Психологические методы управления трудовым коллективом на примере ОАО «Макбур»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, цель данной курсовой работы – рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя) путем вычленения наиболее эффективных психологических методов управления трудовым коллективом.

Объектом курсовой работы является ОАО «Макбур», занимающийся выпуском макаронной продукции, предметом исследования являются психологические методы управления персоналом.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления трудовым коллективом на предприятии…………………………………………………………………...…..5

1.1. Понятие и классификация методов управления……………….………….5

1.2. Значение управления трудовым коллективом на предприятии….……..11

1.3. Психологические методы воздействия на персонал…………..…………17

Глава 2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на предприятии ОАО «Макбур»………………………………….17

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели………………………………………………….…..17

2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………...21

2.3 Исследование системы социально-психологических методов управления персоналом, применяемых на предприятии…………………………………..27

Глава 3. Пути совершенствования методов воздействия на трудовой коллектив………………………………………………………………………....32

3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование психологических методов управления персоналом……………………………………………….32

3.2. Психологические тренинги как основное мероприятие по совершенствованию методов управления персоналом………………………38

Заключение ……………………………………………………………………...38

Список использованных источников………………………………………......41

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     3) Далее следует обсуждение в  группе индивидуальных визуализации участников.

     Ролевая игра "Сглаживание  конфликтов"

     Цель  упражнения: отработка умений и навыков  сглаживания конфликтов. 

     Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. 

     Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает  сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра. 

     На  обсуждение ведущий выносит следующие  вопросы: 

    • Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? 
    • Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? 
    • Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

     Беседа "Агрессия и давление в переговорах"

     Если  бы все переговоры проводились в  корректных формах, то, наверное, не было бы необходимости и в консультировании по поводу данной темы. Если бы можно только слушать гуманистов и постоянно мыслить позитивно! Но, к сожалению, жизнь есть такая как она есть. Противодействие агрессии во всех ее проявлениях не просто задача переговоров. Практически во всех культурах необходимость сознательной защиты вплетено в ментальность народа. К примеру, жители Индонезии прибивают над входной дверью деревянную маску в виде страшной физиономии с острыми зубами и выпученными глазами, для того, чтобы отогнать злых духов от своего жилья. Китайцы с этой же целью около дома ставят сделанную из камня собаку, похожую на льва. Японцы сооружают возле дверей соляные столбы для защиты от злых сил. Чтобы оградить себя о злых духов и дурного глаза, индусы ставят на ладонь зажженную свечу и три раза обносят ее вокруг лица при этом сплевывая. Многие жители Персии жгут на огне сухой овощ эсфанд, чтобы защитить свой очаг от недобрых воздействий. Похожий обряд существует и у обитателей Индии, которые разрезают репу и выкидывают ее, тем самым символизируя недоброжелателя, которого они «выбрасывают» из своей жизни. Для многих культур Аравии характерна вера в силу дурного глаза. Люди никогда не упоминают о своей радости из боязни, что «злой дух» отнимет ее. В еврейских традициях принято произносить слово «кинеабора», чтобы уберечься от «сглаза», если говоришь о чем – то приятном.

     Мы  не призываем вас носить на переговоры амулеты (хотя у нас есть знакомая, которая при проведении переговоров  на своей территории обязательно зажигает свечу, как она говорит, «для просчета дурных намерений»). Вместе с тем, мы предлагаем необходимость владения инструментами работы с агрессией и давлением на переговорах. Если вы заранее настроены на отслеживание агрессивных «ходов» партнеров по переговорам и готовы к рациональной их оценке, тем самым вы уже отчасти защищены. В этом случае вы не пускаете внутрь своей личности негативный информационный поток, понимая, что это всего лишь определенные правила игры в переговорах.

     И поскольку мы с вами люди умные, то понимаем, что если человек владеет приемами защиты от агрессии, то тем самым он владеет и возможностью нападать. Эта та область решений, которую мы хотели бы полностью оставить на откуп вашим ценностям. Да, иногда необходимо показывать собственную силу, которая может выражаться и в умении вступить в агрессивное взаимодействие. Это важно потому, что в переговорах со слабым не договариваются, слабому диктуют условия. Но за агрессивность всегда приходится платить. И размер этой платы можете определить только вы сами.

     Игра "Песчинка или  камень?"

     Цель: рефлексия возможностей социально-производственной адаптации в процессе творческой самоидентификации.

     Стимульный  материал: морские камни разной формы  и конфигурации, имеющие явно «зернисто-песочную»  структуру.

     1) Тренер предлагает участникам  рассмотреть разложенные на столе  камни и выбрать каждому именно  тот камень, который ему нравится, который почему-либо он считает  похожим на себя, идентифицирует  себя с ним.

     2) Далее тренер предлагает каждому  участнику пофантазировать и представить себя этим камнем, сочинив свою «каменную» историю, место положения, черты и качества характера, индивидуальные особенности и т.д.

     3) Самопрезентация участниками своей  «каменной» судьбы и перспектив  развития.

     4) Далее тренер предлагает участникам усложнить задание и представить себя песчинкой в только что описанном камне;

    • трудно или легко было попасть в камень (технология попадания);
    • трудно или легко удержаться в нем (технология удержания);
    • какие требования предъявляет камень к песчинке;
    • какие права, обязанности и возможности есть у песчинки в камне;
    • нравится ли быть в камне одной из многих песчинок, и т.д.

     5) Следующим этапом может быть  предложение тренера разбиться на 2-3 подгруппы для продолжения темы в игровом варианте.

     6) Каждая группа придумывает некий коллективно-структурный камень и представляет его на группе, играя роль элементов или песчинок; презентация представляет собой рассказ о:

    • названии своей каменной структуры;
    • способе скрепления и взаимодействия элементов камня;
    • наличии или отсутствии «каменного» центра;
    • требованиях, предъявляемых к друг другу внутри камня;
    • требованиях, предъявляемых к вновь прибывшему элементу, желающему попасть в структуру камня; возможен ли компромисс?;
    • соотнесении желаний попасть в структуру камня и утраты свободы;

     и т.д.

     7) Обсуждение результатов работы  в группе (при необходимости)

     Услуги  организаций по тренингу могут обойтись ОАО «Макбур» в немалую сумму, поэтому будет более осмотрительно  создать свое специальное подразделение мотивации персонала, которое будет составлять плановые тренинги примерно раз в месяц для улучшения психологической атмосферы в коллективе.

 

      Заключение

     Управление  коллективом работников имеет для  организации большое значение. Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам, «человеческому» фактору управления резко возрос

     Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, они направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они  направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач. Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника.

     Анализ  внешней среды предприятия показал: ОАО «Макбур» является самым крупным  производителем макаронных изделий  в Восточной Сибири и Приморье. Улан-Удэнская макаронная фабрика вышла  и на региональные рынки. Сегодня, помимо Бурятии, она успешно реализует свою продукцию в Иркутской, Читинской области, республике Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке (Приморский край, Хабаровский край). Кроме реализации на внутреннем рынке, ОАО «Макбур» осуществляет экспорт в Монголию. При анализе внутренней среды выявилось, что на предприятии установлено новое, самое современное оборудование. В ассортименте ОАО «Макбур» более 50 наименований макаронных изделий самых разных форм и расфасовки. Для продвижения продукции компании под торговой маркой «Макбур» на новых существующих рынках, постоянно уделяется внимание различным маркетинговым мероприятиям.

     Исследование  методов психологического воздействия  на персонал, применяемых на предприятии  показало, что в этой области имеются  следующие проблемы: 1. недостаточное внимание руководства к системе мотивации работников; 2. слабое применение психологических методов управления персоналом; 3. отсутствие специальных работников, занимающихся проблемами мотивации, нет конкретной системы мотивирования, отсутствие, также формального документа, который затрагивал бы все аспекты стимулирования сотрудников, материального, так и нематериального; 4. руководители рассматривают систему стимулирования в узком спектре стимулов; 5. Низкая степень делегирования и доверия к работникам со стороны руководства; 6. Недостаток признания, похвалы у работников.

     Для решения проблем в сфере мотивации  и психологического управления персоналом на ОАО «Макбур» можно провести такие мероприятия как, создание отдела мотивации; создание благоприятной рабочей среды; создание сплоченного коллектива, путем проведения различных тренингов, созданием внутреннего сайта, организацией поздравления работников с праздниками; создание руководством ощущения поддержки и доверия у персонала, чувства значимости собственной должности, «нужности» компании. Использование такого метода воздействия на персонал как наказание, должно быть очень осторожным, так как, неправильно наказав сотрудника, можно получить прямо противоположный результат - сопротивление, агрессию, нежелание исправляться и продолжать работу.

     Список  использованных источников

  1. Виханский О.С. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2008
  2. Комаров П.А. Менеджмент социальной работы – М.: Экономика, 2009
  3. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент – СПб.: КНОРУС,1994
  4. Прокопьев Т.Я. Современный менеджмент – СПб.: Высшая школа, 2002
  5. Румянцева А.И. Менеджмент организации – М.: Инфра – М, 2006
  6. Волков П.И. «Наказание как метод стимулирования персонала» //Управление персоналом - №9, 2009
  7. Иванов П.М. «Методы управления персоналом»// Главный инженер, №1, 2008
  8. Иванова С. «Демотивация персонала: как ее преодолеть»// Кадры предприятия, №7, 2008
  9. Иванова С «Специальные мероприятия как дополнительный источник мотивации»// Кадры предприятия - №5, 2009
  10. Карпов А.Е «Современные проблемы систем стимулирования»// Управление персоналом - №23, 2007
  11. Петрова С.М. «Мотивация работников»// Управление персоналом – №6, 2009
  12. Сергеев П.И «Современные методы управления персоналом»// Кадровое дело №4, 2007
  13. Харченко С.М. «Проблема мотивирования персонала организации»// Социс - №2, 2008
  14. Шушкевич С.В «Лояльный персонал – миф или реальность»// Управление развитием персонала - №2, 2009г.
  15. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. М., 1999.
  16. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни.- СПб.6 Речь, 2002. - 288 с.
  17. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. - СПб., 1997.
  18. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000.
  19. Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.
  20. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1986.
  21. Психология. /Под ред. А.А. Крылова. М., 2000.
  22. http://azps.ru/

Информация о работе Психологические методы управления трудовым коллективом на примере ОАО «Макбур»