поведения  “долгоживущей" фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически. Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в основном поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти витки раскручивающейся спирали? - Последовательно сменяющие друг друга циклы.

     Методологическая  основа цикла - теория обретения равновесия комплекса со средой. Массовое обновление основного капитала - материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы жизненного цикла. Факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации. Слияния, поглощения компаний, образование финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. Капитал в качестве основного строительного материала построения больших организаций (общий подход).

     Можно полагать, что для подавляющего большинства  российских предприятий, осуществляющих в настоящее время активную реструктуризацию, в целом справедливы те же закономерности. Иными словами, каждая коммерческая организация России как минимум раз в 45 лет должна будет менять свой бизнес (например, за счет выпуска новых изделий или его частичной диверсификации), либо вносить существенное скачкообразное изменение в него с тем, чтобы не исчезнуть в процессе конкурентной борьбы, как в России, так и при интеграции России в мировой рынок.

     Жизненный цикл организации определяется номенклатурой  выпускаемых им изделий или оказываемых услуг. На практике влияние жизненного цикла изделия на динамику продаж чаще всего недооценивается, либо вовсе не осознается. Существующая система маркетинга на предприятиях практически не отслеживает ЖЦИ и степень устаревания продукции.

     Предприятие определяет свою деятельность на основе растущей части кривой ЖЦИ, когда продажа продукции обеспечивает предприятию стабильную прибыль, а ключевая функция маркетинга - сохранение такого положения за счет обновления и диверсификации ассортимента продукции практически не реализуется.

     Совокупность  стадий, которые проходит организация  за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

     Два временных процесса - оценки и жизненного цикла совпадают между собой  во времени в момент оценки, хотя это взаимодействие данных временных процессов между собой является случайной величиной.

     Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности фирмы. Без их наличия вряд ли могло что - либо осуществиться. Естественно, для нормального функционирования каждого предприятия необходимы не только основные средства, но и оборотные средства, представляющие собой прежде всего денежные средства, которые используются предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.

     Рациональное и экономное использование как основных, так и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение основных и оборотных производственных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Бочаров В.В. «Управление персоналом» Москва, 2004. - 240с.

2.Виханский О.С.  «Менеджмент» 4-е издание, Москва, 2006 - 670с.

3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.»ЭКОНОМИСТЪ» - Москва. 2003. - 208 с.

4.Герчикова И.Н.  «Менеджмент» 2-е издание «ЮНИТИ»-  Москва, 2005 - 799с.

5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» , «ЮНИТИ-ДАНА»-Москва,2004. - 354 с.

6.Самсонова Н.Ф. «Финансовый менеджмент»: Учеб. для вузов/ Под ред. – Москва-« ЮНИТИ»,2002. - 495с.

7.Сербиновский  Б.Ю. «Управление персоналом»:  учебник Москва 2007-464 с.

8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 520с.

Информация о работе Разработка стратегии предприятия