Разнообразие современных моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:
1. Изучить историю становления менеджмента, а так же основные управленческие школы для упрощения понимания основных современных моделей управления;
2. Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления;
3. Рассмотреть японскую модель менеджмента в свете национальных особенностей Японии;
4. Рассмотреть европейскую модель менеджмента. Выявить отличия;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы менеджмента 4
1.1 История становления менеджмента 4
1.2 Основные школы менеджмента 5
1.2.1 Школа научного управления 5
1.2.2 Классическая школа менеджмента 6
1.2.3 Школа человеческого поведения 7
1.2.4 Количественная школа 8
2 Разнообразие современных моделей менеджмента 9
2.1 Американский менеджмент 9
2.2 Японский менеджмент 14
2.3 Европейский менеджмент 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

          Введение            3

1        Теоретические основы менеджмента       4

    1.    История становления менеджмента       4
    2.    Основные школы менеджмента        5
      1.    Школа научного управления        5
      2.    Классическая школа менеджмента       6
      3.    Школа человеческого поведения        7
      4.    Количественная школа         8
  1.    Разнообразие современных моделей менеджмента    9
    1.    Американский менеджмент        9
    2.    Японский менеджмент         14
    3.    Европейский менеджмент         19

          Список литературы          21

 
 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни предсказать пути её развития. Общее размышление об истории имеет актуальный характер и в понимании, в частности,  истории управления, в том числе и одного из современных её типов – истории менеджмента.

В последние десятилетия слово management (дословно с англ.- управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения общепризнанных мировых управленческих взглядов. Это и станет целью данной работы.

 

Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:

 

  1. Изучить историю становления менеджмента, а так же основные управленческие школы для упрощения понимания основных современных моделей управления;
  2. Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления;
  3. Рассмотреть японскую модель менеджмента в свете национальных особенностей Японии;
  4. Рассмотреть европейскую модель менеджмента. Выявить отличия;

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. История становления менеджмента

 

 

Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX - начале XX века. Предпосылкой к появлению новой науки стала промышленная революция, начавшаяся в Великобритании в середине XVIII века, которая потребовала от управляющих заводов и фабрик умение координировать людские и материальные ресурсы для решения задач, поставленных перед фирмой.

В 80-е годы XIX века промышленная революция охватила всю Северную Америку. Начало развития теории индустриального менеджмента относится к 1886 году, когда Генри Р. Таун - президент мануфактурной компании "Йель энд Таун" (Yale and Towne Manufacturing) - на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков предоставил доклад на тему "Инженер как экономист". В этом докладе менеджмент был впервые выделен в самостоятельную науку, а так же было указано, что менеджер, как специалист, по своей практической значимости равноценен инженеру. Однако, понимание важности менеджмента возникло несколько позднее, когда большое количество разнообразных по своей направленности организаций столкнулось с необходимостью решения похожих проблем в производственном процессе.

На упомянутом заседании присутствовал и Фредерик Уинслоу Тейлор, считающийся отцом научного менеджмента. Он был практиком: начиная с позиции обычного работника сталелитейной компании, Тейлор впоследствии занял пост главного инженера этой организации. Именно он дал некую определенность управленческой науки, определив ее как "организацию производства".

В 1903 году была опубликована первая работа Тейлора "Управление циклом", в которой автор изложил некоторые принципы подходов к управлению, которые впоследствии получили название "тейлоризма". Однако, наиболее важные положения новой науки были изложены шестью годами позже в книге под авторством того же Тейлора "Принципы научного управления", вышедшей в 1909 году, а уже в 1912году Тейлор становится признанным лидером науки управления после выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей конгресса США по изучению систем цехового менеджмента.

Ф. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда и управления. Ее составными элементами были математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений рабочего (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки.

Однако менеджмент является не только наукой. Хороший менеджер должен воспринимать свое дело не только как научно обоснованную деятельность, но и как искусство, т.к профессия менеджера предполагает не только постоянное усвоение и обновление знаний, но и развитие личностных качеств, его способность принимать правильные решения, основанные на этих знаниях.

Однако теории Ф. Тейлора не являются единственными верными, что неудивительно. Он стал лишь основоположником того, что управление - это не только ремесло, основанное лишь на объективных и субъективных факторах производства, а является обособленной наукой, в которой возможны различные направления и школы.

 

    1. Основные школы менеджмента

 

      1. Школа научного управления

 

Несмотря на то, что в данной науке понятие "основная школа" весьма субъективно, все же в первую очередь стоит выделить школу научного менеджмента, т.к. именно она стала детищем Ф. Тейлора, праотца научного менеджмента. Так же основным представителем данной школы принято считать такую выдающуюся личность, как Генри Форд.

Перед представителями школы научного менеджмента, зародившейся на заре новой науки, стояли именно практические проблемы управления, которые тормозили рост производства, а опорой для новых теорий служили опыт и практика производственной деятельности.

По мнению Ф. Тейлора, ответственность за принятие решений должна лежать на плечах специализированного рабочего класса - менеджеров, а рядовым рабочим должна быть отведена роль реализации данных решений.

Но сказать о том, что Тейлор видел в рабочих лишь роботов, призванных выполнять поставленные задачи, было бы несправедливо, т.к он также впервые затронул вопрос о мотивации труда. Тейлор, будучи одаренным управляющим, прекрасно осознавал, что количество времени, отведенного на выполнение той или иной задачи, должно высчитываться с учетом потребности непродолжительных перерывов для рабочих. Также, по мнению Ф. Тейлора, рабочие, перевыполнившие данные им нормы, должны быть обязательно вознаграждены.

Теории о вознаграждении рабочих стали огромным рывком во времена Тейлора, т.к. рабочий начала конца XIX века нередко считался лишь придатком машины. Но, все же, отношение Тейлора к рабочему персоналу было далеко от идеала. Он, как человек, разработавший теорию о точном плане производства, все же рассматривал наемный труд лишь как инструмент для выполнения этого плана.

Второй последователь школы научного менеджмента, Генри Форд, ставший первым человеком, который использовал конвейерное производство, внес свой вклад в развитие школы научного управления, благодаря своему изобретению. Его теория, получившая название "фордизм", основана на инновационных технологиях того времени, а именно унификации деталей и типизации продукции. Сутью его теории стало массовое поточное производство, с использованием принудительного труда на основе конвейера.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

  • отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
  • здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и    поиск их причин;
  • компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  • дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
  • диспетчирование;
  • нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  • нормализация условий труда;
  • нормирование операций;
  • письменные стандартные инструкции;
  • вознаграждение за производительность.

 

      1. Классическая школа менеджмента

 

Главным представителем классической школы менеджмента стал Анри Файоль, проработавший 30 лет управляющим горнодобывающей и металлургической компании. Файоль рассматривал организацию как единый организм, на основе чего разграничил шесть основных групп операций, необходимых для обеспечения жизни любой компании: техническая группа, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная. Так же он обратил внимание общественности на проблему подготовки специалистов, призванных осуществлять администрирование организации. Более того, он считал необходимым такие знания не только для управляющих-специалистов, а для любого человека, требуя предоставлять сведения по менеджменту на все этапы системы общего образования.

По мнению Файоля, существует 14 принципов, от которых зависит успех предприятия:

1. Разделение труда. Эта функция  распространяется не только на  исполнительские работы, но и управленческие.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать  приказы и т.д., сила, которая требует  повиновения. Ответственность - это  взятие на себя обязательства  за выполнение чего-либо.

3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен  получать приказы только от  одного начальника.

5. Единство направления. Каждая  группа должна преследовать единую  цель и должна быть объедена  единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы  получить отдачу от работников  они должны получать справедливое  вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих  на руководящих должностях начиная  от лица занимающего самое  высокое положение и по цепочке  вниз до низового звена (цепь  подчинения)

10. Порядок. Означает, что должно  быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты  и правосудия.

12. Стабильность рабочего места  для персонала.

13. Инициатива. Означает разработку  проекта или плана и обеспечение  его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации

Именно эти принципы вывели менеджмент, как науку, на качественно новый уровень. Благодаря Файолю, менеджмент стал восприниматься большей частью как наука по управлению персоналом, а не как практическое знание по интенсификации производственных процессов.

 

      1. Школа человеческого поведения

 

Логическим продолжением теорий Файоля стала школа человеческих отношений, получившая распространение в 20-30х гг. ХХ в. Данная школа уделяет основное внимание человеческому фактору, как главному базису процесса производства. Основными объектами изучения последователей школы человеческого поведения являются методы управления персоналом, проблема лидерства и межличностные отношения между всеми уровнями наемных рабочих на предприятия. Ученые школы бихевиаристов в своих исследованиях активно используют социальные науки, такие как психология, гендерная социология и социальная психология.

В литературе по менеджменту принято считать, что основателем школы человеческих отношений является Э. Мэйо, однако наиболее значимый вклад в развитие это школы внесла Мэри Паркер Фоллет. Именно она разработала такие принципы как интеграционное единство (организация, в которой каждый из работников нацелен на поставленную цель) и соучастие в принятие решений. Эти принципы позже нашли свое отражение в японской модели менеджмента.

Говоря о школе человеческих отношений нельзя не упомянуть также Абрахама Маслоу, разработавшего "пирамиду потребностей", систему потребностей рабочего, при правильном удовлетворении которых легко добиться повышенной производительности рабочего труда, т.е. поднять мотивацию к труду.

Информация о работе Разнообразие современных моделей менеджмента