Разнообразие факторов поведения организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Некоторые из определений организаций и подходов к их типологизации рассмотрены в рамках темы 2.
Управление организацией – это управление ее поведением во внешней и внутренней среде по отношению к внешним и внутренним группам интересов и отдельным людям. Что касается основных управленческих функций, составляющих суть управления (планирование, организация деятельности, лидерство-руководство, контроль), то все они рассматриваются через призму поведения: и как поведенческие акции, виды деятельности организации в целом и ее субъектов, и как факторы, определяющие поведение организации и ее субъектов.

Оглавление

1. Разнообразие факторов поведения организации 3
2. Понятие и законы управления 7
3. Принципы управления 12

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

1688-2.docx

— 41.46 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

1. Разнообразие факторов поведения организации 3

2. Понятие и законы управления 7

3. Принципы управления 12

 

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разнообразие  факторов поведения организации

Некоторые из определений  организаций и подходов к их типологизации  рассмотрены в рамках темы 2.

Управление организацией – это управление ее поведением во внешней и внутренней среде по отношению к внешним и внутренним группам интересов и отдельным людям. Что касается основных управленческих функций, составляющих суть управления (планирование, организация деятельности, лидерство-руководство, контроль), то все они рассматриваются через призму поведения: и как поведенческие акции, виды деятельности организации в целом и ее субъектов, и как факторы, определяющие поведение организации и ее субъектов. От того, как реализуются эти функции, зависят условия жизнедеятельности организации и ее сотрудников. [4, c. 117]

Приведенный выше перечень функций  управления можно дополнять и  в него правомерно включить отдельно функции регулирования, принятия решений, нормирования, стимулирования, учета, анализа и т. п. Все эти дополнительные функции можно рассматривать и в рамках четырех основных, и в качестве специфических функций.

Функцию «организация деятельности»  в контексте поведения организации  мы рассмотрели в теме 6 «Анализ  и конструирование организаций», функцию «Лидерство» рассмотрим в теме 8 «Лидерство в организации». В данном разделе речь пойдет об общих методологических аспектах управления и поведенческих аспектах планирования и контроля в организациях.

Как уже говорилось во Введении, поведение организации регулируют макроэкономические, политические, социальные, научно-технические факторы (объективные  по отношению к организации), а  также ситуация на рынке, на котором  действует организация, особенности  ее текущего состояния, перспективы  развития, культура (традиции, обычаи, стиль руководства, отношения по вертикали и горизонтали и  т. п.) и особенности ее руководства (субъективные факторы, результат и опыт предыдущей деятельности, проявление уровня компетентности, нравственности, других аспектов его трудового потенциала).

На поведение организации  влияет большое разнообразие факторов, системных и ситуативных проявлений внешней и внутренней среды. Перечислим ряд этих факторов и субъектов, влияние  которых, на наш взгляд, наиболее существенно. Способы оказания влияния на поведение  организации зависят от специфики  субъекта влияния и простираются от принуждения и наказания до морального или материального поощрения  деятельности или поведенческих  актов организации. [2, c. 136]

Внешняя организационная  окружающая среда включает все элементы, существующие за пределами границ организации и способные воздействовать на нее. К этой среде относятся конкуренты, ресурсы, технологии, экономические и другие условия, влияющие на организацию.

Внешняя организационная  среда может быть разделена на две сферы.

1. Всеобщая сфера – технологическая, социокультурная, демографическая, экономическая, законодательная/политическая, международная.

2. Задающая сфера – потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда.

Всеобщая сфера (сфера косвенного воздействия) – это часть внешней среды, элементы которой значительно рассредоточены и воздействуют на организацию косвенно, опосредованно. Она включает социальные, демографические, экономические и другие факторы, влияющие на все организации примерно одинаково. Эти факторы не обязательно оказывают прямое воздействие, которое приводит к изменению повседневной организационной деятельности. [1, c. 129]

Задающая окружающая сфера (сфера прямого воздействия) – часть внешней среды, близкая непосредственно к организации и включающая секторы, субъекты которых проводят повседневные операции с организацией и оказывают прямое влияние на ее основную деятельность и результаты. Это среда, в которой формируются задачи, решаемые организацией. К этим секторам в основном относятся конкуренты, поставщики, потребители, рынок труда.

Организации имеют также  внутреннюю среду, которая включает элементы, находящиеся в пределах организационных границ. К внутренней среде относятся персонал, менеджмент и организационная культура, которая определяет поведение сотрудников в организации и то, насколько хорошо организация адаптируется к внешней среде. [1, c. 130]

Как уже говорилось, современные  организации рассматривают внутреннюю и внешнюю среду и как совокупность заинтересованных лиц или субъектов, которые могут оказать влияние  на организацию в целях обеспечения  собственных интересов. По отношению  к этим группам интересов организации  демонстрируют этические качества, и с их точек зрения может совершенно по-разному рассматриваться эффективность  организации.

Приведем более подробный  перечень факторов и аспектов внешней  и внутренней среды организации.

Внешняя среда:

• законы государства и местных органов власти: Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, нормативные акты по защите окружающей среды, по обеспечению безопасности труда и т. п.;

• экономика и рынок: состояние экономики, место на рынке, тип конкуренции на рынке, вхождение в альянсы работодателей, поведение потребителей, поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала;

• профсоюзы: наличие, сила их влияния;

• политэкономические факторы: общественно-экономическая формация, политика государства в области рынка, конкуренции, бизнеса, защиты прав населения, социальная политика, международное положение страны, приоритеты и направления развития общества и экономики, достижения НТП и возможности их использования;

• социальные факторы: состояние умов общественности, менталитет, культурные особенности, демографические характеристики населения.

Внутреннюю среду характеризуют:

• сильные и слабые стороны организации;

• стадия развития (рост, экспансия, стабильность, кризис, спад);

• организационно-правовая форма;

• организационная структура;

• организационная культура;

• понимание и соблюдение норм этичного поведения организации;

• качество трудовой жизни;

• социально-психологический климат;

• специфика лидерства (приверженность определенным концепциям управления, компетентность, эмоциональный интеллект и т. п.).

Многие из этих аспектов рассматриваются  в соответствующих параграфах данной книги. Здесь же мы рассмотрим организационно-управленческие факторы и проявления поведения  организации как единой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и законы управления

Смысл, вкладываемый в понятие  «управление» выдающимися учеными, неодинаков.

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления:

• как вид деятельности (организационно-техническая сторона) включает «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства»;

• проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), т. е. часть регламента или правопорядка на производстве, зависит от формы собственности на средства производства.

П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную целенаправленную и производительную группу. Эту деятельность осуществляют управленцы различных  уровней, т. е. менеджеры. [3, c. 156]

«Управление – элемент, функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования  и развития. Различают стихийное  управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных  единичных фактов, и сознательное, осуществляемое общественными институтами  и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависят от социально-политического  строя…»[3, c. 157]

Управление организацией – целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.).

По А. Файолю, «управлять –  значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (здесь речь идет об основных функциях управления в трактовке классика менеджмента).

Закон – необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки. [4, c. 116]

Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и хотя поступательное их развитие не вызывает сомнений, никто не сможет уверить нас в том, что теория, появившаяся на свет последней, обязательно  является лучшей. Нет единства даже в области терминологии. Например, Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время  А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В любой момент времени какая-то из научных школ может занимать господствующее положение, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые  системы, но и идеи и теории.

Всеобщий закон управления может звучать так: все системы  управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что  неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Еще один всеобщий закон управления, или принцип – необходимость  научности в управлении. Правда, существует точка зрения, что следование нравственным законам, высшему предназначению человека как наделенного душой  богоподобного существа имеет большее  значение для прогресса человечества, чем научный подход к знанию. Научность  управления заключается в том, что  оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими и иными  известными законами и принципами, действию которых подчиняется управляемая  система.

Это означает также необходимость  основанного на науке понимания  многообразной природы и сущности объекта управления, необходимость  компетенции в области специфики  объекта, построение и использование  наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки зрения систем управления он является сложной большой  живой социально-психологической  и биологической объект-субъектной системой, воздействие на которую  представляет собой взаимодействие. [5, c. 178]

Общие законы управления:

• управленческое воздействие ведет к результату – в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии;

• закон адекватности воздействия природе системы – воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

• закон жизненного цикла – любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка; понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

• закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности, модель объекта. Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на достаточно субъективную модель представления об объекте, субъекты – исследователи и практики – пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности любой теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно даже не подозревать о наличии непознанных еще свойств и качеств объекта, объясняющих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, не мог объективно учитывать личностные особенности, поскольку во время разработки им концепции научного менеджмента еще не сложилась наука психология вообще и психология личности в частности. Кстати, перечисляемые здесь законы управления – субъективная точка зрения автора данной книги. [5, c. 180]

Можно сформулировать еще  ряд законов:

• эффективного управления: эффективность управленческого воздействия, качество результата зависят от качества управления; в свою очередь, качество управления есть результат компетентности управленца;

• субъективности в восприятии эффективности управления: поскольку на результаты деятельности организации оказывают влияние множество субъектов и групп с достаточно разнообразными интересами, оценка результатов этими группами и субъектами может не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации). Понимание позиции, занимаемой влияющим на поведение лицом и представляемой им группой интересов, позволяет проникнуть в суть идей и предложений этого лица;

Информация о работе Разнообразие факторов поведения организации