Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:16, реферат
Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности.
Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.
Подверженность несчастным случаям зависит от функционального состояния человека. Под функциональным состоянием понимают комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека. Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В группе психических состояний особо выделяют эмоциональные состояния. Интересно, что рост работоспособности может быть вызван не только положительными, но и отрицательными эмоциями. С другой стороны, положительные эмоции могут быть причиной понижения работоспособности, надежности в работе. Например, К.К.Платонов приводит примеры гибели летчиков при посадке самолета на аэродром в результате снижения бдительности из-за положительных эмоций. Некоторые эмоциональные состояния (например, сильная ярость) могут стимулировать резкое повышение работоспособности, связанной с большими физическими нагрузками, и понижение эффективности некоторых видов операторского труда, работы корректоров, и др.
Выделяют эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное возбуждение — активизация различных функций организма в ответ на эмоциональные (т.е. стимулирующие эмоции) факторы. Эмоциональное возбуждение обычно не связано с активными волевыми действиями. Эмоциональное напряжение — состояние, характеризуемое активизацией различных функций ррганизма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности. Эмоциональное возбуждение и напряжение может перерасти в эмоциональную напряженность — состояние, характеризуемое такой степенью эмоциональных реакций, которая вызывает временное понижение
устойчивости
психических процессов и
При преодолении
напряженности перечисленные
Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена фрустрация, вызываемая объективно непреодолимыми препятствиями, трудностями на пути к достижению желаемой и очень важной цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций по типу эмоциональной напряженности или нервного «срыва», проявляется также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости, желании «сорвать на ком-то зло» (агрессивная фрустрация). Но фрустрация иногда проявляется и в противоположных реакциях: депрессия, пониженная активность («руки опускаются»), самобичевание, обвинение себя в неудаче («я во всем виноват, бить меня некому», « я ни на что не гожусь»и т. п.) или же в особых формах капризного поведения. Одно из характерных ее проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящих к несчастным случаям. Однажды пережитый несчастный случай часто вызывает такое остаточное пси^-хическое, фрустрирующее воздействие, которое еще больше увеличивает подверженность опасности. Так, человек, пострадавший однажды от несчастного случая на какой-то определенной фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы неопределенное чувство страха, депрессии, а появляющаяся вместе со страхом неуверенность движений может вновь и вновь приводить к ошибкам, которые способны повлечь за собой повторение несчастного случая. Статистика подтверждает, что среди лиц, переживших несчастный случай, часто бывают повторные травмы. Для снятия остаточных фрустрирующих следов пережитой травмы может быть полезна своевременно проведенная психотерапия у опытного психолога.
Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние. Внешние, экстремальные факторы — это такие, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т. е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов. Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций, ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели. Повышенный уровень тревожности человека может ускорять появление эмоциональной напряженности и срыва деятельности.
К внутренним эмоциональным факторам относятся такие, как характеристики нервной деятельности, темперамент, уровень тревожности, ригидности (неспособности к перестройке поведения), фрустрированности, невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и т.п. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека.
Выделяют состояние стресса, когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров (механические повреждения, инфекция, большие физические нагрузки, термические, психогенные, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и неудачи, другие воздействия). Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающими в себя стадию тревоги, повышенной сопротивляемости организма и стадию истощения. Стадия тревоги состоит из двух фаз: шока — общее понижение функций; противошока — общее повышение функций до уровня выше исходного за счет включения не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме, путем резкого увеличения выработки ряда гормонов (адреналин, норадреналин и др.), которые вызывают изменения в деятельности сердечной, дыхательной, мышечной, кровеносной, иммунной систем организма для мобилизации всех ресурсов. Стадия повышенной сопротивляемости организма может длиться от нескольких минут до нескольких часов. И, наконец, стадия истощения, появление нарушений в организме под действием избытка гормонов ( спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты, язвы желудка и другие проявления).
Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдерживать лишь определенное количество стрессов, но кто-то больше, кто-то меньше. У каждого свой уровень стрессоустойчивое™, превысив который, человек приобретает острые, хронические соматические и нервные заболевания, вплоть до смертельного исхода.
Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие общие методы снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска:
1) проведение профилактических и охранных мероприятий;
2) эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решения и реализации действий;
3) профотбор
и отсев профессионально
4) устранение
несоответствия структуры
5) совершенствование структуры личности работников: а) повышение профессиональной компетентности и
опыта, в том числе тренировка профессионального поведения в аварийных и экстремальных ситуациях (на тренажерах);
6) повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения (соответствующая психологическая тренировка и овладение аутотренингом и др. методами саморегуляции);
в) повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда;
г) улучшение, развитие, тренировка внимания, памяти, мышления и пр.
Использованные источники информации:
Менеджмент персонала. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. 1997 г.
Стр. 293 «Психофизиология труда, работоспособность и безопасность человека»
Информация о работе Психофизиология труда, работоспособность и безопасность человека