Пути формирования государственного прогноза по социально — экономическому развитию регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд проведенных за последнее время административных реформ обуславливают необходимость разработки принципиально новой государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.

Оглавление

Введение 3
1. Прогноз как форма научного предвидения 5
2. Современные пути к социально - экономическому прогнозированию развития регионов 8
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  учреждение высшего профессионального образования

Сибирская академия государственной службы

кафедра государственного и муниципального управления

     
     
     
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    •          По дисциплине: «Основы социального  прогнозирования» 
      Теме: «Пути формирования государственного прогноза по социально — экономическому развитию регионов

       
       
       
       
       
       
       
       
       

      • Новосибирск 2011

      Содержание: 

        •   Введение
         

             Переход России к новой системе экономических  отношений, а также ряд проведенных  за последнее время административных реформ обуславливают необходимость  разработки принципиально новой государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.

             Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, так как  с помощью прогнозов можно  достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

             Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Так  как образовательная система  включает в себя и социальные и  экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

             Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений  о направлениях и результатах  социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный). Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально - экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.

             Мониторинг  и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и  отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической  ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. Данные материалы содержатся в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в Правительство Российской Федерации, которые публикуются на официальном сайте Министерства.

             Цель  данной работы — рассмотреть возможные  пути формирования государственного прогноза регионов РФ. 
         
         
         
         
         
         
         

          • 1. Прогноз как форма научного предвидения

                Вообще под прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное представление о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем.

                Процесс прогнозирования состоит  в том, чтобы определенным методом  и с использованием определенного  инструментария обработать имеющуюся  информацию о состоянии изучаемого  объекта, о наблюдавшихся ранее закономерностях его изменения, о конкретных условиях его функционирования в данный момент и превратить ее в систему представлений (информацию) о будущем состоянии или поведении объекта.

                Базой для социально-экономических  прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие социально-экономических процессов, количественных зависимостей между факторами и показателями развития экономики.

                Прогноз носит вероятностный  характер, но так как он строится  на основе аргументированных  научных представлений о состоянии и развитии объекта, то он носит и достаточно достоверный характер.

                На этапе прогнозирования формируются  возможные цели развития как  на общенациональном, так и отраслевом  и региональном уровнях управления.

                Прогнозированием занимаются государственные подразделения различного уровня силами своих научно-исследовательских институтов, комитетов и комиссий, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Государственные прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых вышеназванными частными организациями и корпорациями.

                Роль прогнозных исследований  в современном постиндустриальном  обществе с усложнением социально-экономических, политических и экологических проблем усиливается. Но и увеличивается степень неопределенности прогнозов. А в условиях нестабильности и неопределенности российской экономики периода трансформации роль прогнозов еще более усиливается. По этой причине необходимо создавать и постоянно совершенствовать научно обоснованную теорию, которая позволит произвести всестороннюю оценку объекта прогнозирования, определит перспективные направления привлечения знаний других наук и повысит достоверность и качество прогнозов1.

                Современная методология социально-экономического  прогнозирования исследует будущее  в онтологическом, логическом и  гносеологическом аспектах.

          Онтологический  аспект показывает, как рождается  и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.

                В логическом аспекте прогноз  исследуется как общенаучное  понятие, сформулированное для  выяснения объективного содержания  процессов и результатов прогнозирования. 

                Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

                Соответственно проблема научного  предвидения охватывает теоретико-познавательный  аспект, связанный с исследованием  прогнозов как функции, определенной  законами диалектики, частными экономическими  и социальными законами и теоретическими обоснованиями других наук; и практический аспект, выражающийся, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с планированием и управлением.

                При прогнозировании экономических  явлений необходимо исходить  из того, что на одно и то же явление могут оказывать действие не один, а многие законы, отличающиеся друг от друга по разным признакам, которые не меняются в пределах периода упреждения прогноза. Определение этих параметров опирается на действие всеобщих и общих законов. Что касается специфических законов, то они создают предпосылки для выводов о возможных качественных изменениях отдельных сторон прогнозируемых процессов2.

                Важная роль в социально-экономическом  прогнозировании принадлежит законам  развития и функционирования объекта. С этими законами связано прогнозирование практически всех экономических явлений. Законы эти, как и другие объективные законы, имеют не только методологическое значение, но выступают в качестве непосредственных инструментов составления прогнозов. Без детального анализа их взаимодействия нельзя правильно определить будущее состояние прогнозируемого объекта (явления), рассматриваемого в качестве сложной системы. Обусловлено это тем, что в совокупности они характеризуют разные стороны противоречивого единства исследуемого объекта.

                В условиях совершенствования  общества и развития НТП прогнозирование  становится одним из решающих  научных факторов формулирования  стратегии и тактики общественного  развития.

                Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения фронта прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Чем выше уровень прогнозирования процессов общественного развития, тем эффективнее планирование и регулирование этих процессов в обществе.

                Социально-экономическое прогнозирование  осуществляется в единстве с  другими видами прогнозирования,  так называемыми базовыми прогнозами. Результаты этих прогнозов учитываются  в социально-экономическом прогнозировании.  В свою очередь, социально-экономический прогноз - непременная составляющая прогнозирования и планирования развития всех общественных процессов. Связь различных видов прогнозов получает свое выражение также в последовательности их разработки3.

            • 2. Современные пути к социально - экономическому прогнозированию развития регионов
             

                 Сравнительный анализ развития субъектов РФ свидетельствует  о тенденции нарастания их социально-экономической  дифференциации. Это во многом связано  с неоднородностью хозяйственного пространства России, а значит, и с различиями возможностей успешной работы в рыночных условиях. В выигрышном положении находятся в основном регионы-экспортеры продукции, использующие устойчивый внешний спрос на нефть, газ, цветные металлы и алмазы, а также крупные торгово-посреднические центры и центры банковского капитала – Москва и Санкт-Петербург. Для остальных регионов переход к рыночному хозяйствованию сопряжен с большими трудностями. Поэтому государственная экономическая политика не должна основываться ни на установлении общих для всех субъектов Федерации финансово-экономических правил, ни на поддержке регионов по политическим соображениям. Необходим объективный и конструктивный подход к формированию государственной системы регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный, во-первых, на признании необходимости учета региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства. Во-вторых, – на отказе от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятии обоснованных мер господдержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и схожие особенности социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности. В-третьих – на формировании в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом собственных особенностей и интересов своего населения4.

                 Формирование  взвешенной общегосударственной и региональной социально-экономической политики немыслимо без проведения широкого круга аналитических и методологических работ, одно из направлений которых – государственное прогнозирование. В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль, ибо без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение никаких социальных и экономических реформ. Кроме того, только прогнозы территориального развития позволяют определить вероятность возникновения кризисных ситуаций в различных субъектах Федерации, а также оценить саму возможность реализации основных направлений государственной экономической политики в различных сферах и на разных уровнях.

                 В сложившейся к настоящему времени  системе государственного прогнозирования  главным звеном стали краткосрочные  прогнозы. На втором месте – среднесрочные  прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем – долгосрочные прогнозы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям прогнозирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность прогнозов не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения прогнозного периода.

                 Краткосрочный прогноз предназначается прежде всего для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо  его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы  – от состояния бюджетной сферы  регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.

                 В сложившейся практике государственного прогнозирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам5.

                 Наиболее  сложны проблемы согласования интересов  в финансово-бюджетной политике. Теоретически и федеральные органы власти и управления, и субъекты Федерации решают общие задачи финансового  обеспечения экономического и социального  развития России в интересах всех ее граждан. Однако здесь реально обнаруживаются различия и противоречия интересов – как по кругу конкретных задач, так и по средствам их решения. Достаточно отметить, что субъекты Федерации отвечают прежде всего за социальное развитие, тогда как федеральный уровень в первую очередь озабочен проблемами экономического развития и устойчивости государства. Как правило, средств на полнокровное решение всех проблем не хватает, причем особенно остро дефицит ресурсов сказывается в переходный, кризисный период, когда между центральным правительством и регионами идет острая борьба за распределение ограниченных ресурсов. Дополнительную остроту ей придает вышеупомянутый значительный разброс регионов по уровню экономического развития, соответственно по возможностям самофинансирования социальных программ. Последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами.

                 Прогноз финансового аспекта развития России должен решать минимум четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности, и т.д. Во-вторых, – какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации. В-третьих, – какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов. В-четвертых, – какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.

                 Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения  уровня жизни населения, обеспечения  рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса, поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы – не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.

                 Один  из основных инструментов исследования перспективного развития страны – комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений6.

                 Методология прогнозирования развития регионов должна предусматривать анализ экономических  и социальных аспектов этого развития в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения. В самом территориальном прогнозировании различаются следующие аспекты: 1) воспроизводственный; 2) финансовый; 3) социальный.

                 Основой территориального прогноза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом  Российской Федерации. На федеральном  уровне должны проводиться проверка реалистичности этих материалов, их обобщение и сопоставление с показателями централизованного макроэкономического прогноза, а при необходимости – корректировка макроэкономических показателей. Важнейшие направления экономического анализа в процессе прогнозирования – определение влияния рыночной специализации на рациональное использование природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, выявление территорий ускоренного экономического роста и депрессивных зон.

                 Выполняя  аналитическую и диагностическую  функции, а также функцию предвидения, прогнозирование является инструментом научного обоснования региональной политики на федеральном и региональном уровнях. Ключевые принципы прогнозирования – системность и комплексность, сбалансированность и согласованность, вероятностный характер, научно-методологическая обоснованность и практическая направленность, вариантность. Вариантность прогнозов достигается путем формирования и расчета различных гипотетических сценариев развития исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и перспективных целей. Эффективный инструментарий научного вариантного прогнозирования, обеспечивающий реализацию перечисленных принципов, – математическое моделирование экономических систем.

                 Процесс разработки математических моделей  экономических систем и их практического  использования в прогнозировании  разбиваются на несколько этапов, каждый из которых требует творческого  подхода. Это: 1) постановка задачи моделирования и прогнозирования; 2) разработка общей спецификации модели с выделением управляющих и выходных переменных; 3) выбор класса моделей, определяющих возможные формы связи между переменными; 4) идентификация параметров модели; 5) системная проверка ее адекватности исследуемому процессу; 6) проверка решений на математическую и содержательную непротиворечивость; 7) формирование критериев, отражающих правила выбора решения проблемы из множества альтернативных вариантов; 8) разработка необходимой информационной базы. Каждый этап требует значительного объема аналитической и вычислительной работы с большими информационными массивами. Процесс разработки математических моделей усложняется также тем, что прохождение указанных этапов многоитерационно – пока не будет достигнута приемлемая степень адекватности моделей исследуемым процессам.

                 В этой связи на первый план выходит  динамическое моделирование социально-экономического развития регионов, предполагающее автоматизацию  процесса на базе современных информационных технологий, прежде всего компьютерных. Развитие этого технологического обеспечения привело к тому, что для решения даже рутинных, типовых региональных задач сегодня имеется множество программных продуктов. Прогресс информационных технологий и использование интеллектуальных экспертных систем несомненно создают новые и пока явно недостаточно используемые возможности резкого расширения сферы применения методов математического моделирования, формирования автоматических банков данных, и т.п. Разработка в подобных системах «дружественного интерфейса» радикально облегчает диалог с компьютером, снимая с исследователя рутинные операции и оставляя ему больше возможностей для действительно творческой работы по анализу социальных и экономических процессов в регионах.

                 Именно  этот вариант программного обеспечения  воплощен в разработанном в Перми  программно-инструментальном комплексе  «Прогноз», автоматизирующем весь процесс: ввод и корректировку исходной информации, формирование моделей, проведение расчетов, обмен информацией между базой данных и моделями, обработку и печать исходной и расчетной информации. Необходимость решения в ходе моделирования и прогнозирования комплекса сложных задач предопределила блочное построение программного комплекса «Прогноз», в котором выделены конструкторы баз данных, отчетных форм и динамических моделей социально-экономических процессов. На основе этого комплекса в Министерстве экономики РФ развернута прикладная информационно-аналитическая система прогнозирования социально-экономического развития страны в региональном разрезе7.

                 База  данных в составе системы предназначена  для хранения и оперативной обработки  отчетной и перспективной информации о главных структурных параметрах и показателях развития экономики  Российской Федерации и отдельных ее регионов. В основу организации базы положена реляционная модель с последующим многомерным представлением данных. Таким образом, данные в базе хранятся в виде двумерных таблиц, с помощью которых возможно построение многомерных конструкций – так называемых кубов данных. Вся информация в базе экономически и иерархически структурирована, что позволяет легко ориентироваться в ее многообразии. Доступ к данным осуществляется через запросы, а результаты их выполнения используются для создания отчетных форм. Для наполнения информацией базы данных системы используются Eхсеl файлы с показателями социально-экономического развития отдельных регионов во временном интервале 1995–2003 гг., посылаемые в Минэкономики России по электронной почте от всех субъектов Федерации два раза в год, а также отчетная информация, предоставляемая, в частности, Росстатагентством. Для ввода, проверки на корректность и достоверность, корректировки хранящихся в базе данных, используется ряд макросов, которые позволяют выявлять «подозрительные» данные и по возможности их корректировать.

                 База  данных системы является информационной основой для проведения анализа  текущего социально-экономического состояния  территорий, построения моделей и  проведения прогнозных расчетов. Конструктор  отчетных форм представляет собой электронную таблицу – инструментальное средство для создания и отображения отчетов. Инструмент позволяет отображать и корректировать данные, полученные в результате запроса из базы данных или из моделей, анализировать данные с помощью графиков и диаграмм, проводить различные математические вычисления с последующим анализом итоговых результатов. В рамках системы пользуются готовыми отчетами или создаются новые формы-шаблоны. Информацию о региональном развитии Российской Федерации можно представлять в виде географических карт, что позволяет визуально анализировать результаты прогнозных расчетов.

                 Конструктор динамических моделей социально-экономических  процессов позволяет как формировать  новые модели с использованием встроенного  макроязыка, так и задействовать уже готовые многосвязанные «цепочки» локальных моделей экономической динамики, финансового планирования, основывающихся на различных математических методах анализа и прогнозирования. Особенность макроязыка – его направленность на решение экономических задач. В макроязык встроены процедуры и функции, позволяющие осуществлять статистическую обработку временных рядов, проводить практически любые операции с матрицами, равно как и функции работы с таблицами, датами, файлами и формами. Разработан инструмент оптимизации, регрессионного анализа. Конструктор моделей – удобный и простой в освоении инструмент их создания, а также проведения многовариантных модельных экспериментов, причем речь идет о сложных моделях с большим числом прямых и обратных связей. Основной исходной информацией для решения уравнений моделей служат динамические ряды из базы данных системы.

                 Сложность прогнозирования территориального развития России обусловливается необходимостью комплексного анализа множества  взаимосвязанных параметров, характеризующих социальное и экономическое развитие 83 субъектов РФ во временном интервале 3–15 лет. Успешное решение такой задачи во многом зависит от выбора рациональных методов моделирования этой экономической системы.

                 Регион  – сложная социально-экономическая геосистема, развитие которой в современных экономических условиях характеризуется стохастичностью и в значительной степени непредсказуемостью. Вот почему для разработки региональных моделей наиболее приемлемым из существующих методов моделирования сложных систем является имитационный метод, при котором паутинообразными связями симулируются различные сценарии поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий.

                 Этот  принцип моделирования и был  выбран в качестве базового в региональном департаменте Минэкономики России при разработке комплексной имитационной модели социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе на основе программно-инструментального комплекса «Прогноз». При этом в разработке математического обеспечения модели использовалась комбинация подходов, базирующихся на эконометрических принципах, моделях межотраслевого и межрегионального балансов, спроса и предложения. Эти подходы дополняют друг друга и допускают при совместном использовании разработку высокоэффективных моделей-симбиозов. Такой комбинированный алгоритм оказался максимально пригодным именно для моделирования сложных иерархических систем, на разных уровнях описания которых приходится использовать различные методы. В моделях отражаются требования всесторонней сбалансированности экономики: ресурсной, межотраслевой, материально-финансовой, территориальной.

                 Имитационная  модель территориального развития Российской Федерации включает блок сценарных  условий и четыре основных блока расчета прогнозных параметров, а также блок комплексной оценки развития регионов, предназначенный для диагностики их состояния.

                 Коль  скоро система моделирования  ориентирована на проведение вариантных прогнозных расчетов развития регионов в зависимости от той или иной стратегии управления развитием, в ней прежде всего в явном виде выделяется совокупность критериев и управляющих воздействий, т.е. тех социально-экономических показателей функционирования отраслей региональной экономики, изменение которых находится в компетенции региональных и федеральных органов власти. В качестве управляющих параметров, которые можно изменять в зависимости от варианта сценарных условий, выбраны следующие. Во-первых, – управляющие параметры государственной экономической политики: 1) доля налоговых отчислений в бюджет; 2) доля отчислений во внебюджетные фонды; 3) доля налога на прибыль в валовой прибыли; 4) доля налогов с населения в доходах населения; 5) учетная ставка ЦБР; 6) норма амортизации; 7) инвестиции из федерального бюджета. Во-вторых, – прогнозируемые макроэкономические параметры: 1) фактический валютный курс; 2) ВВП России; 3) его структура; 4) дефлятор ВВП; 5) индекс оптовых цен промышленности; 6) индекс сметных цен строительства; 7) индекс потребительских цен. В-третьих, – прогнозируемые регионами управляющие параметры: 1) инвестиции из бюджетов субъектов РФ; 2) доходы бюджета региона; 3) доходы внебюджетных фондов. В-четвертых, – прогнозируемые параметры воздействия на регионы государственной экономической политики: 1) дефляторы роста цен; 2) уровень процентной ставки по кредитам.

                 В качестве эндогенных переменных модели естественно принять показатели социально-экономического развития региона. Его параметры в прогнозируемом периоде, которые позволяет рассчитывать данная модель, следующие.

                 В блоке «Производство»: 1) ВРП; 2) объем  произведенной продукции промышленности в отраслевом разрезе; 3) валовая  продукция сельского хозяйства; 4) объем подрядных работ в строительстве; 5) объем грузоперевозок и грузооборот  транспорта; 6) основные производственные фонды в разрезе отраслей промышленности и производственной сферы.

                 В блоке «Занятость»: 1) экономически активное население; 2) численность  занятых в экономике; 3) то же в  непроизводственной сфере; 4) уровень  безработицы. В блоке «Население»: 1) доходы населения; 2) его доходы от оплаты труда; 3) социальные выплаты населению; 4) расходы населения; 5) его расходы на покупку товаров; 6) его расходы на оплату услуг; 7) обязательные платежи и добровольные взносы; 8) прочие расходы населения; 9) розничный товарооборот; 10) объем платных услуг.

                 В блоке «Финансы»: 1) балансовая прибыль; 2) амортизационные отчисления; 3) доходы бюджета; 4) доходы внебюджетных фондов; 5) инвестиции федерального бюджета; 6) инвестиции из средств предприятий; 7) иностранные инвестиции; 8) прочие инвестиции.

                 Анализ  рассчитываемых параметров позволяет  давать оценку степени воздействия  государственной экономической  политики, отраженной в сценарных  данных, на развитие каждого субъекта РФ и разрабатывать рекомендации по ее корректировке. Важный момент подготовки и проведения вариантных прогнозных расчетов – выбор критериев качества и эффективности вариантов развития регионов. Комплексная оценка достигается в результате сопоставления выбранных индикативных показателей социального и экономического состояния региона со среднероссийским уровнем, приведения всех значений показателей к сводной оценке и последующего анализа изменений значений этих показателей в прогнозируемом периоде. Индикативные показатели, используемые в блоке комплексной оценки, следующие: 1) индекс физического объема промышленного производства; 2) доля региона в общем объеме инвестиций; 3) финансовая обеспеченность региона – доходы региона в расчете на душу населения; 4) доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых; 5) индекс развития коммуникаций; 6) уровень безработных; 7) доля населения с доходами ниже прожиточного уровня; 8) розничный товарооборот на душу населения; 9) обеспеченность жильем; 10) экологическая ситуация.

                 Все блоки рассматриваемой имитационной модели функционально связаны. Информация для расчетов автоматически поступает из базы данных системы, результаты расчетов объединяются в блоке выходных параметров и представляются в заданном формате. Результаты вариантных расчетов количественных изменений параметров социального и экономического развития регионов, полученные при помощи машинных экспериментов на имитационной модели, являются основой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами отраслевых и функциональных департаментов Министерства экономики РФ качественных изменений в региональном развитии на прогнозируемый период.

                 Вычислительные  эксперименты показали практическую приемлемость построенной системы моделей. Использование  в работе департаментов Минэкономики России имитационного моделирования позволит, можно надеяться, перейти в прогнозной работе на качественно новую ступень, обеспечив многовариантное прогнозирование на основе расчетов функционально связанных параметров различных блоков системы показателей социального и экономического регионального развития. Это позволит готовить эффективные рекомендации в адрес как упомянутых департаментов, так и федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации8.

              • Заключение
               

                   По  итогам проделанной работы, можно сделать вывод о том, что прогнозирование социально-экономического развития очень важно для нормального функционирования всей системы социально-экономической системы, т.к. она включает в себя и материальные (экономические) факторы, так и моральные (социальные).

                       Под системой социально-экономического  прогнозирования понимается определенное  единство методологии, организации  и разработки прогнозов, обеспечивающих  их согласованность, преемственность  и непрерывность.

              В современных  условиях требуется более активное использование научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив.

                   По  мнению Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической паузе». На уровне регионов остается сложной ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития. Определенный негативный эффект на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.

              Таким образом, изучение и систематизация научных  подходов к прогнозированию в  настоящее время является актуальной задачей. Одним из важнейших направлений прогнозирования в сложившейся ситуации является прогнозирование доходов и расходов населения, так как именно они являются основой стабильности – как социальной, так и экономической.

                • Список  литературы
                 
                1. Волкова Г., Мигранова Л., Римашевская Н. Вопросы методики оценки дифференциации доходов населения // Вопросы статистики, №2. 2004г.
                2. Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. – Сыктывкар: КРАГС и У, 2003г.
                3. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально – экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ. – М.: Феникс, 2003 г.
                4. Методологические положения по статистике. Вып. 1–4. М.: Госкомстат России, 1998–2003гг.
                5. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2003 г.
                6. Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. – М.: Высш.шк., 2002г.

Информация о работе Пути формирования государственного прогноза по социально — экономическому развитию регионов