Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, контрольная работа
Переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд проведенных за последнее время административных реформ обуславливают необходимость разработки принципиально новой государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.
Введение 3
1. Прогноз как форма научного предвидения 5
2. Современные пути к социально - экономическому прогнозированию развития регионов 8
Заключение 19
Список литературы 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Сибирская академия государственной службы
кафедра государственного и муниципального управления
Содержание:
Переход
России к новой системе экономических
отношений, а также ряд проведенных
за последнее время
Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, так как с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.
Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Так как образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный). Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально - экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.
Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. Данные материалы содержатся в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в Правительство Российской Федерации, которые публикуются на официальном сайте Министерства.
Цель
данной работы — рассмотреть возможные
пути формирования государственного прогноза
регионов РФ.
Вообще под прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное представление о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем.
Процесс прогнозирования
Базой для социально-
Прогноз носит вероятностный характер, но так как он строится на основе аргументированных научных представлений о состоянии и развитии объекта, то он носит и достаточно достоверный характер.
На этапе прогнозирования
Прогнозированием занимаются государственные подразделения различного уровня силами своих научно-исследовательских институтов, комитетов и комиссий, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Государственные прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых вышеназванными частными организациями и корпорациями.
Роль прогнозных исследований
в современном
Современная методология
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.
В логическом аспекте прогноз
исследуется как общенаучное
понятие, сформулированное для
выяснения объективного
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Соответственно проблема
При прогнозировании
Важная роль в социально-
В условиях совершенствования
общества и развития НТП
Современные условия
Социально-экономическое
Сравнительный
анализ развития субъектов РФ свидетельствует
о тенденции нарастания их социально-экономической
дифференциации. Это во многом связано
с неоднородностью
Формирование взвешенной общегосударственной и региональной социально-экономической политики немыслимо без проведения широкого круга аналитических и методологических работ, одно из направлений которых – государственное прогнозирование. В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль, ибо без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение никаких социальных и экономических реформ. Кроме того, только прогнозы территориального развития позволяют определить вероятность возникновения кризисных ситуаций в различных субъектах Федерации, а также оценить саму возможность реализации основных направлений государственной экономической политики в различных сферах и на разных уровнях.
В сложившейся к настоящему времени системе государственного прогнозирования главным звеном стали краткосрочные прогнозы. На втором месте – среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем – долгосрочные прогнозы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям прогнозирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность прогнозов не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения прогнозного периода.
Краткосрочный прогноз предназначается прежде всего для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы – от состояния бюджетной сферы регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.
В сложившейся практике государственного прогнозирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам5.
Наиболее
сложны проблемы согласования интересов
в финансово-бюджетной
Прогноз финансового аспекта развития России должен решать минимум четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности, и т.д. Во-вторых, – какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации. В-третьих, – какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов. В-четвертых, – какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.
Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса, поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы – не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.
Один из основных инструментов исследования перспективного развития страны – комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений6.
Методология прогнозирования развития регионов должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов этого развития в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения. В самом территориальном прогнозировании различаются следующие аспекты: 1) воспроизводственный; 2) финансовый; 3) социальный.
Основой территориального прогноза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом Российской Федерации. На федеральном уровне должны проводиться проверка реалистичности этих материалов, их обобщение и сопоставление с показателями централизованного макроэкономического прогноза, а при необходимости – корректировка макроэкономических показателей. Важнейшие направления экономического анализа в процессе прогнозирования – определение влияния рыночной специализации на рациональное использование природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, выявление территорий ускоренного экономического роста и депрессивных зон.
Выполняя
аналитическую и
Процесс
разработки математических моделей
экономических систем и их практического
использования в
В
этой связи на первый план выходит
динамическое моделирование социально-
Именно этот вариант программного обеспечения воплощен в разработанном в Перми программно-инструментальном комплексе «Прогноз», автоматизирующем весь процесс: ввод и корректировку исходной информации, формирование моделей, проведение расчетов, обмен информацией между базой данных и моделями, обработку и печать исходной и расчетной информации. Необходимость решения в ходе моделирования и прогнозирования комплекса сложных задач предопределила блочное построение программного комплекса «Прогноз», в котором выделены конструкторы баз данных, отчетных форм и динамических моделей социально-экономических процессов. На основе этого комплекса в Министерстве экономики РФ развернута прикладная информационно-аналитическая система прогнозирования социально-экономического развития страны в региональном разрезе7.
База
данных в составе системы
База данных системы является информационной основой для проведения анализа текущего социально-экономического состояния территорий, построения моделей и проведения прогнозных расчетов. Конструктор отчетных форм представляет собой электронную таблицу – инструментальное средство для создания и отображения отчетов. Инструмент позволяет отображать и корректировать данные, полученные в результате запроса из базы данных или из моделей, анализировать данные с помощью графиков и диаграмм, проводить различные математические вычисления с последующим анализом итоговых результатов. В рамках системы пользуются готовыми отчетами или создаются новые формы-шаблоны. Информацию о региональном развитии Российской Федерации можно представлять в виде географических карт, что позволяет визуально анализировать результаты прогнозных расчетов.
Конструктор
динамических моделей социально-
Сложность
прогнозирования
Регион
– сложная социально-
Этот принцип моделирования и был выбран в качестве базового в региональном департаменте Минэкономики России при разработке комплексной имитационной модели социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе на основе программно-инструментального комплекса «Прогноз». При этом в разработке математического обеспечения модели использовалась комбинация подходов, базирующихся на эконометрических принципах, моделях межотраслевого и межрегионального балансов, спроса и предложения. Эти подходы дополняют друг друга и допускают при совместном использовании разработку высокоэффективных моделей-симбиозов. Такой комбинированный алгоритм оказался максимально пригодным именно для моделирования сложных иерархических систем, на разных уровнях описания которых приходится использовать различные методы. В моделях отражаются требования всесторонней сбалансированности экономики: ресурсной, межотраслевой, материально-финансовой, территориальной.
Имитационная модель территориального развития Российской Федерации включает блок сценарных условий и четыре основных блока расчета прогнозных параметров, а также блок комплексной оценки развития регионов, предназначенный для диагностики их состояния.
Коль скоро система моделирования ориентирована на проведение вариантных прогнозных расчетов развития регионов в зависимости от той или иной стратегии управления развитием, в ней прежде всего в явном виде выделяется совокупность критериев и управляющих воздействий, т.е. тех социально-экономических показателей функционирования отраслей региональной экономики, изменение которых находится в компетенции региональных и федеральных органов власти. В качестве управляющих параметров, которые можно изменять в зависимости от варианта сценарных условий, выбраны следующие. Во-первых, – управляющие параметры государственной экономической политики: 1) доля налоговых отчислений в бюджет; 2) доля отчислений во внебюджетные фонды; 3) доля налога на прибыль в валовой прибыли; 4) доля налогов с населения в доходах населения; 5) учетная ставка ЦБР; 6) норма амортизации; 7) инвестиции из федерального бюджета. Во-вторых, – прогнозируемые макроэкономические параметры: 1) фактический валютный курс; 2) ВВП России; 3) его структура; 4) дефлятор ВВП; 5) индекс оптовых цен промышленности; 6) индекс сметных цен строительства; 7) индекс потребительских цен. В-третьих, – прогнозируемые регионами управляющие параметры: 1) инвестиции из бюджетов субъектов РФ; 2) доходы бюджета региона; 3) доходы внебюджетных фондов. В-четвертых, – прогнозируемые параметры воздействия на регионы государственной экономической политики: 1) дефляторы роста цен; 2) уровень процентной ставки по кредитам.
В качестве эндогенных переменных модели естественно принять показатели социально-экономического развития региона. Его параметры в прогнозируемом периоде, которые позволяет рассчитывать данная модель, следующие.
В
блоке «Производство»: 1) ВРП; 2) объем
произведенной продукции
В блоке «Занятость»: 1) экономически активное население; 2) численность занятых в экономике; 3) то же в непроизводственной сфере; 4) уровень безработицы. В блоке «Население»: 1) доходы населения; 2) его доходы от оплаты труда; 3) социальные выплаты населению; 4) расходы населения; 5) его расходы на покупку товаров; 6) его расходы на оплату услуг; 7) обязательные платежи и добровольные взносы; 8) прочие расходы населения; 9) розничный товарооборот; 10) объем платных услуг.
В блоке «Финансы»: 1) балансовая прибыль; 2) амортизационные отчисления; 3) доходы бюджета; 4) доходы внебюджетных фондов; 5) инвестиции федерального бюджета; 6) инвестиции из средств предприятий; 7) иностранные инвестиции; 8) прочие инвестиции.
Анализ рассчитываемых параметров позволяет давать оценку степени воздействия государственной экономической политики, отраженной в сценарных данных, на развитие каждого субъекта РФ и разрабатывать рекомендации по ее корректировке. Важный момент подготовки и проведения вариантных прогнозных расчетов – выбор критериев качества и эффективности вариантов развития регионов. Комплексная оценка достигается в результате сопоставления выбранных индикативных показателей социального и экономического состояния региона со среднероссийским уровнем, приведения всех значений показателей к сводной оценке и последующего анализа изменений значений этих показателей в прогнозируемом периоде. Индикативные показатели, используемые в блоке комплексной оценки, следующие: 1) индекс физического объема промышленного производства; 2) доля региона в общем объеме инвестиций; 3) финансовая обеспеченность региона – доходы региона в расчете на душу населения; 4) доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых; 5) индекс развития коммуникаций; 6) уровень безработных; 7) доля населения с доходами ниже прожиточного уровня; 8) розничный товарооборот на душу населения; 9) обеспеченность жильем; 10) экологическая ситуация.
Все блоки рассматриваемой имитационной модели функционально связаны. Информация для расчетов автоматически поступает из базы данных системы, результаты расчетов объединяются в блоке выходных параметров и представляются в заданном формате. Результаты вариантных расчетов количественных изменений параметров социального и экономического развития регионов, полученные при помощи машинных экспериментов на имитационной модели, являются основой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами отраслевых и функциональных департаментов Министерства экономики РФ качественных изменений в региональном развитии на прогнозируемый период.
Вычислительные эксперименты показали практическую приемлемость построенной системы моделей. Использование в работе департаментов Минэкономики России имитационного моделирования позволит, можно надеяться, перейти в прогнозной работе на качественно новую ступень, обеспечив многовариантное прогнозирование на основе расчетов функционально связанных параметров различных блоков системы показателей социального и экономического регионального развития. Это позволит готовить эффективные рекомендации в адрес как упомянутых департаментов, так и федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации8.
По итогам проделанной работы, можно сделать вывод о том, что прогнозирование социально-экономического развития очень важно для нормального функционирования всей системы социально-экономической системы, т.к. она включает в себя и материальные (экономические) факторы, так и моральные (социальные).
Под системой социально-
В современных условиях требуется более активное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив.
По мнению Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической паузе». На уровне регионов остается сложной ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития. Определенный негативный эффект на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.
Таким образом, изучение и систематизация научных подходов к прогнозированию в настоящее время является актуальной задачей. Одним из важнейших направлений прогнозирования в сложившейся ситуации является прогнозирование доходов и расходов населения, так как именно они являются основой стабильности – как социальной, так и экономической.